Формирование познавательных УУД средствами английского языка
10 Апреля 15, 17:32

Формирование познавательных УУД средствами английского языка

Коренькова Н.В.,
учитель английского языка

В соответствии с ФГОС универсальные учебные действия становятся необходимой составляющей процесса учения. УУД представляют собой совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД делятся на такие группы действий, как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

К универсальным учебным действиям в образовательном курсе иностранного языка можно отнести:
- личностные УУД ( нравственная оценка поступков, формирование толерантного отношения к иным культурам, гражданское самоопределение и др.);
- регулятивные УУД (планирование познавательных действий, формирование цели и смысла учения, выстраивание собственной учебной и жизненной траектории и др.);
- коммуникативные УУД (пояснения в ходе коммуникации, выяснение позиций партнеров по коммуникации, уточнение коммуникативного смысла, участие в различных формах обсуждения проблемы, использование коммуникативных стратегий для достижения цели общения и др.);
- познавательные УУД (извлечение языковой и фактической информации, отделение главной информации от второстепенной, структурирование и организация извлеченной информации, преобразование информации в знаково-графическую форму и обратно, логическое выстраивание информации в форме описания, повествования, рассуждения, аргументации, мнемические действия для запоминания языкового и иного материала и др.).

Познавательные УДД обеспечивают создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечению успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Познавательные УДД включают аспекты: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблем.

Общеучебные УУД:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-структурирование знаний;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
-постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
-моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая);
-преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические УУД:
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных);
-синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
-выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
-подведение под понятие, выведение следствий;
-установление причинно-следственных связей;
-построение логической цепи рассуждений;
-доказательство;
-выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:
-формулирование проблемы;
-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Большая часть задач на уроке иностранного языка носит учебно-познавательный характер (поиск и выделение информации, ее анализ, трансформация, подстановка, расширение или сужение и т.д.), реже регулятивный (требуется, чтобы учащиеся ставили цель, находили пути решения проблемы, комментировали свои действия, объясняли, почему они предпочитают действовать именно так), практически всегда – коммуникативный характер (работа в парах, группах, использование речевых и языковых средств в соответствии с коммуникативной ситуацией).

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Рассмотрим на примере УМК «Rainbow English» для 5 класса под редакцией О.А.Афанасьевой, И.В. Михеевой, К.В. Барановой какие задания и упражнения могут способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий в соответствии с классификацией, предложенной А.Г. Асмоловым.



Категория: Материалы и задания как система формирования УУД | Добавил: филолог | Теги: виды заданий и упражнений, познавательные УУД, УУД
Просмотров: 4715 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]