К типичным ошибкам можно отнести следующие:
- Игнорирование требования Положения о работе по избранной теме на протяжении не менее 3-х лет (т.е. работа по обобщению АПО на всех уровнях должна планироваться в перспективе с привязкой к этому условию, а отбор кандидатов для обобщения на областной уровень не должен быть стихийно-случайным).
- Главным критерием отбора должна являться высокая результативность работы педагога (судя по некоторым представляемым материалам, педагоги контролируют сами себя: в ряде случаев не прослеживается поддержка и помощь администрации образовательных учреждений в мониторинге и диагностировании результатов педагогической деятельности).
- Методисты РМК, специалисты ИМЦ не всегда эффективно помогают педагогам, обобщающим свой опыт, преодолеть самое стабильное затруднение – выделение в педагогическом опыте его наиболее ценных составляющих, определение сущности опыта, его ведущей педагогической идеи.
4. Слабо представлено обоснование актуальности опыта, авторы сводят ее к описанию истории становления опыта;
5. Зачастую не умеют органично, в соответствии с целью и заявленной темой, представить новизну опыта;
- Размещение описания опыта на сайте БелРИПКППС имеет целью его пропаганду для широкого внедрения идей педагога в практику работы коллег. Но это зачастую затруднительно из-за отсутствия качественного логичного представления опыта: в описании технологии слишком много теоретических рассуждений и мало собственно опыта в логике, заданной Положением:
Цель, задачи---------------------------------------------------------------------результат
(деятельность педагога по понятному алгоритму)
- Научные теории, основные теоретические положения, методические разработки, являющиеся основой АПО, подчас комментируются автором опыта там, где удобно ему, а не в разделе «Теоретическая база». При этом зачастую нарушается культура представления материала: чужие мысли не заключаются в кавычки, не все авторы вносятся в библиографический список.
- Встречаются досадные случаи профессиональной некомпетентности, проявляющееся в некорректном использовании специальной терминологии («Основной метод моей работы - экскурсия», «Методология моего опыта включает такие формы работы как …» ).
Весь понятийный аппарат должен обязательно уточняться на предмет его грамотного и точного толкования.
- При описании результативности работы некоторые авторы АПО не ссылаются на конкретные методики диагностирования, не комментируют приводимые графики и диаграммы, не показывают методику расчетов, приводимых количественных показателей и коэффициентов. Представленные на дилетантском уровне, они теряют свою ценность и силу аргументации.
- В ряде случаев материалы АПО содержат Приложения, которые никак не комментируются на страницах с описанием опыта (в рекомендациях по оформлению говорится об обязательных ссылках на Приложение в тексте-описании АПО). Каждое Приложение дублируется в электронном варианте.
- Безымянные диски и дискеты затрудняют обработку и систематизацию материалов АПО при занесении в ОБД.
- Согласно Положению в институт присылается или профкарта педагога или профкарта ОУ (каждая в своем случае). Заполнение сразу двух экземпляров в одном опыте – лишняя работа образовательного учреждения.
|