По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.
По направленности и содержанию мотивы могут быть:
- Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
- Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
- Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
- Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
- Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
- Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
- Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
- Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
- Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
- Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные факторы. Например, по результатам проведенного нами опроса среди старшеклассников г. Ставрополя были определены следующие причины нежелания идти в в школу :
- требовательность учителей;
- сложность объяснений урока;
- большая учебная нагрузка;
- "рано вставать";
- "трудные" уроки;
- конфликты с учителями;
- "не выучил урок";
- "другие (личные) дела";
- внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.);
- конфликты в классе и школе с другими учащимися.
Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по результатам опроса тех же старшеклассников):
- нужен хороший аттестат для поступления в вуз;
- школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;
- важность образования вообще в жизни;
- ругают учителя и классные руководители;
- заставляют родители хорошо учиться;
- убеждают родственники, знакомые;
- чтобы не получить "двойку" в журнале;
- нравятся учителя и школа;
- убеждают друзья, сверстники;
- просто интересно учиться, нравятся уроки.
Необходимо рассматривать факторы и условия мотивации не с позиций традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум", "дезориентируют средства массовой информации", "не требует сложившаяся экономическая и идеологическая модели" и т. п.), а с позиций современного, компетентного педагога - как педагогическую функцию (мотивировать, значит побуждать к деятельности и общению для достижения целей педагогического процесса).
Как классическая западная психология мотивации (достаточно привести знаменитую формулу Хекмана - Олдхэма: "Человек переживает положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы уделяют созданию позитивного эмоционального фона деятельности как ведущего фактора мотивации. Следовательно, в зависимости от того, как педагог учитывает при проектировании и реализации урока его "фоновые" условия, так он и выстраивает значительный перечень мотивационных ресурсов учебного занятия.
На каждом этапе урока учителю необходимо обращать внимание на различные моменты, которые могут в определенной степени повлиять на мотивационный фон.
Данные позиции могут использоваться при тематическом анализе/самоанализе урока в контексте его мотивационной функции. Для этого была разработана специальная схема анализа/самоанализа мотивационных ресурсов урока (приложение 1).
Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков: 1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов, моменты урока:
- четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
- обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);
- рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
- четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
- работа с домашним заданием.
2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационно-го ресурса и т. д.). 3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока. 4. К сожалению, многие "традиционные" учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, "отмотивировать" ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления - стимулирование и контроль.
Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:
- Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции).
- Поощрение - открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
- Ответ как "право свободно высказаться".
- Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
- Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.
В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в большей степени призваны контролировать, а не мотивировать учащихся, т. к. могут снизить позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:
- отметка (в силу не всегда объективной, часто - фоновой природы. Например, "5" в сильном классе и слабом - порой разные оценки; или "4" стабильно занимающемуся ученику и "4" слабому, однажды подготовившемуся к уроку и получившему ее с завышением в целях создания упрощенно понимаемой учителем "ситуации успеха");
- угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");
- жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических особенностей учащихся установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А вы не выполнили еще 2 задания" могут их дестабилизировать, сбить, т. е. привести к обратному эффекту);
- навязанные цели (вызывают, как правило, отторжение, если не поняты и не приняты объектом);
- личностные оценки (часто связаны с оцениванием не учебного результата, а дисциплинарного момента; при таком подходе ученик оценивается не по учебному труду и его результату, а по качествам личности).
Руководителю образовательного учреждения и самому педагогу важно знать и то, какие факторы мотивации действуют на них самих. Для этого предлагаем разработанный нами с учетом теории мотивации Ф. Герцберга небольшой тест "Какова моя мотивация?" (приложение 2), а также памятку руководителю образовательного учреждения по использованию средств мотивации и стимулирования (приложение 3).
Приложение 1Анализ мотивационных ресурсов урока
Инструкция: По каждой приведенной в таблице позиции дайте оценку/самооценку по трем уровням (высокий, средний, низкий/недостаточный). При подведении итогов определяется доминирующий уровень оценки в целом по таблице, а также проблемные зоны, по которым был выставлен низкий уровень оценки.
Тема урока:______________________________________________________________________ .
Класс:________ . Предмет:________
Основные компоненты урока Уровень реализации
|