Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе
04 Декабря 17, 15:37
Какие особенности физического и психического развития младшего школьника необходимо учитывать, как  правильно  организовать урок, умело сочетая умственную и физическую нагрузку в течение всего занятия, что является критерием удачного урока с точки зрения здоровьесберегающей педагогики и рекомендуемый список  литературы в помощь учителю представлены в  докладе «Здоровьесберегающая педагогика в начальной  школе». 

Ключевые слова: здоровьесбережение, физкультминутка, психогимнастика.

Основная цель здоровьесберегающей педагогики состоит в том, чтобы сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания, сформировать у каждого школьника умения и навыки здорового образа жизни, воспитать культуру здоровья. 
Одним из условий для реализации здоровьесберегающей педагогики является грамотно построенный и проведенный урок с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Для учителя очень важно правильно организовать урок, умело сочетать умственную и физическую нагрузку в течение всего урока, своевременно предупреждать возможности утомления и переутомления воспитанников. 

На уроках значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины; мышцы кисти работающей руки. Пребывание в течение долгого времени в сидячем положении вызывают застой крови в области нижних конечностей, таза, живота, ухудшается кровоснабжение головного мозга, что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток, а, следовательно, на внимании детей. Для того чтобы сохранить физическое и психическое здоровье необходимы двигательные минутки, которые позволяют телу передохнуть и расслабиться. 

Вопрос о времени проведения физкультминуток на уроке решается учителем в зависимости от того, в каком физическом и эмоциональном состоянии находятся дети. Воспитанники младших классов могут активно работать в течение 15-20 минут. Далее они начинают утомляться, отвлекаться, снижается работоспособность. Спад активности можно предотвратить своевременно проведенной физкультминуткой. Она должна состоять из комплекса, включающего 3-4 упражнения типа потягивания, упражнений для рук, ног, туловища, головы. Упражнения должны быть простыми и не требовать сложной координации движений. В зависимости от видов учебной деятельности учащиеся могут выполнять их сидя за партой или стоя около нее. Литература в помощь учителю: Лёвина С. А., Тукачёва С. И. Физкультминутки. Выпуск 2. 2015.; Нефедова Е.А, Узорова О.В. Физкультурные минутки. Астрель, АСТ. 2007.; Степанова О.: Подвижные игры и физминутки в начальной школе. Методическое пособие. Издательство: Баласс, 2012.; 
Субботина Е. Физкультминутка! 100 стишат для малышат. Издательство «Феникс», 2014. 

Физкультминутки можно заменить специальной зарядкой для глаз: вращения для усиления кровотока в глазу, самомассаж (зажмуривание, моргание). Отдых глаз (закрыть и представить что-либо приятное), прикрыть глаза руками и представить черные предметы, смотреть на зеленое. Можно предложить быстро поморгать 20-30 секунд, затем закрыть глаза и посидеть спокойно одну минуту, откинувшись на спинку стула. Посмотреть в окно одну минуту и пр. Литература в помощь учителю: Аветисов Э.С. и др. Физкультура при близорукости. Знание, 1985. 

Также необходимо обращать внимание на особенности физического развития. Развитие мускулатуры влияет на умение держать карандаш, ручку, кисточку, ножницы. Чтобы дети могли достигнуть тонкой моторной координации, их руки нуждаются в постоянной тренировке. Руки и пальцы у детей быстро устают, поэтому надо делать пальчиковую гимнастику. Можно делать массаж пальцев, легонько разминая каждый сустав и др. Литература в помощь учителю: Нефедова Е.А, Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. Астрель, АСТ. 2007; Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. Издательство «Белорусский Дом печати», 2003; Диченскова А. Физкультминутка и пальчиковые игры в начальной школе. Издательство «Феникс», 2014; Яртова Л.А. Пальчиковые игры и физкультминутки. Аудиокнига. 2012. Правообладатель: АРДИС. 

Очень важно поддерживать позитивное эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно использовать картинки, смайлики, мимические этюды, вызывающие положительный эмоциональный всплеск. Литература в помощь учителю: Чистякова М.И. Психогимнастика. Издательство «Просвещение», 1995. 
Таким образом, физкультминутки во время урока значительно снимают утомление и улучшаеют внимание учащихся, корригируют и предупреждают появление сколиоза. 

Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а все это способствует сохранению и укреплению здоровья. 

Критериями удачного урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся являются: 
- отсутствие усталости у учащихся и педагога; 
- положительный эмоциональный настрой; 
- удовлетворение от сделанной работы; 
- желание продолжать работу. 

Список литературы: 
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе- М.: АПК и ПРО, 2002. - 121с.

Доклад подготовила
Соловьева Галина Николаевна 
учитель начальных классов 
ГОУ РК «Школа – интернат №15» Пажга



Категория: Парад докладов_V | Добавил: galina3122011 | Теги: психогимнастика, Физкультминутка, здоровьесбережение
Просмотров: 1134 | Загрузок: 2 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 1
1 nataliya69   (10 Сентября 18 16:39) [Материал]
Уважаемая, Галина Николаевна! С интересом прочитала ваш доклад, нашла в нём нужную и ценную информацию.  Согласна с тем,  что на уроке нужно «умело сочетать умственнуюи физическую нагрузку, своевременно предупреждать возможности утомления и переутомления» учащихся. На своих уроках я также стараюсь регулярно использовать физминутки. Мы с детьми даже проводили «Марафон физминуток». В течениии 1 четверти они находили и приносили физминутки в школу, затем с удовольствием проводили их в классе. Галина Николаевна, в Вашем докладе я нашла информацию, которую интересно будет послушать моим четвероклассникам (о нагрузке, которую испытывают органы зрения слуха, мышцы туловища и кисти работающей руки, какие бывают последствия, если не менять умственную и физическую нагрузку в течение урока). По опыту работы я знаю, что не все учителя в школе «увлечены» физминутками. Но я считаю, что эти минутки раскрепощают детей и делают отношения между учителем и учеником более теплыми и открытыми. Мне понравилось, что в своём докладе вы предоставили список литературы с содержанием физминуток и пальчиковой гимнастики, который поможет в работе каждому учителю. Спасибо за содержательный материал. С уважением Наталия Александровна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]