Воспитание... на отрицательных примерах
24 Апреля 10, 08:04
Куда «деваются» отрицательные качества?

Проблема в том, что помимо положительных черт у каждого из нас существуют и отрицательные качества, которые вызывают соответствующие желания и стимулируют к определенному поведению. А реакция взрослых, в том числе педагогов, нередко сводится к запретам и нравоучениям. В результате у многих детей возникает конфликт между идеализированным представлением о себе и реальными устремлениями. Следствиями такого конфликта бывают: снижение самооценки, внутреннее смятение, повышенная раздражительность и другие негативные переживания. В более отдаленной перспективе это может привести к проблемам в развитии ребенка, например в развитии эмоциональной сферы. Бывает и так, что ребенок отторгает положительную модель поведения и обращается к другим асоциальным или даже криминальным моделям. В общем, потеря связи с отрицательной частью себя чревата весьма неприятными последствиями. Как же быть? Здесь на помощь учителю приходит провокативная педагогика.
Надо ли сдвигать границу дозволенного?

В основе провокативной педагогики лежит вызов воспитаннику, побуждающий его к определенным действиям в направлении собственного развития. Зачастую этот вызов связан с предложением сделать нечто такое, что выходит за границы стереотипных представлений о допустимом и запретном, правильном и ложном, поощряемом и наказуемом. То есть детям разрешается и предлагается то, что по логике вещей вроде бы не должно поощряться взрослыми. Стандартные нормы и границы как бы сдвигаются, и ребенку предоставляется возможность самому решить: как далеко ему стоит зайти в следовании новым «антипедагогическим» установкам и принципам. Во внеучебной работе с этой целью может использоваться методика ролевых либо имитационных игр. Например, игра «День гадостей», в которой ребятам разрешается делать «пакости» друг другу, или «День Лени», где у детей только одна обязанность – «ничегонеделание». Как правило, проживание такого «негативного опыта» вызывает у детей обратную реакцию: желание поступать вопреки «отрицательным» предписаниям взрослых. На этом эффекте, собственно, и строится расчет в провокативной педагогике. Согласитесь, одно дело, когда моральные нормы поведения вводятся взрослыми, и совсем другое, когда дети приходят к ним сами. В последнем случае идеальные положительные черты перестают восприниматься ребенком как навязанные извне; появляется осознание их необходимости, а сам человек начинает ощущать реальную свободу и ответственность.

Кроме того, методы провокативной педагоги позволяют ребятам, что называется, «выпустить пар», реализовать некоторые свои отрицательные желания в «мягкой» и безопасной для других форме.

Но и это еще не все. В культуре провокативность выступает как один из механизмов для «выработки неопределенности». То есть такого расшатывания культурных и личностных стереотипов, которое ведет к изменению, обновлению, развитию как отдельных людей, так и общества в целом. Как подобное «расшатывание» проявляется в практике провокативной педагогики? Например, у ребенка меняется отношение к определенным вещам, он начинает понимать, что некоторые качества, которые он раньше считал отрицательными, не стоит оценивать так однозначно. Что возможно найти способы, которые позволят обратить потенциал «отрицательных» желаний и интересов «в позитив». Таким образом, провокативные методы высвобождают в ребенке скрытую энергию, активизируя и усиливая ресурсы его саморазвития. И одновременно помогают интегрировать положительные и «отрицательные» стороны личности в целостное, адекватное и позитивное представление о себе.

Как видим, провокативная педагогика обладает колоссальным потенциалом, который стоит использовать. Но!..

Может быть, лучше воздержаться?..

В заключение необходимо сказать об ограничениях в применении методов провокативной педагогики. Прежде всего, следует отметить, провокативные методы – это обоюдоострый инструмент. Неграмотное обращение с ним может привести к прямо противоположному эффекту.

Поэтому использовать эти методы можно только тем учителям, кто знаком с основами психологии и обладает навыками применения игровых методик. При этом педагогу следует руководствоваться принципом открытости в общении с ребятами, а также принципом «педагогического участия». То есть педагог должен сам участвовать в играх, задавая определенный «стиль» выхода за границы привычных норм.

И конечно, первостепенное значение имеет степень доверия, которая установилась между педагогом и другими участниками игрового процесса. Важно также понимать, что некоторые дети чувствуют себя крайне некомфортно в условиях провокативного воздействия. Поэтому участие в такого рода играх должно быть делом сугубо добровольным – только по желанию ребенка.



Категория: Педагогика | Добавил: Nat21
Просмотров: 4302 | Загрузок: 100 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Sparks   (26 Апреля 10 04:34) [Материал]
«Отрицательные качества... Рождающие определенное поведение...»
Туманные выражения... Лёгкая маскировка конкретных вещей, имеющих в обществе своё имя.
Отрицательные качества, можно так думать, рождают отрицательное поведение.
А что это конкретно, если назвать всё своими именами?
Хамство, злословие, сквернословие, воровство, ложь, подлость, жестокость, неуважение, ненависть, зависть, убийство и многое другое.
Педагог должен предлагать детям сделать что-либо из перечисленного, иначе будет нарушена связь с этим негативом, находящимся внутри, что повлечёт в развитии личности неприятные последствия?
Ребенок сам должен решить насколько глубоко ему в этом продвинуться?
И играть в игру «День гадостей», чтобы учиться делать «пакости» (из набора: сквернословие, жадность, подлость, воровство...) другим?

БЕЗУМИЕ !!!!!!
Чистейшее безумие!!!!

О какой безопасной форме проявления воровства и сквернословия может вообще идти речь???!!!
Если заявить: «Воровству и сквернословию — табу», то вернёмся к началу статьи, где автор в качестве причины провокативной педагогики выдвигает оправдание, что «реакция взрослых, в том числе педагогов, нередко сводится к запретам и нравоучениям. А потеря связи с отрицательной частью себя чревата весьма неприятными последствиями.»
Вы представляете себе сцену, в которой учитель предлагает Вите говорить маты в адрес Пети?
И пусть Витя сам решит как долго и много ему «выражаться».
А Петя, естественно, молчать не будет.
И любое вмешательство учителя можно будет расценить, как ограничение свободы и связи с отрицательным, в развитии Витиной и Петиной личности — запреты, нравоучения.

Облеченная в скользкую форму неопределенных «наукообразных» фраз, эта статья по своему содержанию направлена на разрушение и деградацию личности. Когда при формировании личности в ребенка предлагается заложить базу зла и ухищренной вседозволенности. Потому что умственные способности и энергия будет направлена на придумывание и воплощение того, что находится внутри.

Негативная сторона личности, попросту — зла, есть у каждого. И метод борьбы со злом, описанный в этой статье — дать ему свободу, хоть и под предполагаемым контролем, — возведет зло в ранг нормы поведения. Таким образом зло станет образом жизни общества. Если сейчас каждый человек в принципе сам для себя определяет моральные нормы поведения в отношении окружающих, но как-то свои отрицательные поступки прикрывает или оправдывает, то можете представить, что начнется, если хамству, злословию, сквернословию, воровству, лжи, подлости, ненависти предоставить хотя бы малейшую лазейку?

Вы так уверены в том, что опытным путём, испытав зло в действии, ребенок обязательно выберет идеальную положительную сторону поведения? И плюс к тому без объяснений (нравоучений) и вмешательств взрослого? Ведь вполне возможно, что тот контроль, который предполагается в статье, взрослеющий ребенок выкинет за ненадобностью.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]