03 Августа 10, 15:50 | |
Пояснительная записка Искусство как результат художественного творчества отражает действительность, воспроизводя её по своим законам. Образное воплощение размышлений, фантазий художников является элитарным опытом чувственно-эмоционального восприятия мира и обобщения происходящих явлений, которые во многом зависят от социальных и экономических факторов развития общества. Искусство зародилось в далёком прошлом; развиваясь на протяжении всей истории, оно преобразовывалось, находило новые формы самовыражения и оставило летопись духовных и мировоззренческих поступков человечества. Что же происходит с искусством в настоящее время? В ХХ веке быстро развиваются новые информационные технологии, которые широко используются в процессе создания художественной продукции и обуславливают возникновение новых видов искусства: наряду с живописными и графическими портретами делаются фотографии; разрабатываются с помощью компьютера проекты архитектурных сооружений, дизайн промышленных изделий, оформление книг и журналов; музыкальные произведения и театральные постановки передаются по теле-, радио- и видеоканалам и многое другое. Новые информационные технологии дают возможность предложить продукцию широкому кругу потребителей. Возникло феноменальное явление нашего времени - массовая культура. При всей ее прогрессивности и демократичности надо отметить и негативную сторону - ориентацию на вкусы "среднего" потребителя и вульгаризацию духовных ценностей предыдущих поколений. Наши школьники пользуются этими плодами цивилизации, невозможно полностью оградить их от влияния массовой культуры. Поэтому на уроках искусства представляется важным не вычеркивать эту сторону действительности, а, наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры, раскрывая взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего, анализируя "безобразное" и "прекрасно" в творчестве, и, тем самым, развивая не только умение эмоционально воспринимать художественное произведение, но и оценивать его с критической точки зрения. Знакомство с миром искусства даёт учащимся возможность повысить свой уровень культуры. Духовное осмысление и художественное освоение действительности настраивает человека на самосовершенствование и гармонизацию внутреннего "я" с внешней средой. Наверно, поэтому понятие "искусство" часто заменяют синонимами "художественная культура", "духовные ценности" или "эстетика". Обращая внимание на связь этих понятий, содержание программы построено так, чтобы обучение было направлено на создание условий для развития духовных и душевных качеств личности, способной чувствовать и воспринимать сущность художественной культуры, а также осваивать формы эстетической деятельности. Основными целями и задачами обучения по данной программе являются: - развитие творческих способностей учащихся, умения находить, понимать и использовать различные виды информации в своей деятельности; - приобщение учащихся к мировым и национальным духовным ценностям, воплощенным в произведениях искусства; - формирование представлений о целостности мира через эмоционально-ценностное ориентирование личности, в том числе путем интеграции учебных дисциплин - изобразительного искусства, музыки, литературы, истории и др., а также использования в учебном процессе различных видов информации - фольклора, музыки, мультфильмов, фрагментов фильмов, материалов Интернета и пр.; - учащимися начальных знаний о разнообразии видов и жанров искусств; - освоение языка искусства, средств художественной выразительности, изучение основ композиции, многообразия природных и искусственных форм; - знакомство с художественными материалами и инструментами, приемами и способами работы. Все вышеперечисленные задачи следует решать в комплексе, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их общего развития. Творчество учащихся должно основываться на эмоциональном восприятии и на осмыслении собственной деятельности. Поэтому необходимо, чтобы дети учились воспринимать художественные тексты через созерцание, сопереживание, а также и обучались бы работать с информацией на семантическом (смысловом) уровне. Например, изучается театр. Учащиеся знакомятся с произведениями изобразительного искусства (декорации, костюмы, куклы и др.), делают свои эскизы. Программа "Искусство" дает расширенный круг вариативных заданий, связанных с деятельностью по написанию сценариев, составлению своих рассказов, описанию впечатлений, сбору материалов по истории развития театра, а также самостоятельному изготовлению декораций, бумажных кукол и пр., разыгрыванию отдельных сценок. Интеллектуальное развитие учащихся предлагается осуществлять по следующим направлениям: 1. Образно-семантическое: - раскрытие средств художественной выразительности разных видов искусств; - развитие ассоциативного мышления в процессе создания учащимся художественных образов, раскрытия идеи и системы образов при обсуждении художественного произведения и пр. -раскрытие зависимости художественной формы от цели творческого замысла. Обращение к различным видам искусства, разными способами интерпретирующими одну и ту же тему, помогает увидеть ассоциативные связи и осознать их роль в творческой деятельности. В современном мире наблюдается тенденция к визуальной коммуникации: представление текстов в виде условных изображений, символов и т.п. Поэтому важно научить учащихся понимать условность изображения и механизм визуализации. 2. Поисково-системное, направленное на выработку у учащихся навыков: - сбора информации из различных источников (книг, словарей, видео-, аудиосредств и т.д.); - систематизации тематического материала для нахождения связей между частным и общим. Учителю предлагается использовать методические приёмы, помогающие раскрытию и усвоению ключевых понятий, художественных терминов, определенных программой. Например, на уроке учащимся рекомендуется вести словарь для записи новых слов, иллюстрируя их (в порядке домашнего задания) рисунком, аппликацией, картинкой из журнала, открыткой и пр. 3. Сравнительно-оценочное: - развитие чувства гармонии и формирование критериев оценки произведений искусства на основе изучения родной культуры и культуры других народов; - формирование умений отстаивать свое мнение и воспринимать другие точки зрения. Для реализации данного направления целесообразно на каждом уроке обсуждать все выполненные работы. Каждый ребенок должен иметь возможность рассказать о своей работе, а также отстаивать свою точку зрения на создание того или иного произведения. Желательно, чтобы при анализе работ школьники использовали художественные термины (композиция, цветность, гармония, контраст, нюанс и пр. термины, определенные программой). В качестве дидактических заданий для развития критического мышления можно предложить учащимся старших классов составление рецензий, анонсов литературных произведений, видеоматериалов, культурных событий и пр. 4. Технологическое: - обучение способам работы с художественными материалами в разных техниках; - знакомство с различными формами работы при подготовке, разработке и показе творческих работ, в том числе с помощью технических средств (видеокамера, компьютер и т.д.); - формирование умений работы в коллективе. В настоящее время развитие информационных технологий требует воспитания навыков общения нового свойства, то есть каждый ребенок должен научиться работать с техническими средствами, в т.ч. компьютером, используя их как инструмент для осуществления своей творческой деятельности. Таким образом, мастерство учителя заключается не столько в передаче необходимых знаний, сколько в помощи организации обучения, которое направлено на развитие индивидуального стиля мышления учащихся и умения самостоятельно получать знания. Для того чтобы занятия были интересными, увлекательными для учащихся, рекомендуется: - проводить большую часть уроков в форме игры, обеспечивающей осознанную и целенаправленную деятельность школьников; - использовать различные средства обучения (демонстрационные таблицы, тетради с печатной основой, аудио- и видеозаписи, средства массовой информации, компьютерные программы и т.д.); - использовать рекомендуемые видеозаписи и как иллюстрации к теме, и как материал для учебных заданий в двух вариантах: 1) обмен впечатлениями от увиденного в форме сочинения, сценарного плана для собственного фильма (возможные жанры - рассказ об эпохе; экскурсия на "машине времени"; рекламный ролик и т.п.) и др.; 2) угадывание эпохи и название памятников; сюжета происходящего; написание собственного комментария как текста к рекламному ролику, к экскурсии и пр. (просмотр видеозаписей без фонограммы). В программе время, выделяемое на изучение тем курса, является примерным. Учитель может изменять количество часов и задания, отбирать необходимый материал для практических работ с учетом подготовки учащихся и требований к знаниям и умениям, определенных программой. | |
| |
Просмотров: 4775 | Загрузок: 386 | |
Всего комментариев: 0 | |