Использование современных образовательных технологий в практике работы учителя специальной (коррекционной) школы
21 Января 18, 19:14
Использование современных образовательных технологий в практике работы учителя специальной (коррекционной) школы.
Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов,
ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей
с ограниченными возможностями здоровья», г. Кострома
 
Статья является материалом из опыта работы учителя начальных классов по применению современных образовательных технологий в специальной (коррекционной) школе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа знакомит с практикой использования педагогических технологий: игровой, здоровье сберегающей, информационно-коммуникативной, проблемного и дифференцированного обучения, исследовательской деятельности, проектных методов и педагогики сотрудничества.
Современный учитель должен быть постоянно в курсе новых открытий и изменений, обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения.

Планирование и составление уроков с использованием различных технологий – дело не простое, но это актуальное веяние нашего времени. В своей работе учитель всегда старается найти наиболее эффективные пути совершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся в учёбе, результатах труда. Педагог строит занятия таким образом, чтобы каждый ребёнок смог проявить свои способности, был заинтересован и активен, проявлял старание, стремился к успеху. Учителю важно дать ребёнку в процессе обучения возможность проявить самостоятельность в приобретении знаний, помочь и направить на нужный путь овладения знаниями.

В практике работы с учащимися, имеющими ограниченные возможности здоровья, я использую различные современные образовательные технологии, такие как: здоровье-сберегающая, информационно-коммуникативная, игровая, разно-уровневое обучение, технология проблемного обучения, дифференцированное обучение, элементы исследовательской деятельности, проектные методы, педагогику сотрудничества (работа в группах и парах). Данные технологии и их элементы позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают творческую активность учащихся. Часто в одном классе учатся дети с разным уровнем подготовленности и способности к обучаемости. Есть такие ученики, что легко двигаются по программе и с первого урока усваивают материал. Есть группа учащихся, которым очень трудно даётся учёба. И даже такие ребята, которым нужна индивидуальная коррекция знаний в силу конкретных причин (заболеваний, диагнозов, особенностей поведения, проявлений личностного характера).

На уроках в начальной школе, начиная с 1 класса, активно использую игровые формы обучения. Игровые моменты на уроках математики помогают учащимся усвоить вычислительные навыки, активизируют познавательную деятельность. Включение игр в уроки письма позволяет повысить грамотность, развивает внимание и орфографическую зоркость. Применение игр на уроках развития устной речи позволяет расширить представления школьников о природе и красоте родного края, видах труда, сезонных изменениях, жизни растений и животных. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается активное восприятие, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию, творчество. В игру с желанием включаются все без исключения дети, даже те, кто редко проявляет на уроке заинтересованность.

Использование здоровье сберегающих технологий в специальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья является обязательным требованием. Каждый урок проходит в условиях здоровье сбережения. На протяжении учебного дня я слежу за правильной осанкой учащихся класса, соблюдением гигиенических правил письма. На занятии предусматриваю проведение 2-3 физкультурных минуток с целью предупреждения переутомления учащихся. Физкультминутки разнообразны: движения под музыку, речь с движением и др. На уроках чтения и развития речи практикую проведение артикуляционной гимнастики для губ и языка с целью развития органов речевого аппарата. На тех уроках, где дети много пишут, обязательно использую разминки для пальцев рук, зарядки для глаз. Для удовлетворения естественной двигательной активности на уроках предусмотрена частая смена видов деятельности. Дети пишут, читают, выходят к доске, выполняют упражнения на общую и мелкую моторику в ходе динамических пауз, встают у своих парт и отвечают с места и т. д. Стараюсь, чтобы в классе было всегда уютно и чисто, вещи учащихся лежали на своих местах. В перемены помещения классов проветриваются к началу следующего урока. В течение года обязанность учителя неоднократно менять место учащихся за партой и в ряду, что тоже очень важно в процессе здоровье сбережения.

Задача учителя сегодня - научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего здоровья. Приёмы здоровье сберегающих технологий, используемые мной на уроках и во внеурочной работе, позволяют снизить утомляемость, улучшают эмоциональный настрой, повышают работоспособность младших школьников. Всё это способствует сохранению и укреплению их здоровья.

Метод проектов - очень интересный для учителя и совершенно новый для учащихся вид деятельности. Используем проектную технологию в работе с учащимися с ОВЗ, начиная с 3 класса. Так, реализуя проект «Разнообразие природы родного края», каждому ребёнку было предложено выбрать для подготовки одну микро-тему и над ней работать. Длительность выполнения проекта 1-2 недели. Результаты работы были презентованы учащимися в ходе открытого урока-отчёта по проекту, на котором каждый ребёнок смог высказаться, подготовить сообщение, показать фотоматериалы, т. е. внёс свой вклад в выполнение общего дела.
Считаю, что использование методов проектов с учащимися коррекционной школы, хотя и трудный, но очень важный вид деятельности, т. к. даёт возможность проявить детскую самостоятельность, формирует активное отношение к окружающему миру, развивает коммуникативные качества личности. Работа над проектом должна быть интересна, понятна, посильна детям. Учитель обязан создать условия для успешного выполнения проекта. И, здесь, конечно, не обойтись без помощи родителей. Так, в канун празднования Дня Победы детям был предложен проект «Мои родные (родственники, знакомые) - участники Великой Отечественной войны». Вместе с родителями они смогли найти информацию по проекту, подготовили письменные сообщения, фотографии своих родственников - участников войны. Собранный материал в виде мини-проектов был представлен вниманию слушателей на классном часе Уроке Мужества. С большим интересом слушали ребята рассказы одноклассников. Совместная работа увлекла не только детей, но и родителей. В ходе совместной деятельности дети и взрослые вспоминали, расспрашивали родственников, узнавали новые факты и сведения о жизни близких в годы войны. Но, самое главное, реализация коллективного дела оказалась особенно важна нашим детям. Ведь такие мероприятия воспитывают гордость за свою семью, Родину, страну. В ходе работы над проектом ученики смогли понять, что вклад каждого человека, каждой семьи был необходим в общем деле победы над врагом в годы Великой Отечественной войны.

При выполнении проекта по любому предмету, а также во внеурочной деятельности, мы решаем несколько интересных, и всегда связанных с реальной жизнью, задач. Работа по данной методике даёт возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, а также привлекать родителей к сотрудничеству и сотворчеству со школой.
Часто применяю на уроках элементы исследовательской деятельности. В ходе экскурсий в природу, музеи, выставки, наблюдений за природными явлениями, растениями и животными, при заполнении тетрадей-дневников по развитию речи учу детей наблюдать, исследовать, анализировать, делать выводы. Результатом этой работы являются выполненные детьми (совместно с учителем и родителями) коллекции, гербарии, поделки, небольшие письменные сообщения.

На уроках практикую использование технологий проблемного обучения. Учитель ставит проблемные вопросы и создаёт для учеников проблемные ситуации. Совместными усилиями идёт поиск решения. Благодаря умело поставленным вопросам, через деятельность, выполнение практических действий, дети открывают для себя новые знания. Важно подчеркнуть, что решение учебных проблем оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу и развитие коммуникативных навыков учащихся. В ходе работы над проблемным вопросом учащиеся наблюдают и делают простейшие выводы, учатся работать с текстом и задавать вопросы, доказывать и защищать свои высказывания.

Создание проблемных ситуаций на уроках вносит элемент творчества, это хороший способ активизации познавательных способностей младших школьников.

Вот пример использования технологии проблемного обучения на уроке письма и развития речи по теме «Правописание безударных гласных».

На доске записано слово - моря.
Учитель:
– Произнесите это слово так, как оно звучит в нашей обычной речи.
-(Моря, [маря])
– Что вас удивило? (Не совпадает написание с произношением.)
– Что же надо делать, чтобы не ошибиться в написании слова?
(Надо подобрать проверочное слово.)
Итак, дети самостоятельно, путём сравнения двух слов, приходят к выводу, что слова с «опасными» гласными нужно проверять. Учитель помогает детям найти способ проверки, направляет их деятельность к тому, что проверять удобно по принципу: один - много, много - один.

В конце урока ученики с помощью учителя формулируют алгоритм действий и называют способ проверки безударных гласных.

Считаю, что использование элементов проблемного обучения на уроках активизирует мыслительную деятельность учащихся, формирует познавательный интерес и положительную мотивацию к изучению предмета.

Обучение детей, разных по уровню подготовки, по учебным способностям и возможностям, разных в поведенческих и личностных проявлениях — это сложная задача, стоящая перед учителем. Решить её можно только в условиях применения дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки строю с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся, использую задания разных уровней сложности, в том числе и контрольные работы. Таким образом, появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Для тех и других категорий учащихся на урок готовлю карточки с разными вариантами заданий в зависимости от возможностей. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Дети на уроках чувствуют себя комфортно, верят в свой успех и доверяют учителю.

Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения. Активно использую работу в группах и парах на уроках чтения и развития речи. Класс разбивается на микро-группы и каждая получает определённое задание. У ребёнка появляется чувство ответственности за успешность своей работы в группе, т. к. она является частью общего дела. Совместная учебно-познавательная деятельность в группе способствует сплочению коллектива, воспитанию товарищества, взаимопомощи, дружбы.

Использование информационно-коммуникативных технологий в системе работы учителя начальных классов играет важную роль. ИКТ в практике учителя - это новый способ передачи знаний, который позволяет ребёнку с интересом учиться, наполняет урок качественно новым содержанием. Известно, что ведущее место в образовательных технологиях начальных классов коррекционной школы занимает принцип наглядности. И в этом случае, применение ИКТ на уроках и во внеурочной работе обязательно, необходимо. Кроме того, игровые формы урока, о которых говорилось ранее, используются при поддержке ИКТ.

При подготовке к уроку, составлении плана творческий учитель предусматривает, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ. Применяю информационно-коммуникативные технологии для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации пройденных тем и т.д. Включение в урок презентаций делает его более интересным, доступным, обогащает и наполняет новым содержанием. У учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должны быть подобраны к изучаемым темам разные виды работ и действий: дифференцированные задания, тесты, презентации, проекты. Я часто применяю ИКТ для толкования трудных слов, выражений, при знакомстве с творчеством писателей и поэтов на уроках чтения и развития речи, проведения устного счёта и математических диктантов на уроках математики. На уроках письма с использованием ИКТ проходит словарная работа (картинные диктанты) и объяснение нового материала. Просмотр видеофрагментов всегда сопровождает урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений действительности. И, конечно, ни один урок не проходит без музыкальной физкультурной минутки, динамических пауз.

Хочется отметить, что активное применение учителем новых образовательных технологий способствует развитию у учащихся познавательной активности, творчества, воспитанию уверенности в своих силах, изменению самооценки. А, в целом, всё это приводит к повышению качества обучения учащихся.

Список литературы:
Иванов М.Г. Дифференцированное обучение младших школьников// Начальная школа. Издание Министерства образования Российской Федерации.- №11,2006
Ягодко Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко// Начальная школа плюс до и после. – 2010. – №1.


Категория: Парад докладов_V | Добавил: eks1968 | Теги: Учитель, коррекционная школа, начальная школа
Просмотров: 1109 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 nataliya69   (10 Сентября 18 14:48) [Материал]
Уважаемая, Елена Константиновна! Прочитала вашу статью исогласна с тем, что «современный учитель должен владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения». Особенное
внимание обратила на дифференцированный подход в обучении.  Эта тема меня очень волнует. Как сделать так, чтобы каждый ребёнок удовлетворил свои потребности в обучении на уроке с одной стороны, а с другой стороны есть учитель, у которого перегруженная программа (которую ребенок должен освоить) и погоня за качеством знаний. Я, так же как и Вы, изучила множество методов, приёмов, стратегий в этом направлении. В теории это всё красиво, а на практике не всегда выполнимо. И еще есть один вопрос который меня волнует -  это работа в группе. Много раз применяя напрактике этот вид работы, вижу что не все дети активно включаются в работу. Есть дети, которые могут просто отсидеться в группе, а некоторые наоборот берут всю работу на себя. Правильно организовать эту работу  трудно, чтобы каждый ребёнок старался проявить себя, был ориентирован на общий результат. Елена Константиновна, я рада, что у Вас всё хорошо получается, и Вы позитивно настроены применение современных образовательных технологий в своей практике. С уважением Наталия Александровна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]