«Сколько можно гулять? Когда наконец делом займешься?»
Вряд ли кто-то из родителей не пользовался этой фразой. Она из тех, что поддерживают вечную оппозицию знающего взрослого и не знающего своей пользы ребенка. Прислушаемся.

Есть «гулянье» – какие-то детские дела, жизнь, которой живет ребенок вне мира, рассматриваемого взрослыми в качестве полезного. И сколько можно заниматься не тем, чем нужно? Тут заключено и утверждение: взрослый знает меру, а ребенок нет.

Есть «гулянье» – время игр со сверстниками на улице, также полагаемое взрослыми как досадная необходимость: «Недолго… осторожнее… недалеко».
Взяв ребенка за руку, мы отводим его от не важного к важному, от бесполезного к полезному и даже не пытаемся узнать, «о чем он гулял», насколько интересен и прочен его автономный мир. Следуя педагогическим штампам, мы пренебрегаем душевной работой.

Допустим, не пренебрегли. Задумались: «О чем все-таки они там гуляют?» И тут опять непросто: редко – об одном и том же. Вот две ситуации, подсказанные памятью.

…Мы с другом, которого звали Стэлик Думитрашку, убежали с уроков, гуляли по Ботаническому саду и разговаривали. Только-только мы сделали одно открытие, и оно нас страшно волновало. Уж не знаю, сколько мы ходили-бродили, но выдохлись и вернулись в школу. «И где мы были, что мы делали?» – спросила учительница. Я на такие вопросы взрослых всегда что-то врал, а честный Думитрашку сказал: «Гуляли, разговаривали». Учительница, вздохнув, нас впустила, а потом сказала: «Бедные вы мои, бедные!» Это была учительница истории, и с тех пор я обожаю историю. А вот фразу «бедные вы мои, бедные» я только сейчас начинаю понемногу понимать.

Другая история – про уключину. Друг Женька, тогда мальчишка 12 лет, отправился с отцом на пруд. Там была лодочная станция, взяли они лодку и стали кататься. Накатались. Мальчишка начал причаливать к берегу и отталкивался веслом, упираясь в дно пруда, как шестом. Тут уключина с весла слетела – и в воду. А дно илистое. Мальчик решил, что отец ничего не заметил, они причалили, сошли. Отец взялся читать газету, а Женька побежал к знакомым мальчишкам. Прошло время, он вернулся к отцу и говорит, что нагулялся. Отец спокойно спрашивает: «А ты хорошо погулял?» – «Хорошо». – «А раз хорошо, то полезли, брат, в воду уключину искать. Стыдно мне весло без уключины возвращать! Хоть до ночи искать будем». Разделись и стали нырять-искать. В конце концов продрогший мальчишка на эту роковую железяку нечаянно наступил и, таким образом, много чего обрел.

Истории отчасти противоположные, но я не нахожу в них никаких педагогических «измов». Они о взрослых, которые умеют честно относиться к детям и самим себе. Если нет этой честности, нам не избежать идола «общих мест».



Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=200900622
Категория: Для родителей | Добавил: Nat21 (19 Апреля 10) | Автор: Григорий Домб
Просмотров: 4896 | Комментарии: 3 | Теги: гулять, дети, Игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 ivashka2010   (26 Апреля 10 05:48) [Материал]
Гулять детям, конечно необходимо. И это не только общение со сверстниками, но и здоровье. Но когда праздность становится образом жизни, уже трудно что-либо исправить. И тогда родители задумываются: «Может действительно «делу время, потехе час»?».

2 ito   (19 Апреля 10 16:00) [Материал]
А я думаю, что необходимо искать "золотую середину". Хотя настоящую правду о пословице я узнал только взрослым. А пословица та звучит так: "И делу время, и потехе час". И ребенку я своему пытаюсь объяснить, что и гулять нужно, и о деле не забывать.

1 irisha-ja   (19 Апреля 10 14:21) [Материал]
Вот прочитала и как будто себя увидела. Постоянно твержу эти слова дочери :" Сколько можно гулять? Ты делом думаешь заниматься? ". А ведь действительно, дело ребёнка - познавать мир. И это тоже является своего рода работой.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]