06 Апреля 11, 17:10 | |
В современных условиях развитие продуктивных технологий в сфере образования становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Заканчиваются возможности экстенсивного пути развития образования, при котором повышение образованности и профессиональности связывалось с увеличением объема знаний, и начинается переход к интенсивному пути развития образования. Он требует становления принципиально новых образовательных подходов в противовес широко распространенным сегодня репродуктивным технологиям, основанным на простом воспроизводстве информации. Новые технологии должны базироваться на продуктивности, креативности, мобильности и опираться на научное мышление, формирование которого у обучающихся становится основной задачей образовательного процесса. Широкое распространение в образовательном процессе получают активные методы обучения. Интерактивные методы представляют собой систему правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающих педагогически эффективное познавательное общение. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого знания. В ходе таких уроков не даются готовые знания, учитель побуждает учащихся к самостоятельному поиску информации. В процессе организации, управления и контроля развития интерактивного общения он преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя детям самостоятельность в выборе средств достижения своей цели, адекватных учебных действий, партнеров по деятельности. Таким образом, при интерактивном обучении заметно изменяются функции основных участников образовательного процесса: учителя и учащегося. Основная роль учителя – организовать взаимодействие с учащимися, она требует владения интерактивной компетентностью, включающей в себя следующие умения: – определять стратегию взаимодействия с обучающимся; Приступая к работе с учащимися в интерактивном режиме, нужно нацелить их на соблюдение правила «трех нельзя»: – нельзя ссылаться на то, что «уже все сказали»; Для того чтобы интерактивная деятельность была успешной, учитель должен: – продумать и оптимально организовать учебное пространство, подготовить вспомогательный материал; Подготовка к уроку на основе интерактивного обучения начинается с формулировки его темы, которая непременно должна содержать проблему, поле противоречия, иначе условие для столкновения различных точек зрения, версий не будет обеспечено. Создание проблемной ситуации и ее решение непосредственно связывается с функцией творческого мышления. Учащиеся постепенно приобщаются к методу поиска и нахождения неизвестного, учатся ориентироваться не столько на результат, сколько на анализ процесса его достижения. В ходе такой работы у школьников возникает потребность аргументировано, обоснованно изложить свое мнение, без чего знания не могут перейти в убеждение, стать подлинно своими. Задача учителя состоит вовсе не в том, чтобы сформировать безошибочное мнение, поскольку такое вообще не существует, а в том, чтобы научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий. Использование технологии проблемного обучения и воспитания создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения. Одной из интерактивных образовательных технологий, поддерживающих компетентностный подход в образовании, является технология развития критического мышления учащихся. Идея развития критического мышления является достаточно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Но уже сегодня сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает вежливый скептицизм (ничто не принимается на веру), сомнение в общепринятых истинах, означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление не является отдельным навыком, оно сочетает в себе следующие умения: Например, уместно использовать данную технологию на уроках истории в 9-11-х классах при изучении деятельности исторических личностей (лабораторно-практическое занятие «Иван Грозный и его эпоха»; урок решения проблемных задач «Петр I – реформатор, спасший Россию, или тиран, ее погубивший?»; урок – размышление «Сфинкс, не разгаданный до гроба» и т.п.), а также при анализе важнейших реформ в истории страны (урок – суд «Надо ли было отменять крепостное право?»; урок – диспут «Аграрная реформа П.А. Столыпина: необходимость, сущность и противоречия» и т.п.). Формирование критического и творческого мышления осуществляется и через использование метода проектов. Основной его тезис: я знаю, для чего мне надо то, что я познаю, где и как я могу эти знания применить. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того, чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности. Основные требования к использованию метода проектов: 1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара одной проблеме и т.п.). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимся приходится привлекать знания и умения из разных областей. Например, очень острая проблема городов – загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и биология, и химия, и обществознание, и физика. Или такая тема: «Отечественные войны 1812 и 1941 – 1945 годов – проблема патриотизма народа и ответственности власти». Здесь не только история, но и политика, этика. Таким образом, метод проектов является одной из самых результативных и прогрессивных педагогических технологий. Он позволяет развивать познавательные навыки учащихся, критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. В ходе каждого урока необходим этап актуализации знаний, его можно провести с помощью метода «мозгового штурма». Существуют разные формы «мозгового штурма»: групповая прямая (совместный поиск возможных решений имеющейся задачи); групповая обратная (определение недостатков в имеющейся проблеме); индивидуальная (каждый участник за короткий промежуток времени должен сформулировать не менее одной оригинальной идеи). Перед началом «мозгового штурма» необходимо создать у обучающихся доброжелательный настрой, добиться раскованности. При проведении «мозгового штурма» возможны лишь уточняющие вопросы, абсолютно неприемлемы критические замечания и промежуточные оценки, а поощрение и поддержка партнеров приветствуется. Участники должны формулировать суждения и идеи кратко и четко, действовать по принципу «чем больше идей, решительнее атака, тем ближе достижение цели штурма». Одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, является дискуссия. Учебный материал в ходе дискуссии усваивается за счет: Задача дискуссии – коллективно, с разных точек зрения, под разными углами обсудить и исследовать спорные моменты. Например, в курсе истории XX века метод дискуссии можно использовать при изучении тем: «Закономерна ли буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.)»; «Проблемы советского общества в 50-60-е годы XX века»; «Какое общество было построено в СССР в 30-х гг.?» и т.п. Основные правила ведения дискуссии: – нельзя критиковать людей, только их идеи: По ходу дискуссии учитель должен следить, чтобы слишком эмоциональные и разговорчивые школьники не подменили тему, и чтобы критика позиций друг друга была обоснованной. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает всесторонний анализ и обоснованный выбор решения той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие. В целом хотелось бы отметить, что самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность является главным средством развития личности обучающегося, она раскрывает его потенциальные способности, формирует необходимые в современном мире навыки самообразования, ориентации в стремительном потоке информации. Использование интерактивных технологий – лучший способ активизировать эту деятельность у школьников. | |
| |
Просмотров: 9989 | Загрузок: 236 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|