12:48 Качество образования деградирует к взаимному согласию студентов и преподавателей | |
На днях министр здравоохранения и соцразвития Вероника Скворцова назвала уровень подготовки студентов медицинских вузов «бесстыдно низким» и пообещала уже к осени обновить учебные планы и программы. Как выяснили «НИ», схожим образом обстоят дела и в прочих российских вузах. Но дело не в несовершенстве учебных планов, а в негласном сговоре между студентами и преподавателями, благодаря которому студенты имеют возможность бездельничать, а преподаватели – рассказывать устаревший материал либо попросту прогуливать занятия. Первокурсник факультета политологии МГУ Олег М. на летней сессии получил «автоматом» все четыре экзамена и семь из девяти зачетов. Пример трудолюбия и высокой одаренности? Вовсе нет. Способности у Олега, по его словам, вполне средние, а присутствовал он, по собственным подсчетам, менее чем на 20 занятиях за семестр. Но этого оказалось достаточным, чтобы стать отличником. Так же на «отлично» сдал сессию второкурсник Российской экономической академии имени Плеханова. Несмотря на то, что парень, по его словам, не бывал на занятиях по нескольку недель, просиживая целыми днями в социальных сетях. Подобные случаи – не редкость даже в топовых российских вузах. И это не просто «проблема безбилетника», когда студент не готов нести издержки, то есть учиться по правилам, но хочет получить выгоду от обладания дипломом. Здесь имеет место «какономика» (термин философа Глории Ориджи) – сознательный обмен товарами низкого качества. В нашем случае это предоставление посредственных образовательных услуг (преподавание устаревшего материала, плохая организация занятий, низкий спрос со студентов) в обмен на сниженную планку в виде слабой посещаемости и неподготовленности к экзаменам. Но в целом студенты происходящим довольны. Подавляющему большинству из них такая учеба позволяет либо параллельно подрабатывать, либо хорошо проводить досуг. По данным одного из опросов, проведенных среди студентов ведущих российских вузов (МГУ, ГУ-ВШЭ, МАРХИ, РХТУ, МГИМО, МГТУ имени Баумана), 53% респондентов признали, что им преподают устаревшие и неадекватные знания. Однако при этом 85% сообщили, что существующее положение дел их устраивает. Многие российские вузы действительно снижают требования, подтверждает «НИ» проректор Высшей школы экономики Григорий Канторович: «Негласная договоренность может принимать криминальные проявления – взятки, а может быть на уровне «Мы вас не мучаем, но и вы нас не мучаете»». Доцент Московского педагогического государственного университета Ирина Арзамасцева в беседе с «НИ» полагает, что по-другому сейчас нельзя: «От года к году к нам приходят все менее подготовленные студенты. Они не знают элементарных вещей, которые знает сорокалетний бомж, получивший образование при советской системе». Преподаватели, со своей стороны, жалуются на низкую зарплату, которая не позволяет качественно готовиться к занятиям: при ставке доцента в 20–22 тыс. рублей и профессора в 25–27 тыс. рублей многие вынуждены подрабатывать в нескольких вузах. «Преподаватель прибежал в аудиторию, прочитал, не глядя на студентов, и побежал дальше читать», – говорит «НИ» доцент одного из факультетов МГУ Евгения Т. Профессор другого столичного вуза сообщил «НИ», что формально должен два дня в неделю преподавать, один день проводить в библиотеке, один день готовиться к занятиям и один день посвящать написанию научных работ. В реальности же с учетом подработок он преподает шесть дней в неделю, а в библиотеке последний раз был в прошлом году. Высокая загруженность вынуждает преподавателей строить курс на том, что они и так знают. Знают же они то, что изучали сами, когда защищали диссертации. С учетом же старения преподавательского корпуса учеба все чаще отстает от жизни на десятилетия. Артем КУЗНЕЦОВ, Александр КОЛЕСНИЧЕНКО
| |
|
Всего комментариев: 1 | ||||||
|