С химией по жизни

В данной публикации описано, как рождается сценарий внеаудиторного мероприятия, освещен мой опыт работы за многие годы по методике разработки и проведения КВН «Биржи труда для использования металлов», устных журналов, химического марафона, встреч в кафе «Химическая смесь», работы рекламных агентов и т.п.

Оптимальное использование различных форм организации учебно-воспитательного процесса ведет по пути совершенствования обучения посредством формирования на межпредметной основе целостной системы знаний, направленных на воспитание информированного гражданина.

Изучение химии в техникуме – путь к достижению естественно-научной грамотности. Акцент делается на развитие личности учащихся средствами предмета, на воспитание информированного гражданина, способного осмыслить научные вопросы в контексте социальных и личностно-значимых задач, сформировать навыки грамотного поведения в быту, на производстве, развивая прикладные аспекты науки на основе ее творческих знаний.

 

Замысел рождается из реалий…

Наиболее плодотворной формой работы педагога с целью сплочения студенческого коллектива, стимулирования и поддержки педагогического творчества, улучшения информационного обеспечения студентов и педагога, осуществление желания педагога сделать жизнь студента на занятии и вне, его интересной и увлекательной является организация полноценного досуга.

Замысел мероприятия рождается из реалий сегодняшнего дня с учетом современной лексики. За многие годы работы в техникуме накопила значительный сценический материал, но никогда не предлагаю учащимся готовый сценарий (шаблон), что сковывает инициативу участников предстоящего события. Подготовка заседания клуба веселых и находчивых, химического марафона, встречи в кафе «Химическая смесь», устного развлекательно-познавательного химического журнала, биржи труда для металлов, либо аттестации и лицензирования рекламного агентства – творческий процесс, где в ходе беседы заинтересованных людей, с которыми хорошо и весело, пробуждает обе стороны (преподавателя и студентов). Это повышает качество диалога, рождает споры профессионалов в ходе разработки сценария.

От отбора в творческую группу до предстоящей премьеры…

Отбор в творческую группу или одновременно в нескольких групп осуществляется по следующим факторам:

1.     Добровольное желание самого студента принять участие в организации данного действа.

2.     Привлечение в группу музыкантов, певцов, стихотворцев, художников и просто фантазеров на добровольной основе по принципу: «Взялся за гуж, не говори, что недюж».

Для организации такой творческой группы выхожу на все группы, в которых веду предмет, с предложением провести в техникуме что-то необычайно интересное с учетом знаний химии.  «Семя, брошенное в землю» приносит плоды – находит отклик в группах. От числа желающих принять участие зависит масштаб внеаудиторного мероприятия:

1.     На базе одной группы можно организовать заседание экспертных комиссий по теме «Что мы пьем и едим? (кофе, шоколад)»  или «Биржу», которая ведет поиск по применению металлов, химических соединений.

2.     На базе значительного числа групп «Химический марафон» (о созидающей и разрушающей роли химии),  устный развлекательно-познавательный химический журнал по теме «Химия в моей профессии», «Химия и мы».

3.     На базе 2-х, 3-х групп провести соревновательно-развлекательные мероприятия: открытую аттестацию рекламного агентства «С химией по жизни», заседание клуба веселых и находчивых, разыграть тендер на право издательства химического журнала, провести встречи по интересам в кафе «Химическая смесь» и многое другое.

Затем собираю участников творческих групп, где исходя из своей педагогической практики, предлагаю формы проведения внеаудиторного мероприятия, идет их осуждение, выслушиваются предложения сторон, идет поиск истины интересной идеи. Когда же форма выбрана. начинается обсуждение регламента, детальная разработка составляющих предстоящего интересного события.

Как осуществляется поиск материала?

Как правило, мероприятия такого уровня я стараюсь провести к окончанию I семестра (в декабре), либо во II семестре: к этому времени студентами выполнены индивидуальные или коллективные работы по сбору предметной информации над рубрикой «Это интересно и полезно знать».

К примеру:

«О роли химических элементов в мире живой природы».

«О роли химических элементов, их соединений в повседневной жизни».

«Химия и мы».

«Химический калейдоскоп».

«Химия в нашей жизни» и т.д.

Далее эти материалы становятся основой для разработки предстоящего сценария, дополняются стихосложением, переработкой материала на вариации знакомых мелодий, шлягеров, хитов, продолжается работа с научно-популярной литературой по химии, сборниками песен и стихов. Музыкальное оформление придает особый шарм сценарию. Индивидуальная подготовка каждой страницы сочетается с коллективным обсуждением и корректировкой предложенного материала. А когда сценарий уже написан, начинается распределение ролей, обсуждение костюмов и декораций, оформление зала, а далее – репетиции предстоящей премьеры.

 

 

Время работы.

Готовим мероприятие месяц – полтора месяца. В ходе этого времени происходит обновление и расширение диапазона интересов, потребность общения, пробуждается общественная память, формируется гражданская позиция, чувство ответственности в коллективе, усиливается самоотдача, улучшается дисциплина.

О пользе таких мероприятий.

1.     Раскрываются творческие задатки учащихся, которые могут развиться в способности, если их вовремя уловить.

2.     Интерес рождает поиск, поиск закаляет волю и находит возможные пути успеха для студента.

3.     Педагог раскрывается как личность с некими качествами, умениями, свойствами характера. Его размышления и чувства, разнообразные интересы, кроме предмета, который он ведет, пробуждают интерес учащихся к нему, формируют доверие к педагогу.

4.     Диалог с равным в ходе разработки сценария и репетиции спектакля, создает для учащегося больше возможностей найти себя.

5.     Рождается микроколлектив людей, увлеченных общим делом, жаждущих общения.

6.     Грамотное отношение к повседневной жизни формируется через развитие интереса к предмету в ходе организации полноценного досуга.

 

Заключение.

Оптимальное использование различных форм организации учебно-воспитательного процесса ведет по пути совершенствования обучения посредством формирования на межпредметной основе целостной системы знаний, направленных на воспитание информированного гражданина.

 

 

Трубникова Г.К.,

преподаватель кафедры

Общематематических и естественно-научных дисциплин

                                                             БПФ ПГУ им Т.Г.Шевченко

Категория: Естественно-научные дисциплины | Добавил: nadezhda (19 Декабря 08) | Автор: Трубникова Г.К.
Просмотров: 3914 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]