Электронные средства обучения в школе – добро или зло?
Электронные средства обучения в школе – добро или зло?В современном мире электронные средства массмедиа оказывают колоссальное влияние на все сферы жизни людей, в том числе и на образование. Некоторое время назад были приняты новые образовательные стандарты для начальной школы и в школах стали появляться компьютеры для обязательного использования на каждом уроке в начальных классах. А в августе 2012 года на научно-практической конференции «Психолого-педагогические основы организации образовательного процесса в начальной и основной школе в условиях реализации ФГОСОО» руководитель авторского коллектива, создающего новое поколение федеральных государственных образовательных стандартов начального, основного и общего образования, Кондаков А.М. недвусмысленно намекнул, что в очень скором будущем каждый ребенок будет иметь планшет для обучения вместо учебников и даже учителя (!), клавиатурному письму будут обучать раньше, чем традиционному, при этом делая это дистанционно в удобное для ребенка время суток. Предлагаю порассуждать, что принесет нашим детям такое образование.В настоящее время существует множество статей о том, что раннее знакомство с электронными устройствами развивает мелкую моторику, способствует быстрому запоминанию графических объектов (букв, цифр и т.п.) и приносит много других благ для развития детей, но существует противоположная точка зрения. К примеру, специалисты Калифорнийского университета и Гарварда полагают, что раннее использование детьми гаджетов неизбежно ведет к уменьшению такого важного и необходимого для становления личности общения между родителями и детьми, а значит, и к ослаблению развития коммуникативных навыков у последних. И речь идет отнюдь не о подростковом возрасте. Более того, замечено негативное влияние на развитие таких навыков, как внимательность, обучаемость и сообразительность. Вот цитата, взятая из форума в интернете: «Я не против цивилизации. Если надо "нагуглить" какую-то информацию, показать фотки или какую-либо приготовленную иллюстрацию для занятия - всегда пожалуйста. Но надо отдавать себе отчёт: разрешив играть в компьютерные игры, вы подсаживаете ребёнка на наркотик. Надо признать, что игры в компьютере гораздо более красочные, интересные и разнообразные, чем вживую. Поэтому быстро пропадает интерес ко всему остальному. Зачем ломать голову, чем себя занять, если есть универсальный выход - айпад?! Несмотря на запреты, время работы с компьютером растёт и соответственно уменьшается время на всё остальное. В результате мелкую моторику дети осваивают только в пределах управления мышкой, про спортивные игры я вообще молчу, общение только в чатах социальных сетей, а жизнь в пределах виртуального мира на экране. Знаю не понаслышке. У меня двое таких выросло.» Это пишут родители наших учеников, которые и являются социальными заказчиками образования. Безусловно, при современных темпах развития новых технологий дети просто обязаны приходить в профессиональный мир уже опытными пользователями ПК. Но нельзя забывать, что экран, как источник светового излучения, непременно наносит серьезный вред органам зрения, а статичное положение при работе с компьютером приучает детей к сидячему образу жизни, отрицательные стороны которого никому объяснять не нужно. И если раньше, чтобы дать дневник родителям, ребенку необходимо было встать и сходить за ним, то уже теперь ему надо сесть(!) за компьютер и открыть электронный дневник, попутно тратя время на проверку своей страницы «В контакте» и в «Одноклассниках», на посещение личного сайта своего учителя, на просмотр большого количества другой ненужной информации, которая так и норовит выскочить на экран при запуске браузера. К тому же звуковые эффекты, фоновая музыка, мелькающие картинки приводят к быстрому утомлению. А еще тотальное проникновение интернета в нашу жизнь, по мнению многих исследователей, меняет способы потребления информации, поэтому даже малейшие отличия в подаче контента вызывают трудности: далеко не каждый привыкший к веб-серфингу подросток осилит книгу в 300-400 страниц. Говоря об использовании компьютеров «MaсBook» в начальной школе, родители задаются еще одним интересным вопросом: зачем вообще обучать ребенка работе с операционной системой Mac OS, если в нашей стране в основном делопроизводство ведется в операционной системе Windows? Что касается он-лайн обучения, то очень сомнительно, что ребенок получит качественные знания быстрее при общении с машиной, чем под руководством учителя-наставника рядом и в коллективе (читай: классе). Человек познает мир во всем его многообразии с помощью пяти видов информации, среди них – тактильная информация. При общении с учителем по «скайпу» мы лишаем ученика этой информации. К живому человеку мы можем испытывать уважение, любовь, ненависть, теплоту, признание, чего никогда не испытаем к машине, так как она лишь инструмент. Живое общение в процессе обучения с учителем и одноклассниками позволяет развивать эмпатию и социальные навыки, без этого человечество быстро превратится в колонию роботов с искусственным интеллектом. Но, несмотря на это, в образовательной среде в последнее время, когда общение между людьми в современном обществе и так несовершенно, только и слышно, что классно-урочная система себя изжила и самая пора переходить на всеобщее дистанционное обучение. Почему вождению автомобиля не обучает только компьютер? Потому что наставничество живого человека не может заменить даже очень хорошо запрограммированная машина. Еще Выготский писал, что «обучение наиболее эффективно в социальном окружении, при общении со значимыми взрослыми и другими детьми», а с ним, я думаю, мало кто даже сейчас будет спорить. Нам всем хочется, чтобы наши дети были способны к самообразованию во взрослой жизни, когда рядом может не оказаться умного человека, но на эту способность не влияет использование в раннем возрасте технических устройств, это можно развить тогда, когда образование ребенка ведется с одной единственной целью: научить учиться. Эту цель можно реализовать только при участии в образовательном процессе профессионального педагога. В руках мудрого учителя использование ИКТ, в том числе электронных средств массмедиа, будет замечательным инструментом в деле развития, обучения и воспитания детей, но только при условии компетентной оценки предполагаемой пользы такого использования в сравнении с возможным риском для развития личности ребенка и, конечно же, при условии объективного дозирования такого способа подачи информации. Использование электронных средств обучения практически повсеместно стало целью, хотя не должно переходить уровень средства. На упомянутой в начале статьи конференции Александр Михайлович Кондаков сказал замечательные слова: «Мы не до конца понимаем влияние планшетов на детей». Вопрос: тогда зачем? Давайте учить наших детей с помощью тех образовательных средств, в использовании которых мы всё понимаем. | |
| |
Просмотров: 4894 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 1 | ||||||
|