19:33 Научно-педагогическая общественность России за развитие естественнонаучного образования | |
Тема «Нуждается ли школьное естествознание в содержательном и технологическом обновлении?» была обсуждена на заседании круглого стола, состоявшегося в рамках специального проекта «Популяризация нанотехнологий и технопредпринимательства в преподавании естествознания и в современных школах». Участниками круглого стала стали представители научной и педагогической общественности, экспертного совета Программы «Школьная лига РОСНАНО», Российского союза промышленников и предпринимателей. В обсуждении был поднят вопрос состояния нынешнего школьного естественнонаучного образования. Участниками круглого стола рассматривались международные исследования по проблематике естественнонаучного образования в школе. Важнейшим вопросом обсуждаемой темы стала необходимость увлеченности школьного учителя естествознания наукой, и чтобы этим он смог заинтересовать своих учеников. Приветствуя участников форума, Е. Казакова, доктор педагогических наук, профессор, председатель экспертного совета программы «Школьная лига РОСНАНО» отметила, что нынешнее обсуждение проблем естественнонаучного образования связано с принятием в России концепций исторического и математического образования. В разработке находится Концепция школьного филологического образования. Понятно, что в связи с этим и появляется вопрос о естествознании. В нынешних условиях естествознание взаимосвязано с новейшими высокими технологиями и бизнесом. По мнению М. Эпштейна, кандидата педагогических наук, профессора СПбГУ, генерального директора АПНО «Школьная лига», одной из основных проблем в образовании является то, что сейчас таких учителей, которые на практике могут показать законы физики, очень мало. Хорошие учителя, как говорит профессор СПбГУ, получаются в двух случаях. В первом варианте – это еще студент, ставший участником какого-либо научно-педагогического сообщества. Во втором – когда учитель химии, физики или биологии участвует в научных экспериментах совместно с ученым. Следовательно, для того, чтобы учителей заинтересовать работой, их необходимо привлечь к участию в научном или педагогическом сообществе. Как считает преподаватель кафедры технологического предпринимательства МФТИ И.Пивоваров, стандарты душат школу и загоняют талантливых учителей в строгие рамки. Сейчас администрации школы сложно отстоять необходимый объем предметов, в том числе и естественнонаучных. Еще одну проблему он видит в том, что школьников очень рано ставят перед выбором, куда пойти учиться. Уже в 7-8 классе детям пытаются навязать безальтернативный вариант, что в будущем отнимет у них возможность выбора. А ведь как проблематично набирать нужное количество часов по предмету, когда в 10-11 классе у школьника резко меняются приоритеты в отношении будущей профессии. Профессор Е. Казакова подтвердила, что, к сожалению, в нынешних образовательных стандартах большой объем знаний тяжело согласуется с объемом уделяемому ему школьного времени. Ведь естественнонаучный интеллект – это особенные способности, когда нужно своевременно проверять теорию на практике, то есть проводить опыты, экспериментировать. Казакова отметила также интересный факт, что еще 2009-2010 годы были периодом полного отсутствия интереса к естествознанию. Тогда были свободными даже бюджетные места на естественнонаучных направлениях. На сегодняшний день ситуация улучшена – старшеклассники более активно стали выбирать дисциплины естественнонаучного цикла на ЕГЭ. Это лишний раз доказывает, что они на правильном пути выбора профессий. Видимо, развитие бизнеса, технопредпринимательства, публикации в СМИ все-таки воздействует положительно на сознание молодежи. Один из участников круглого стола, кандидат психологических наук Т. Крупа напомнила коллегам о том, что именно увлеченный учитель может поднять интерес учеников к предмету. И сейчас важно ему помочь, разгрузив от заполнения порой ненужной документации, чтобы у него было время для самообразования, что, в свою очередь, повысит его заинтересованность в занятии наукой. В ходе обсуждения участники форума были едины во мнении, что развитие естественнонаучного образования – процесс многосторонний, к которому необходим серьезный подход, тщательное изучение всех его направлений. И это образование нужно обязательно пропагандировать, так именно оно является необходимым и правильным с точки зрения инновационного пути развития государства. Л. Прохоренко, контент-менеджер фото с сайта www.akvobr.ru | |
|
Всего комментариев: 0 | |