10:45 Домашним заданиям быть. Или не быть?! | |
Тема необходимости домашнего задания и его объемов давно волнует как самих школьников, их родителей, так и педагогическую общественность. Президент РФ В. Путин после обращения к нему столичных учителей пообещал, что домашние задания будут упразднены. В настоящее время в российских школах выполнением домашней работы не озадачены только первоклассники, так как к суровым школьным будням необходимо привлекать потихоньку, дабы не отбить у ребенка с младших классов тягу к знаниям. По словам заместителя председателя Комитета по образованию Госдумы И. Мануйловой, в остальных классах домашняя учебная нагрузка занимает от 1 до 3,5 часа в день в зависимости от класса. У учащихся старших классов она, конечно же, выше. Понятно, что именно несоблюдение нагрузки спровоцировало подобное обращение к Президенту. Случается, что в течение урока школьники не успевают пройти необходимый объем программы, поэтому она автоматом включается в домашнее задание. А дальше как снежный ком: на следующем уроке история повторяется. В итоге – гора домашних заданий, которые ученик, в конце концов, будет отказываться делать. Депутат Госдумы констатирует наличие проблемы и в чрезмерности домашних заданий для учащихся старших классов. Как правило, задания рассчитываются на среднего ученика без учета того, что кто-то может выполнить его быстро или, наоборот, медленно. Кому-то для выполнения домашнего задания хватает и одного часа, а кому-то и 3-4 часов не достаточно. Но редкий старшеклассник станет послушно каждый день сидеть по 3 часа за учебниками. Вот школьники и расставляют приоритеты по собственному усмотрению. Международная организация по экономическому развитию (OECD) представила небольшой отчет по количеству домашних заданий в станах всего мира. По данным глобального исследования учебной успеваемости в рамках Программы по оценке образовательных достижений учащихся Россия стоит на втором месте по объему внеклассной нагрузки – около 10 часов в неделю для старшеклассников. В то же время, сложно понять влияние количества домашних заданий на учебные успехи детей, так как и в начале списка, и в конце оказались страны, лидирующие в международных рейтингах образования. Так, Сингапур оказался на третьем месте с объемом домашней учебной нагрузки в 9,4 часа и Финляндия на последнем – 2,8 часа. Хотя, к примеру, в странах с высоким уровнем успеваемости по математике – Японии, том же Сингапуре, на территории Гонконга и Макао – дети из обеспеченных семей уделяют домашним занятиям в среднем на 1-1,5 часа больше, что и дает улучшенные результаты. Средняя же нагрузка по домашним заданиям по всем странам для старшеклассников составляет приблизительно 5 часов в неделю. На протяжении последнего десятка лет практически во всех странах мира идет стабильная тенденция снижения количества внеклассной нагрузки. Власти столицы, озаботившись проблемами учебной нагрузки вне школы, провели в рамках проекта «Активный гражданин» опрос москвичей на тему: «Каким образом необходимо изменить объем домашнего задания?». По результатам данного исследования большее количество респондентов уверены, что дома дети заняты уроками чрезмерно. Именно родители, бабушки и няни проголосовали за уменьшение объема нагрузки по выполнению домашних заданий. Количество их голосов составило 37,6%. При этом немногим меньше – 32,7% москвичей – считают, что объемы необходимо сохранить прежними. Опрос выявил и желающих увеличить нагрузку. Их количество – не более 6%. Тем не менее, по данным опроса ответы родителей в отношении учебной нагрузки детей разнятся. Многие считают, что дома дети должны заниматься меньше, тогда как в школе нагрузка должна увеличиться. Почти 86% респондентов уверены, что во время продленки с детьми учителя должны заниматься дополнительно. Так ответили, в своем большинстве, родители школьников и детей дошкольного возраста. Около 59% опрошенных согласны с предложением проведения перед основными занятиями дополнительных, в числе которых предложены – спортивно-оздоровительные мероприятия (36%), консультации по предмету (15,7%), уроки художественного творчества (6,46%). Не согласными с этой идеей оказались 35% респондентов. Как прокомментировал результаты опроса руководитель Департамента образования Москвы И. Калина, увеличенный объем домашнего задания является следствием неэффективных уроков. На основании полученных результатов опроса он пообещал повысить эффективность образования, чтобы ученики больший объем материала усваивали в школе. Но надо понимать, что полная отмена домашних заданий нашим школьникам может только сниться, однако учитывая, что такая тема была поднята жителями столицы, какие-то изменения возможны. Л. Прохоренко, контент-менеджер фото с сайта www.deti.mail.ru
| |
|
Всего комментариев: 0 | |