08:50
Ольга Васильева: Сначала нужно подтянуть знание предмета у самих учителей

На встрече с победителями журналистского конкурса «ПРОобразование» Ольга Юрьевна объясняла, какие изменения нужны в школах и вузах

Главную проблему нынешнего образования Васильева видит в том, что школы зачастую дают слабое базовое образованиеГлавную проблему нынешнего образования Васильева видит в том, что школы зачастую дают слабое базовое образование

Как по мне, так главная проблема нашего нынешнего образования – неумение слышать другого и понимать услышанное.

Сегодня, когда Ольга Васильева собрала на чаепитие региональных журналистов, чьи работы победили в конкурсе «ПРОобразование» («Комсомолка» была одним из его соорганизаторов), я понял, почему министр во время встреч так часто повторяет: «Услышьте меня!»

Говорит она довольно простые, логичные, понятные вещи. А потом в интернете каких только толкований не прочтешь… И ладно бы злонамеренно передергивали… Так ведь нет – не понимают. Образования не хватает?

Поэтому и на этой встрече с журналистами первым делом пошел разговор о том, как поняли слова министра, сказанные ею за день до этого на форуме "Будущие интеллектуальные лидеры России" (он сейчас проходит в Ярославле). Министр говорила о том, что талантливых ребят, живущих в регионах, не обязательно настраивать на поступление в вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Что у нас и в других городах страны есть сильные университеты. А по Интернету понеслось: Васильева хочет закрепостить выпускников школ, не дать им поступать в столицу.

На самом же деле, и это еще раз пришлось объяснять Ольге Юрьевне, никто не собирается административными мерами запрещать ребятам из глубинке учиться в Москве или Питере. Речь идет о том, что, отучившись в столице, далеко не все они возвращаются на свою малую родину.

- Как убедить ребят оставаться на учебе в своем регионе – понятно, - объясняет Васильева. - У нас над этим работают губернаторы и ректоры. Они заинтересованы, чтобы жизнь - и научная, и исследовательская и производственная проходила там. И это уже работает. Особенно в сибирских регионах.

Речь идет и о президентской программе поддержки молодых талантов, и о федеральных, национальных исследовательских и опорных университетах (большая их часть – в регионах), в которые вложены немалые средства, поставлено современное научное и учебное оборудование, приглашаются читать курсы ведущие преподаватели мира.

- Только такие механизмы могут быть, - подчеркивает министр.

В конкурсе журналистов, пищущих про школы и вузы, приняли участие представители 75 регионов. Победителями стали 20 человек. 

В конкурсе журналистов, пищущих про школы и вузы, приняли участие представители 75 регионов. Победителями стали 20 человек.

Не знал, не знал и забыл…

Но главную проблему нынешнего образования Васильева видит в том, что школы зачастую дают слабое базовое образование. А иной раз не дают его вовсе. Ольга Юрьевна рассказывает об огорчившем ее недавнем общении с продвинутыми старшеклассниками. На элементарные вопросы из школьного курса географии, химии, истории, связанные с сутью собственного проекта, школьники не в состоянии были ответить.

- Был мальчик, который сказал, что хорошо знает историю Великой Отечественной войны, - мрачнеет Васильева. – Я задала очень сложный и одновременно очень легкий вопрос: «Какая связь между генералом Карбышевым и маутхаузенской охотой»? И я поняла, что про Маутхаузен я сказала зря. Но Карбышев - всемирно известный ученый, фортификатор! Впрочем, и слово «фортификатор» будущим инженерам известно не было.

И уж совсем расстроилась Ольга Васильева, когда на этот же вопрос на смогла ответить присутствовавшая на чаепитии журналист и одновременно учитель истории.

Я, правда, как школьник тянул руку, чтобы выручить коллегу. Генерал-инженер Дмитрий Михайлович Карбышев был замучен в концлагере Маутзаузен. И в этом же концлагере несколько сотен советских офицеров совершили отчаянный в смелости побег. Фашисты устроили за сбежавшими настоящую охоту. Почти все герои погибли. (Об этом, кстати, писала «Комсомолка» и наш пытливый читатель ответ на этот вопрос должен знать).

Но Ольга Юрьевна посмотрела на меня строго:

- Я спрашивала учителей…

Проверочные работы – по всем предметам

Министр подчеркивает: сейчас главное – давать школьникам глубокие базовые знания, расширять их кругозор. В жизни это пригодится. И один из путей - возврат проверочных работ в 11 классе. В один час в один день они будут проходить по всем предметам 11 класса, которые не сдают в виде ЕГЭ.

- Это будет стимулировать педагогов-предметников на то, чтобы работать. Это будет стимулировать учиться тех, кто пытается зубрить экзамены ЕГЭ, забрасывая остальные школьные дисциплины, - объясняет министр.

И тут возникает другая проблема – далеко не все учителя сами могут похвастаться глубокими знаниями. Им нечего передавать своим ученикам.

- Американцы два года назад ввели предметную аттестацию педагогов. Мы подходим к тому же самому, - обещает министр.

Поэтому Васильева и взялась перво-наперво за педагогические вузы.

- Сливать и закрывать их никто не будет, - говорит Ольга Юрьевна. – Их всего-то осталось 29 на всю страну! Сейчас назначены ио ректоров в Московском государственном педагогическом университете и в педагогическом университете имени Герцена в Санкт-Петербурге. Будем укреплять подготовку будущих учителей. Оба вуза являются центральными для остального педагогического образования. Плюс делаем ставку на Костромской педагогический институт. Все советские годы он был авангардом в области воспитания. Лучшие вожатые, лучшие молодые педагоги, которые занимались активной воспитательной работой, вышли оттуда. Мы вернули эту часть в вуз.

Александр МИЛКУС



Категория: Российское образование | Просмотров: 1363 | Добавил: nadezhda | Теги: Образование, интеллектуальные лидеры России, школа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]