Как учить стихи наизусть?

Оказывается, стихотворение можно запоминать не по частям, а все целиком!
Есть счастливые люди, запоминающие стихи без труда. Им достаточно три-четыре раза прочитать стихотворение, и они могут повторить его, не заглядывая в книгу. Я завидую таким счастливцам, так как сам к ним не принадлежу. Но и мы, те, у кого память обыкновенная, можем выучивать стихи куда легче, чем это делается обычно.

Когда в школе на уроке будут вызывать ваших товарищей, чтобы проверить, как они выучили стихотворение, прислушайтесь. И вы заметите, что тот, кому нужна подсказка товарищей или помощь учителя, запинается обычно в конце строф, а если стихотворение на строфы не делится, то на переходах от одного ощутимого кусочка стихотворения к другому.

В чем тут дело? Многие, пожалуй, большинство, учат стихи неправильно. Скажем, нужно запомнить наизусть строки:

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Обычно тот, кто их заучивает, повторяет много раз подряд первое четверостишие, потом, когда ему кажется, что он запомнил его, переходит ко второму. Выучил второе, присоединяет его к первому и повторяет теперь наизусть первые два четверостишия. Потом выучивает следующее четверостишие, присоединяет его мысленно к первым двум, повторяет все три четверостишия и так далее.

При этом стихотворение разрушается, распадается на четверостишия. Естественная связь между ними утрачивается. Последняя строка четверостишия прочно связывается в памяти с первой строкой того же четверостишия, потому что много раз повторялось в таком порядке. Перескочить через порог между первым и вторым четверостишиями оказывается трудно. Начало стихо­творения запоминается гораздо лучше, чем середина, а конец вообще почти не отпечатывается в памяти.

Как же заучивать стихи? Стихо­творение, даже большое, легче запоминать не по частям, а целиком. Да-да, целиком! Но как?

Прочитайте стихотворение вслух. Все подряд от начала до конца. Два-три раза. При этом старайтесь, чтобы не только звучали слова, но перед глазами вставали картины того, о чем говорит поэт: волнистый туман, луна, поляны. Теперь начинайте читать снова. Тут вы почув­ствуете, что некоторые строки уже звучат в вашем внутреннем слухе. Иногда – начальные, иногда – из середины, иногда – концовка стихотворения. Запомнившиеся строки произнесите, оторвав глаза от книги, но так, чтобы тут же посмотреть в нее, едва кончатся запомнившиеся слова. Не напрягайтесь, чтобы вспомнить, а тут же смотрите в книгу, чтобы без запинок прочитать все стихотворение, в котором несколько слов или строк вы уже запомнили наизусть.

При следующем чтении таких островков запомнившегося текста станет больше и каждый из них увеличится. Теперь можно попробовать прочитать все стихотворение по памяти. Тут вы увидите, что можете прочитать наизусть большую часть стихотворения; незапомнившихся строк или даже слов осталось немного, но все-таки они есть. Не беда!

Натолкнувшись на провал, не нужно силиться вспомнить, какие тут должны быть слова. Всякое усилие, всякое напряжение не помогает, а мешает заучивать стихи. Не старайтесь вспомнить, а сразу поглядите в текст. Обычно бывает достаточно увидеть слово или даже полслова из забытой строки, чтобы она тут же вспомнилась целиком. Эти забытые и мгновенно вспомнившиеся слова произносите тем же голосом, так же громко или так же тихо, подхватив то выражение, с каким вы читали слова предшествующие и собираетесь читать слова следующие, словом, так, чтобы они не выглядели как заплата, а естественно по смыслу вливались в текст. Стык того, что уже твердо выучено, и того, что вы еще помните недостаточно хорошо, должен быть как можно менее ощутимым.

Перечитывая по памяти стихо­творение еще раз, вы и не заметите, как естественно произнесете и ту строку, которая только что выпала из памяти. Может показаться, что этот способ труден и долог. На самом деле, попробовав, вы убедитесь: так стихи заучиваются куда быстрее, запоминаются легче и помнятся дольше, чем если учить их, бесконечно задалбливая отдель­ные четверостишия и прилепляя одно к другому.

Читая и повторяя стихотворение, все время старайтесь вызывать в своем воображении картины того, о чем в нем говорится. Мне кажется, что все, что вы хотите выучить наизусть (не только стихи), лучше всего учить вечером, перед сном. Сон закрепляет в памяти заученное. В этом убеждаешься утром, проверяя себя на свежую голову. Некоторые предпочитают учить наизусть утром. Это зависит от особенностей памяти каждого.

Тому, у кого особенно сильна зрительная память, стихотворение, которое он хочет заучить, стоит вначале переписать, переписывая, одновременно читать его вслух. Тогда стихотворение запомнится особенно прочно.

/По «Книге о книге», М., «Просвещение», 1980/
Сергей ЛЬВОВ



Источник: http://ruk.1september.ru/article.php?ID=200701205
Категория: Для родителей | Добавил: nadezhda (30 Июня 09) | Автор: Сергей ЛЬВОВ
Просмотров: 8408 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 nadezhda   (21 Января 10 10:29) [Материал]
Еще очень хороший метод ассоциаций.Так древние римляне готовились к публичным выступлениям. Например-ходишь по комнате и каждый предмет ассоциируем с какой-то фразой.При выступлении мысленно представляешь эту комнату... У меня есть приятельница, так она однажды чтоб я запомнила её номер телефона сказала, что её номер телефона -это вызов в милицию, где дают 15 суток, а район где она живет всегда начинается с одной цифры. Прошло уже 20 лет , её номер у меня нигде не записан, но я его помню.... biggrin

1 Natufkas   (19 Января 10 01:56) [Материал]
Будучи школьницей, я так мучалась, заучивая стихи наизусть. Никто не научил. Родители сами не знали, не умели, учителя, видимо, тоже. На филфаке в педагогическом методике заучивания стихов не обучали. Как мы должны объяснять это детям, если самих никто не научил? В школе я не работаю, а стихи мы учим с сыном по моей методике, выработанной на собственном опыте. Прочитав статью Львова, я убедилась в собственной правоте. Приятно!
Последний стих, заданный в школе сыну - "Белеет парус одинокий". Безумно красивое творение Лермонтова! И я предлагаю своему отпрыску, как всегда, представить эту красоту, и сама цитирую любимые строки, наслаждаясь красивой картинкой: "Белеет парус одинокий в тумане моря голубом..." Но, увы, мы взрослые, на маму смотрим свысока, и представлять стесняемся, я думаю, просто ленимся. И сидит мой отрок и тупо зазубривает: "А он, несчастный ищет бури, как будто в бурях есть покой."

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]