Разработка урока по методу "преломления". Творческий диалог А.А. Ахматовой и А.А. Блока.

От тебя приходила ко мне тревога
И уменье писать стихи.
А. Ахматова

Цели урока.

  1. Рассмотреть биографические сведения о возникновении диалога между поэтами.
  2. Попробовать решить вопрос о влиянии творчества Блока на творчество А. Ахматовой с помощью исследования текстов.
  3. Провести сопоставительный анализ стихотворений А. Ахматовой
    <Я пришла к поэту в гости> и А. Блока <Красота страшна, - Вам скажут>.

Занятие можно проводить после изучения творчества А. Блока в 11-ом классе в начале изучения творчества А. Ахматовой.

Весь урок построен на тайне взаимоотношений поэтов. Именно загадка этого диалога вызывает у учащихся интерес к биографиям и творчеству авторов, побуждает к исследованию их произведений.

Учащимся было дано домашнее задание: проанализировать стихотворения поэтов: 1 группа - <Я пришла к поэту в гости> А. Ахматовой и <Красота страшна, - Вам скажут> А. Блока.

Предлагаемый план анализа:

1. Попробуйте определить стихотворный размер произведения и особенности его рифмовки.

2. Как обозначены <время и пространство> в стихотворении.

3. Выявите средства художественной выразительности.

4. Что можно сказать о лирическом герое стихотворения.

Слово учителя

Дома вы познакомились со стихотворениями двух поэтов, посвященными друг другу. Из биографий поэтов вы знаете, что они были знакомы и поддерживали дружеские отношения.

Сегодня мы узнаем о новом факте из жизни поэтов и посмотрим, как связаны с ним стихи, которые вы анализировали дома.

Вот этот факт. М.А. Бекетова, тетка А. Блока, по материнской линии, в своих воспоминаниях о нем писала: <В 1914 году Александр Александрович принял участие в новом журнале <Любовь к трем апельсинам>, основанным Мейерхольдом и В. Соловьевым <...> В одном из первых номеров появились стихи А. Ахматовой, посвященные ему и его ответ на эти стихи...> (М.А. Бекетова, А. Блок. - Л, 1930. С. 193-194).

Так завязалась "журнальная переписка" поэтов. Сейчас мы попытаемся понять, в чем заключается смысл этого творческого диалога в печати? Зачем он нужен был Ахматовой и Блоку? И, может быть, мы сможем разгадать какую-то тайну их отношений.

Все наблюдения, которые были выявлены дома или возникающие на уроке, записываем в сравнительную таблицу (на доске и в тетрадях).

"Я пришла к поэту в гости".

А.А. Ахматова

"Красота страшна", - Вам скажут".

А.А. Блок

   
   

Начнем с произведения А. Ахматовой.

Один ученик (из первой группы) у доски определяет стихотворный размер и особенности рифмовки в стихотворении Ахматовой, записывает в таблицу.

Я пришла к поэту в гости
Ровно полдень. Воскресенье...
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

Четырехстопный хорей

В стихотворении нет рифмы, но ритм прекрасно чувствуется.

Второй ученик рассказывает, какие особенности пространственно-временной организации он заметил, отмечает их в таблице. В стихотворении есть указание на время: Полдень, Воскресенье. Крое того, есть дата написания произведения - Январь 1914 года.

Сложнее выглядит пространственная организация текста. Пространство постепенно расширяется к концу стихотворения: "в комнате просторной", затем "за окнами малиновое солнце", и, наконец, "у морских ворот Невы".

Важно то, что у ребят, моих учеников, возникла идея отразить в схеме смену горизонталей и вертикалей в стихотворении. Вот она:

По этой схеме читатель может проследить, как движется взгляд героини, как меняется пространство.

В тексте есть указание на место действия - "У морских ворот Невы", то есть можно предположить, что все происходит в Петербурге. Действительно, речь идет о квартире А. Блока, в которой он с женой прожил 9 лет. Дом на Офицерской, 57, на углу набережной Пряжки. <...> "В письме матери Блок описывает вид из окон: "Вид из окон меня поразил. Видно несколько церквей и мачты, хотя море закрыто домами". (М.А, Бекетова. А. Блок. - Л., 1930. С.179-180).

Ученик рассказывает о средствах художественной выразительности, отмеченных им. Выразительных средств очень мало, присутствуют бытовые эпитеты: "просторной, лохматый, дымный" и другие. Есть сравнение: "И малиновое солнце... Как хозяин молчаливый".

Интересна смена цветовых оттенков, в стихотворении одновременно присутствуют малиновый и сизый, дымный, серый (из ответов учеников).

В таблицу: Лирическая героиня - женщина, возможно, сама поэтесса. Есть указания на адресата "Александру Блоку" и описание дома в Петербурге, мы можем сказать, что Ахматова действительно говорит о Блоке. Нужно отметить ее отношение к поэту. Он для нее то "малиновое солнце", которое "смотрит снизу", и "хозяин молчаливый" и поэт (из ответов). Таким образом, выстраивается ряд характеристик, которыми Ахматова наделяет Блока: Блок - поэт - солнце - хозяин. Можно сказать, что он был для поэтессы Учителем, человеком, к которому она испытывала уважение.

Но в то же время можно предположить, что Ахматова влюблена в поэта. Она говорит:

"У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше осторожной,
В них и вовсе не глядеть".

Ахматова одновременно восхищается Блоком и боится его.

Конечно, все это мы можем предположить, проанализировав текст Ахматовой, но лирический герой не всегда отражает истинное лицо поэта. Это скорее миф об авторе, который возникает от впечатлений от его творчества и дополняется нашим субъективным читательским восприятием.

Миф о Блоке существовал и для Ахматовой, для нее он - Человек-эпоха. В своих произведениях она соединяет в нем божественное (солнце) и демоническое (хозяин).

Переходим к рассмотрению стихотворения А. Блока (наблюдения, самостоятельные выводы учащихся записываются в таблицу для сравнения). К работе приступает 2-ая группа учащихся.

Стихотворный размер и особенности рифмовки:

"Красота страшна", - Вам скажут, -
Вы накинете лениво
Шаль испанскую на плечи,
Красный розан в волосах.

Четырехстопный хорей
В стихотворении нет рифмы, но есть ритм.

Особенности хронотопа стихотворения (пространство и время). Дата написания стихотворения - 16 декабря 1913 года. Других указаний на  время нет. Место действия неизвестно, и вообще четко пространство не обозначено. Но схема смены горизонталей и вертикалей так же вырисовывается:

Лирический герой как бы рассматривает героиню и следит за ее движениями (из ответов).

Средства художественной выразительности. Сразу заметно необычное деление строки на две части прямой речью: "Красота страшна - Вам скажут". И деление с помощью умолчания "Красный розан - на полу".

То же, кстати, было и в стихотворении Ахматовой, только она делит строку на две части с помощью назывных предложений: "Ровно полдень. Воскресенье". В стихотворении Блока есть повторяющиеся синтаксические конструкции, они как раз отражают динамику в произведении.

Так же присутствуют бытовые эпитеты: "пестрой, красный, проста"  и цветопись: "красный розан" и "пестрая шаль", то есть представлена более яркая гамма.

Лирический герой стихотворения.

Кто-то наблюдает за героиней, возможно, за Анной Ахматовой, ведь стихотворение посвящено ей. Кто-то говорит ей, что она красива, но предупреждает, что "красота страшна" и "проста", а она опровергает эти определения: "Не страшна и не проста я" (из ответов).

Для автора героиня - красивая женщина. Испанская шаль и красный розан рисуют перед нами  образ Кармен. Она - мать - "Вы \укроете ребенка", женщина, знающая жизнь: "Не так проста я, чтоб не знать, как жизнь страшна".

Возникает следующий ряд ассоциаций, связанных у Блока я образом поэтессы: Ахматова - красивая женщина - Кармен - мать - женщина, знающая жизнь.

Может быть, Блок показал разные стороны многоликого творческого образа Ахматовой. Она знает, что о ней говорят:

Но рассеянно внимая
Всем словам, кругом звучащим...

Не только сама Ахматова знает, кто она на самом деле... Возможно, что Блок мог быть влюблен в Ахматову. "В это время А. Блок встречался с артисткой Театра музыкальной драмы Л.А. Дельмас, известной исполнительницей роли Кармен в опере Бизе". (Л.К. Долгополов. Александр Блок. - Л., 1978. С.143-144). Следствием этого романа явился стихотворный цикл "Кармен" 1914 года, посвященный Дельмас.

Возможно, А. Ахматова тоже участвовала в формировании образа Кармен у Блока. Но судить о том, был ли он влюблен в нее, действительно, сложно.

Каковы же итоги нашего сопоставления?  Что показалось вам необычным в стихотворениях?

Можно сказать, Ахматова копирует у Блока манеру письма. Судя по ее стихотворению, Блок для нее "солнце", то есть Учитель, образец для подражания, идеал.

Действительно, видно влияние творчества Блока на Ахматову. Вернемся к эпиграфу нашего урока: это слова из еще одного стихотворения, посвященного Блоку. Поэтесса не отрицала этого влияния на своей творчество, хотя вопрос о его степени всегда обходила молчанием.

Может быть, это была игра, и поэты специально "общались" через журнал, чтобы все читатели размышляли об их отношениях, чтобы все говорили о них (их ответов).

Проанализировав два стихотворения, мы не раскрыли тайну "переписки" Ахматовой и Блока, хотя и провели очень интересный сопоставительный анализ и сделали несколько серьезных выводов о творчестве поэтов.

Домашнее задание. По предложенному плану проанализируйте стихотворение А. Ахматовой "Двадцать первое. Ночь. Понедельник" и А. Блока "Ты проходишь без улыбки". Может быть, вам удастся сделать еще открытие?

Желаю успехов!


Категория: Русский язык и литература | Добавил: nadezhda (09 Июля 08)
Просмотров: 8718 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]