Анализ мотивационных ресурсов современного урока
17 Сентября 12, 14:11
По мнению многих педагогов-практиков, одним из наиболее сложных условий обеспечения высокого качества образования в контексте компетентностно-ориентированного обучения является формирование и поддержание на оптимальном уровне мотивации учебной деятельности современных школьников.

По направленности и содержанию мотивы могут быть:

  1.     Социальные (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).
  2.     Познавательные (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).
  3.     Профессионально-ценностные (без знаний не будет хорошей профессии).
  4.     Эстетические (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои способности и таланты).
  5.     Коммуникативные (возможность расширять круг общения благодаря повышению интеллектуального уровня и новым знакомствам).
  6.     Статусно-позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своем вузе, группе и т. д.).
  7.     Традиционно-исторические (стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).
  8.     Утилитарно-практические (необходимость в дипломе, который позволяет получить заветное рабочее место).
  9.     Учебно-познавательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).
  10.     Неосознанные (основаны на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Причины желания Как известно, на мотивацию в целом влияют различные факторы. Например, по результатам проведенного нами опроса среди старшеклассников г. Ставрополя были определены следующие причины нежелания  идти в в школу :

  1.     требовательность учителей;
  2.     сложность объяснений урока;
  3.     большая учебная нагрузка;
  4.     "рано вставать";
  5.     "трудные" уроки;
  6.     конфликты с учителями;
  7.     "не выучил урок";
  8.     "другие (личные) дела";
  9.     внешние условия (погода, хорошая телепередача, семья и др.);
  10.     конфликты в классе и школе с другими учащимися.
Наиболее актуальные факторы, положительно влияющие на отношение к учебе (по результатам опроса тех же старшеклассников):

  1.     нужен хороший аттестат для поступления в вуз;
  2.     школьное образование необходимо для продолжения обучения в вузе;
  3.     важность образования вообще в жизни;
  4.     ругают учителя и классные руководители;
  5.     заставляют родители хорошо учиться;
  6.     убеждают родственники, знакомые;
  7.     чтобы не получить "двойку" в журнале;
  8.     нравятся учителя и школа;
  9.     убеждают друзья, сверстники;
  10.     просто интересно учиться, нравятся уроки.
Необходимо рассматривать факторы и условия мотивации не с позиций традиционного учителя ("не помогает семья", "мешает социум", "дезориентируют средства массовой информации", "не требует сложившаяся экономическая и идеологическая модели" и т. п.), а с позиций современного, компетентного педагога - как педагогическую функцию (мотивировать, значит побуждать к деятельности и общению для достижения целей педагогического процесса).

Как классическая западная психология мотивации (достаточно привести знаменитую формулу Хекмана - Олдхэма: "Человек переживает положительные эмоции в той степени, в какой он узнает (знание результатов), что он лично (переживание ответственности) хорошо выполнил задание (переживаемая значимость)"), так и современная отечественная педагогическая психология особое внимание в решении этой проблемы уделяют созданию позитивного эмоционального фона деятельности как ведущего фактора мотивации. Следовательно, в зависимости от того, как педагог учитывает при проектировании и реализации урока его "фоновые" условия, так он и выстраивает значительный перечень мотивационных ресурсов учебного занятия.

На каждом этапе урока учителю необходимо обращать внимание на различные моменты, которые могут в определенной степени повлиять на мотивационный фон.

Данные позиции могут использоваться при тематическом анализе/самоанализе урока в контексте его мотивационной функции. Для этого была разработана специальная схема анализа/самоанализа мотивационных ресурсов урока (приложение 1).

Обращение учителя к мотивационным моментам урока в значительной степени способствует в целом повышению его эффективности. Анализ мотивационных ресурсов урока позволяет выделить наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты учителей-практиков:
1. Если учитель не уложился в отведенное время урока, то это чаще всего свидетельствует о плохом хронометраже урока, неоптимальности отбора содержания знания и видов работы на уроке. Как правило, под сокращение попадают наиболее важные, с точки зрения обеспечения мотивации обучения и качества достигаемых результатов, моменты урока:

  1.     четкая работа с целью и задачами с позиций их практико-полезной и значимой для детей интерпретации;
  2.     обобщение результатов каждого этапа урока в контексте формирования целостного образа знания или способа деятельности (мы сейчас сделали это для того, чтобы делать дальше мы получили продукт, который нам необходим для того, чтобы ... и т. п.);
  3.     рефлексия на разных этапах урока с активным включением самих учащихся в обсуждение результатов;
  4.     четкое определение критериев оценивания, работа с оценкой как средством мотивации;
  5.     работа с домашним заданием.
2. Наиболее существенные проблемы в работе педагогов проявляются на этапах целеполагания (формализация этапа, снижение его мотивационно-го ресурса и т. д.).
3. Значительная часть педагогов привержена однообразным формам урока (преимущественно комбинированный с незначительными вариациями) и видам работы учащихся на уроке, что снижает мотивационный фон в отличие от менее традиционных и принимаемых учащимися в качестве оригинальных форм проведения урока.
4. К сожалению, многие "традиционные" учителя стремятся подменить средства мотивации средствами контроля, "отмотивировать" ученика негодными средствами, смешивая таким образом две различные функции управления - стимулирование и контроль.

Приведем наиболее эффективные средства мотивации учащихся, часто встречающиеся в психолого-педагогической литературе:

  1.     Стиль обучения, начинающийся с первых секунд общения учителя с учащимися (на основе учета эффекта аттракции).
  2.     Поощрение - открытое, объективное, справедливое и принимаемое в таком качестве большинством класса.
  3.     Ответ как "право свободно высказаться".
  4.     Закрепление материала как предоставление возможности освоить не усвоенное знание.
  5.     Психологическое состояние учителя, часто передающееся классу.

В отличие от приведенной "пятерки" следующие 5 позиций, как правило, в большей степени призваны контролировать, а не мотивировать учащихся, т. к. могут снизить позитивный эмоциональный фон учебной деятельности:

  1.     отметка (в силу не всегда объективной, часто - фоновой природы. Например, "5" в сильном классе и слабом - порой разные оценки; или "4" стабильно занимающемуся ученику и "4" слабому, однажды подготовившемуся к уроку и получившему ее с завышением в целях создания упрощенно понимаемой учителем "ситуации успеха");
  2.     угрозы (например: "Если вы не выполните задание к понедельнику, то ...");
  3.     жесткие сроки (в зависимости от тех или иных психологических особенностей учащихся установки типа "До конца урока осталось 5 минут. А вы не выполнили еще 2 задания" могут их дестабилизировать, сбить, т. е. привести к обратному эффекту);
  4.     навязанные цели (вызывают, как правило, отторжение, если не поняты и не приняты объектом);
  5.     личностные оценки (часто связаны с оцениванием не учебного результата, а дисциплинарного момента; при таком подходе ученик оценивается не по учебному труду и его результату, а по качествам личности).
Руководителю образовательного учреждения и самому педагогу важно знать и то, какие факторы мотивации действуют на них самих. Для этого предлагаем разработанный нами с учетом теории мотивации Ф. Герцберга небольшой тест "Какова моя мотивация?" (приложение 2), а также памятку руководителю образовательного учреждения по использованию средств мотивации и стимулирования (приложение 3).

Приложение 1

Анализ мотивационных ресурсов урока

Инструкция: По каждой приведенной в таблице позиции дайте оценку/самооценку по трем уровням (высокий, средний, низкий/недостаточный). При подведении итогов определяется доминирующий уровень оценки в целом по таблице, а также проблемные зоны, по которым был выставлен низкий уровень оценки.

Тема урока:______________________________________________________________________ .

Класс:________ .
Предмет:________


Основные компоненты урока         Уровень реализации

Категория: Внеклассная работа | Добавил: nadezhda | Теги: урок, мотивация
Просмотров: 6514 | Загрузок: 75 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]