Совершенствование форм опроса на уроке информатики

От правильной организации опроса во многом зависит: будет ли достигнута дидактическая цель урока, насколько учащиеся будут активны в дальнейшем ходе урока, их отношение к изучаемому материалу, их эмоциональный настрой. К опросу нужно тщательно готовиться. Опрос должен проводиться на каждом уроке. Нужно приучить учащихся к мысли о том, что их обязательно будут спрашивать. Для того чтобы опрос прошел эффективно, преподаватель должен иметь большое число дидактических материалов и разнообразить формы опроса.

От правильной организации опроса во многом зависит:  будет ли достигнута дидактическая цель урока, насколько учащиеся будут активны в дальнейшем ходе урока, их отношение к изучаемому материалу, их эмоциональный настрой.

К опросу нужно тщательно готовиться. Опрос должен проводиться на каждом уроке. Нужно приучить учащихся к мысли о том, что их обязательно будут спрашивать. Для того чтобы опрос прошел эффективно, преподаватель должен иметь большое число дидактических материалов и разнообразить формы опроса.

Есть формы опроса, которые стали традиционными, привычными, но без которых трудно обойтись (комбинированный опрос, письменный, устный, программированный-машинный и безмашинный и др.)

Тем более интересны нешаблонные методы опроса. За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных методов опроса, которые представляют несомненный интерес. Вот некоторые из них:

1. Проверка знаний учащихся с использованием планшетов, покрытых прозрачной пленкой.

Что интересного в этом методе опроса?

Во-первых, карточки-задания, написанные на плотной бумаге, можно использовать многократно. Такие планшеты просты в изготовлении. Можно использовать прозрачные полиэтиленовые мешочки, а для создания жесткости туда вставляется (по размеру мешочка) кусок картона, между картоном и пленкой вставляется карточка-задание.

Во-вторых, на карточки-задания можно наносить очень разнообразный материал (тесты, программированные задания, задания на заполнение пробелов в тексте, на нахождение типичной ошибки и т.д.)

Но:

*       - необходимо помнить, что задания вычислительного  характера не должны содержать громоздких  вычислений;

*       - решение задач может иметь несколько способов решений, следовательно, для слабых учащихся можно дать указания к каждому способу, для средних - намек, а для сильных - указать количество решений. Тем самым осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

При разработке заданий можно учесть разные степени трудности задач. Использование планшетов, покрытых пленкой, позволяет экономить время на уроке и облегчает проверку выполненного задания учителем.

2. Информационные диктанты.

Используются как форма опроса для контроля за усвоением  проходимого материала и выявления готовности учащихся к  восприятию нового.

Диктант проводится в самом начале урока, состоит из двух  (не более!) вариантов. Продолжительность диктанта 3-8 минут, количество вопросов 3-10. Текст вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа, несложных вычислений. Пауза между следующими  друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи ответов учащимися, причем, учащиеся пишут ответ только на поставленный вопрос.

3. Экспресс-диктант.

Проводится по всем правилам обычного диктанта, но ответы учащиеся пишут в 2-х экземплярах, один - контрольный - сдается преподавателю, другой - рабочий - остается учащемуся. По рабочему экземпляру диктант проверяется фронтально (можно провести разнообразно и интересно) и затем учащиеся сами ставят себе оценку за правильность выполненной работы.

Экспресс-диктант хорош своей обратной связью учитель-ученик. После проведения такого опроса преподаватель сразу же может учесть и выявить, что плохо усвоено учащимися, что - хорошо, что нужно проработать со всеми, что - индивидуально. Этот вид диктанта полезно проводить для проверки знаний по формулам, таблицам.

4. Для оживления традиционных форм опроса и активизирования внимания учащихся к ответам своих товарищей, полезно проводить рецензирование (письменное и устное) этих ответов.

Чтобы правильно составить рецензию, учащиеся должны знать, на что нацелить свое внимание. Преподаватель должен указать важность таких моментов, как:

*       научная строгость изложения;

*       логичность;

*       правильность и четкость формулировок;

*       грамотность речи и записи на доске;

*       правильность употребления символики и терминологии.

5. Опрос - игра.

Небольшие вычислительные примеры решаются в круговом порядке, т.е. данными для следующего примера являются результаты предыдущего.

Учащийся, выполнив свое задание, передает результат следующему. Задания к такому опросу можно разработать на несколько вариантов, проводить письменно или устно. Особенно удачно он проходит в устной форме. Содержанием заданий к опросу-игре может быть материал проходимой темы или повторение нескольких тем.

По форме опрос- игру можно провести как соревнование между рядами учащихся в классе, между командами. Опрос-игра всегда проходит при большой активности учащихся, поднимает эмоциональный настрой и вызывает неподдельный интерес.

Не менее важными считаются опросы, проводимые непосредственно за ПК. На рабочее место ученика устанавливается или тестирующий комплекс, или тестовая программа или другие варианты тестовых заданий.

Средства программирования, анимации позволяют разнообразить не только структуру самих тестирующих заданий, оболочек, но и максимально продумать их дружественные интерфейсы.

Наиболее приветствуются оболочки, в которых ведется протокол ответов учащегося, автоматически выставляется оценка, выполняется анализ.

По-моему мнению, наиболее близко данным критериям отвечает тестовый комплекс UTK (Программа-тестер. Генератор тестов и непосредственно тестер.  Сетевое и локальное тестирование. Лучшая программа для тестирования). Лицензия не требуется. Автор выложил в свободное использование. Последняя рабочая версия 1.60. Скачать можно здесь http://agran.net.ru

В связи с тем, что эффективность обучения информатики зависит от оперативной проверки знаний, умений и навыков учащихся, преподаватель должен обратить самое серьезное внимание на организацию и формы проведения опроса.

 

 


Елена Владимировна Ямкина
МОУ СОШ №37, Учитель информатики
Ульяновская область, г. Ульяновск

Категория: Математика, физика, информатика | Добавил: nadezhda (08 Сентября 08)
Просмотров: 5434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]