Праздник Масленицы
18 Февраля 12, 15:32
Гарченко Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №100 г.Волгоград

Праздник Масленицы

Цель: изучать и возрождать интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным праздникам, традициям, обычаям.
Задачи: познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы; прививать интерес к русской народной культуре; воспитание бережного и уважительного отношения к окружающим людям.
Подготовительный период: дети пекут дома блины и приносят их на классный час, делятся рецептами, группа учащихся заранее готовят материал об истории и ритуалах праздника.
Ход праздника
I часть
1-й ведущий:
Все! Все! Все! Все на праздник!
Масленицу встречаем, зиму провожаем,
Весну закликаем!
2-й ведущий:
Приходите все без стеснения!
Билетов не надо – предъявите хорошее настроение!
Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
3-й ведущий:
Спешите скорей, спешите скорей!
Нет праздника - нашего веселей!
Гостей мы давно ждём-поджидаем,
Масленицу без вас не начинаем.
1-й скоморох: Добрый день, гости дорогие!
Жданные, званые и желанные!
2-й скоморох: Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебедки!
Ребята-молодцы, веселые удальцы!
1-й скоморох: Почтенные и молодые,
Полные и худые!
2-й скоморох: Мы рады гостям, как добрым вестям,
Всех привечаем, душевно встречаем.
1-й скоморох: Эй, господа! Пожалуйте сюда!
Приглашаем всех гостей
К нам на праздник поскорей!
2-й скоморох: Приходите, разомните кости!
Сегодня Масленица приглашает в гости!
1-й ведущий:
Масленица – древнейший праздник на Руси, корни которого уходят в глубину веков.
2-й ведущий:
Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны.
3-й ведущий:
Масленица – это праздник Солнца и Жизни!
1-й ведущий:
Масленица была самым веселым, разгульным праздником. В народе говорили: «Хоть с себя заложить, а Масленицу - проводить».
2-й ведущий:
Масленая неделя начиналась с приготовления блинов. Рецепт у каждой хозяйки был свой, но во всех случаях они должны были выйти белыми, рыхлыми, вкусными.
3-й ведущий:
Знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?..
Этот обряд связан с огнем и Солнцем. Чтобы ускорить пробуждение Солнца и помочь ему забраться повыше на небо, его задабривали блинами, по форме напоминавшими солнечный круг.
(На доску прикрепляется изображение веселого Солнца)
1-й ведущий:
Каждый день масленичной недели имел своё название и свои особые традиции. Понедельник называется встреча. С утра вздымают снежные катальные горки, строят качели, балаганы, начинают печь блины. На одни сани усаживают чучело Масленицы. На другие сани водружают столб с вертящимся колесом - символом солнца. Санный поезд, запряженный ряжеными, проезжает по улицам, зазывая всех на праздник.
2-й ведущий:
Много игр и забав было во время веселой масленичной недели. Они начинались со вторника– заигрыша. Это и игры в снежки, и борьба за место на санках, и взятие снежного городка, катания на санях «по солнышку» (по часовой стрелке), чтоб помочь солнцу прогнать зиму; устраивались народные гулянья, представления с Петрушкой, катания с ледяных горок.
3-й ведущий:
А вот и третий день масленицы – ЛАКОМКА!
В среду тещи приглашают своих зятьев на блины, зятья приносят подарки - расписные пряники. В каждой семье накрывают столы с вкусной едой, пекут блины, в деревнях в складчину варят пиво. Собираются родственники. Чтобы прийти в гости на блины запасались пословицами и поговорками.
1-й ведущий:
В эту праздничную неделю принято было ходить в гости, особенно в пятницу и субботу, так называемые, тёщены вечера и золовкины посиделки.
2-й ведущий:
Пятница - тещины вечерки. Родители идут в гости к детям. Блины готовит молодая хозяйка. Зятья угощают тещ. Теща обязана была прислать с вечера все необходимое для печения блинов и научить невестку какому-нибудь старинному секретному рецепту.
3-й ведущий:
Суббота - "золовкины посиделки ”
Золовка — это сестра мужа. Итак, в этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных, а незамужних золовок старались познакомить с неженатыми парнями из своих родных или друзей. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы.
1-й ведущий:
Воскресенье – последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем». Родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами испросить взаимного прощения. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
2-й ведущий:
В воскресенье масленичной недели «сударыню Масленицу» взгромождали на сани, рядом ставили красивую девушку, а в сани впрягалось трое молодых парней, которые везли Масленицу по зимним улицам. За санями шествовал масленичный «поезд»: целая вереница саней, провожавших Масленицу.
3-й ведущий:
В этот день торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю.
1-й скоморох:
Сударыню Масленицу угощали блинами:
Широкая масленица,
Блинами богатая.
Пошто села в сани, не гуляешь с нами?
2-й скоморох:
А Масленица отвечала:
Я гуляла с вами,
Теперь села в сани.
Пела и плясала,
Больно я устала.
Кончилось весельице,
Беритесь за делице.
Направляйте сошенку
Выехать на пашенку,
А со мной проститеся,
Чаем угоститеся.

1-й скоморох:
Прошла Масленица,
Кончилось гуляньице…
2-й скоморох:
Обманула, провела,
Нагуляться не дала!
Все ведущие: Прощай, зима холодная!
Приходи, весна красная!
Все скоморохи:
Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали, погостишь семь годков!
Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
1-й ведущий:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
2-й ведущий:
С великою милостью:
Со льном высоким,
3-й ведущий:
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
(Появление Весны с Солнышком на руках)
Весна:
Идем с обильными хлебами,
С высокими снопами,
С малиной, смородиной,
Со всякой садовиной,
Весна и Солнышко вместе:
С солнышком, с ливнями,
С песнями дивными,
С трудом, заботой,
С весельем и Угощеньем!
Все ведущие и скоморохи:
Милости просим!
II часть
Викторина
1. Что встречает Масленица? (Весну)
2. А что провожает? (Зиму)
3. Что является символом Масленицы? (Блины)
4. Из какой муки и теста готовили блины на Масленицу? (пшеничной, ячневой, овсяной, гречневой муки, из пресного или кислого теста)
5. С чем принято было есть блины? (с красной и черной икрой, с соленой семгой, с маслом, с медом, со сметаной, с различными вареньями, кашами и т. д.)
6. Что символизирует блин? (Солнце)
7. Какие пословицы о Масленице и блинах вам известны? (Не всё коту - Масленица, будет и Великий пост. Блин — не клин, брюхо не расколет. Не житье-бытье, а – Масленица. Хоть с себя что заложить, а маслену проводить. Без блина не маслена. Без кота мышам масленица. Первый блин комом.Дело блин.)
8. Назовите древних славянских богов.
(Перун — бог грозы в Древней Руси. Его считали покровителем воинов.
Белбог — бог, живущий на небесах и управляющий ими. Старец с длинной седой бородой в белой одежде с посохом в руке.
Белес — бог скотоводства и богатства.
Зембог — бог земли.
Дидилия — богиня деторождения.
Макошь — богиня, покровительница женских работ, прядения и ткачества.
Огонь, другое название Сварожич, — бог огня.
Морозко — бог зимы и холода.
Даждьбог (Хорс) — бог солнца.)

Конкурсы
1. Частушки «Хочешь победить подружку, спой веселую частушку»
2. Ложечники «Попробовать играть на ложках под аккомпанемент баяниста»
3. Перепляс «Барыня», «Цыганочка», «Яблочко», «Семеновна»
4. На «трех ногах». Выбирается несколько пар, каждой паре связывают ноги (правую ногу одного с левой ногой другого). Пара на «трех ногах» добегает до поворотного флажка и возвращается на линию старта.
Выигрывает пара, прибежавшая первой.
Игры
1. А теперь давайте поиграем в русскую народную игру «Сковорода», в нее как раз играли на Масленицу.
В игре участвуют до десяти детей. Игроки встают в круг, держатся за руки, образуя хоровод. У самых ног игроков мелом чертят круг-сковороду. Все идут вдоль линии сковороды. Ведущая дает сигнал, все останавливаются и начинают тянуть соседей справа и слева на черту. Задача — заставить соседей переступить черту. Переступивший черту попадает на сковороду и «печется». После чего все снова быстро идут вдоль черты по кругу. Побеждает тот, кто дольше всех не «испекся».
2. «Павлиний хвост». К талии участника прикрепляется веревочка (можно прикрепить веник), один конец которой свисает до самого пола. На земле из кеглей или пластиковых бутылок выстраивается змейка. Задание — пройти между, не сбив «хвостом» ни одного предмета. Побеждает тот, кто первым и быстрее доберется до финиша.
3. Скоморохи. Взрослым забава, а малышам? Ну-ка. крошки, подходите, поучаствовать хотите? Игра для самых маленьких «Подснежники».
Заранее заготавливают бумажные цветы, можно использовать маленькие пластиковые разноцветные бутылки вместо цветов.
На заснеженной полянке разбрасывают вырезанные из бумаги цветочки, это первые весенние цветы — подснежники. Выигрывает тот, кто соберет больше всего подснежников.
4. А теперь приглашаются папы и мамы, устроим перетягивание канатов. Эта старинная масленичная забава. Примечание: устройте несколько турниров. Первыми выступают только мамы, вторыми папы, а затем можно устроить соревнование семейных команд.

Учитель. Всем спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех. А награда будет для всех! Приглашаем на блины, к самовару.
Чаепитие с блинами
Учитель.
Ну, вот и отметили мы с вами Масленицу, да узнали кое-что новое об этом празднике. А ведь масленая неделя продолжается. Не все блины еще съедены и не все песни спеты. Счастливого вам праздника. До свидания.

Категория: Масленица | Добавил: marinagarchenko | Теги: масленица, масленица 2012
Просмотров: 4474 | Загрузок: 215 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 larisa-stefanova   (02 Марта 12 18:32) [Материал]
Марина Николаевна! Интересный и познавательный у Вас получился праздник! В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с историей праздника, традициями и обрядами празднования Масленицы. Представленный материал имеет огромное воспитательное значение, развивает у школьников интерес и уважение к русской культуре, обрядовым народным обычаям. Понравилось, что учащиеся не являются пассивными слушателями, а принимают активное участие в конкурсах, отвечают на вопросы викторины. Марина Николаевна! Спасибо Вам за участие в Фестивале! Удачи! С уважением, Лариса Михайловна.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]