27 Августа 08, 15:20 | |
I. Информационный раздел. 1. Тема опыта (наименование опыта). Наименование опыта должно соответствовать следующим требованиям: · отражение в формулировке связи «результат - средство» (или «средство - результат», «средство - процесс»); · конкретность формулировки; · корректное использование педагогических и психологических терминов; · отсутствие «глобализма». 2. Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе). 3. Обоснование актуальности и перспективности опыта, его практической значимости для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе: · В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных перед школой. · Какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются в данном опыте. Противоречия – несоответствие между желаемым состоянием и действительным. Если не удается сразу сформулировать противоречие, можно пойти по шагам: признаки негативного состояния – проблемная ситуация – противоречие – проблема. 4. Ведущая педагогическая идея опыта – центральная основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Некоторые идеи педагогов-новаторов: · идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия; · идея учения без принуждения, основанная на переживании радости познания мира, на подлинном интересе; · идея максимальной помощи ученику в познании и самоутверждении; · идея свободного выбора; · идея опережения; · идея укрупненного, «крупноблочного» изучения материала; · идея коллективного и индивидуального самоанализа деятельности школьников и др. 5. Теоретическая база. Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта. Основополагающие педагогические теории: · «Теория поэтапного формирования умственных действий» - П.Я. Гальперин; · «Теория программированного обучения» - Т.А. Ильина, Н.Ф. Талызина; · «Теория содержательного обобщения» - В.В.Давыдов; · «Теория развития познавательного интереса» - Т.В.Щукина; · «Теория оптимизации обучения» - Ю.К.Бабанский; · «Теория проблемного обучения» - М.И.Махмутов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, А.М.Матюшкин; · «Теория активизации учебно-воспитательного процесса» - Т.И.Шамова и др. II. Технология опыта – система конкретных педагогических действий, организация, содержание, формы, методы, приёмы обучения, воспитания. 1. Постановка целей и задач данной педагогической деятельности. Представление конечного результата. 2. Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения учащихся в учебную деятельность, его анализ. 3. Содержание образования. Обоснование причин изменений в содержании образования. Описание приёмов изменения содержания образования. Соответствие содержания поставленным целям и задачам. 4. Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения. III. Результативность В этом разделе необходимо показать связь полученных результатов с поставленными целями, задачами и способами деятельности учителя и учащихся. Результат лучше оформлять в виде сравнительных диаграмм или таблиц. Литература: «Инициатива, творчество, поиск» -Информационный вестник, выпуск № 14. составитель Поваляева Л.Ю, Белгород 2002 | |
| |
Просмотров: 9188 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |