Пояснительная записка Сельскохозяйственное производство является сложной и трудоёмкой отраслью. Механизация процессов по выращиванию сельскохозяйственных культур способствует облегчению труда, повышению производительности и снижению себестоимости продукции. Применение машин даёт возможность производить работы в сжатые агротехнические сроки. Качественное выполнение сельскохозяйственных работ, эффективность использования техники, оптимальное расходование топлива в значительной степени зависят от квалификации специалистов. Поэтому учащиеся в процессе теоретических занятий должны хорошо освоить конструктивное устройство сельскохозяйственных машин, их рабочих органов, технологию производственных процессов; уметь обоснованно подбирать машины и орудия для выполнения той или иной операции; правильно комплектовать агрегаты; производить регулировку и техническое обслуживание, управлять машинами. Однако кроме профессионально значимых качеств будущего специалиста, большое значение имеет развитие творческих, креативных возможностей человека, которые и позволят учащимся стать конкурентоспособными, быстро адаптироваться в условиях рынка. В процессе становления целостной личности приоритетную роль играет сама личность. Задача учебно-воспитательного процесса развитие готовности учащегося к самостановлению, саморазвитию и самовоспитанию. Для реализации себя как личности в профессиональной деятельности выпускнику профессионального учебного заведения необходимо обладать: 1. Развитым продуктивным мышлением. 2. Высоким познавательным интересом. 3. Способностью к самообучению. 4. Умением принимать ответственность за собственные действия. 5. Знаниями правовых, экологических и экономических основ. 6. Умением выдвигать, принимать, отстаивать и аргументировать свой выбор. 7. Умением решать конфликтные ситуации. 8. Хорошими коммуникативными способностями. Концепцией данного курса является подготовка квалифицированного специалиста согласно профессиональной характеристике стандарта образования Российской Федерации, а также идея развития и становления личности, способной к самореализации. Цели предмета «Сельскохозяйственные машины» Основные цели изучения предмета «Сельскохозяйственные машины» Помочь учащимся изучить современные сельскохозяйственные машины и комбайны, комплексы машин, для возделывания сельскохозяйственных культур, выращиваемых в нашем регионе. Добиться понимания и применения в реальных производственных условиях основных правил и норм безопасности труда в сельском хозяйстве. Развивать мыслительную деятельность учащихся, ответственность за сохранение своего здоровья, здоровья обслуживающего и руководящего персонала, охраны окружающей среды и материальных ценностей. Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, понимания в вопросах изучения предмета «Сельскохозяйственные машины», как науки о комплексной механизации сельского хозяйства. Организация проведения курсового обучения безопасным методам работы учащихся. Задачи предмета. Основной задачей изучения специальных предметов и в частности предмета «Сельскохозяйственные машины» является формирование у учащихся системы глубоких и прочных знаний определённых профессиональной характеристикой подготовки трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства и требованиями Государственного стандарта образования, необходимым для овладения профессией и дальнейшего роста их производственной квалификации. Предмет изучает. Сложную сельскохозяйственную технику, обеспечивающую: основную и поверхностную обработку почвы, посев и посадку, подготовку и внесение удобрений, химическую защиту растений; заготовку грубых и сочных кормов; уборку зерновых культур; послеуборочную обработку зерна; уборку кукурузы на зерно; уборку корне и клубнеплодов; уборку овощных культур; погрузку и транспортировку сельскохозяйственных грузов. Правила рациональной организации труда на своём рабочем месте и основы безопасности труда в сельскохозяйственном производстве. Изучение предмета способствует целостному, многоуровневому, непрерывному продвижению выпускника к осознанию объективной реальности, обеспечивает развитие его внутренней гармонии, и продуктивное взаимодействие с окружающим миром. Даёт возможность обучающемуся увидеть перспективы своей самореализации. Методика проведения урока. Для урока, как формы организации учебного процесса необходимы: чёткость цели и содержания, неразрывность образовательных и воспитательных задач, выбор наиболее целесообразных методов обучения на каждом этапе, рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Количество, содержание и последовательность структурных элементов урока определяется исходя из уровня знаний учащихся, конкретного материала,цели, содержания. Чаще всего планируется проведение классического, комбинированного урока, который включает следующие структурные элементы: 1. Организационный момент – приведение группы в «рабочее состояние», проверка наличия учащихся на уроке, готовность рабочих мест, создание в группе деловой обстановки. 2. Актуализация опорных знаний – повторение основных моментов ранее изученного для установления связей между изученным материалом и тем,что им предстоит узнать. Целями актуализации ставлю: проверку выполнения домашнего задания; установлению связей с изучаемым материалом по техническим и общеобразовательным предметам; установлению связей с производственным обучением. Актуализация знаний и умений учащихся должна осуществляться не только на этапе подготовки к изучению нового материала, но и на других этапах, для которых характерна связь изученного с новым материалом. 3. Сообщение учебного материала – провожу главным образом методами устного изложения, включающего рассказ и объяснение. Чаще всего использую объяснение – рассказ. При изложении учебного материала, стараюсь соблюдать логическую последовательность, напоминаю учащимся об основной цели урока, вовлекаю учащихся в суть изучаемого материала, заставляю их мыслить вместе с собой, увязываю изучаемый на уроке материал с другими предметами, с практикой и жизненным опытом учащихся. В процессе изложения учебного материала использую наглядные пособия, макеты, средства технического обучения. 4. Формирование знаний – оперативная проверка усвоения учебного материала у всех учащихся группы. В своей практике использую закрепление материала по наиболее существенным вопросам в виде устного опроса (развёрнутой беседы), а также использую как индивидуальные, так и групповые тесты. 5. Домашнее задание – не только логическое завершение проведённого урока, но и установка на подготовку к активной деятельности на следующем уроке. При выдаче домашнего задания определяется его содержание и цель, разъясняются способы его выполнения, рекомендуется литература. Межпредметные связи. Усвоение учебного материала по предмету «Охрана труда» должна строиться на взаимосвязи с техническими и общеобразовательными предметами, а также с производственным обучением. Без выполнения требования системности в формировании общеобразовательных и профессиональных знаний, обеспечиваемой действенными межпредметными связями, нельзя осуществлять целостный учебно-воспитательный процесс, выполнить требования, предъявляемые к подготовке молодых рабочих кадров. Общественно-политические дисциплины. (Обществоведение, история, право, человек и общество) Общественно-политические дисциплины способствуют формированию научного мировоззрения, пониманию существа явлений, закономерностей их развития. Так, например по теме «История развития сельхозмашиностроения» дает возможность формировать научное представление о развитии этой отрасли при различных формах собственности на средства производства. Экономика Воспитательные цели урока строятся на основе экономических законов,применении энергосберегающих технологий и комплексов машин, позволяющих получать продукцию с наименьшими затратами. Физика, электротехника. Знание этих предметов способствует изучению физических явлений и свойств материала, оборудования и защитных свойств. Химия Способствует познанию химических элементов и материалов, их применению в сельскохозяйственном машиностроении. Биология. Знание строения человеческого организма и живых клеток окружающей среды позволяет учитывать пагубные явления различных факторов на живой организм и принимать меры защиты. Тракторы и автомобили Требуют особенного внимания при составлении машинотракторных агрегатов Агрономия, Организация. Пополняет знания при выполнение агротехнических приёмов: почвообработка, посев, уборка и т.д. Каждая сельскохозяйственная машина должна соответствовать и регулироваться в соответствии с агротехническими требованиями. Последовательная реализация межпредметных связей в процессе преподавания – одно из важнейших условий повышения качества обучения. Контроль знаний учащихся Большое значение для закрепления знаний учащихся имеет контроль. Он проводится для повышения качества усвоения, проявления активности учащихся, а также характеризует работу преподавателя, положительные или отрицательные методики обучения и всей учебной работы. Применяются: Индивидуальный опрос, так как он позволяет глубоко и разносторонне проверить и оценить знания каждого ученика; Совместный опрос – один ученик отвечает устно, один на доске и несколько учеников по карточкам и заданиям; Письменные контрольные работы по разделу или теме по нескольким вариантам; Тестирование – индивидуальное и групповое. Успеваемость учащихся – текущая, рубежная, итоговая. Текущий контроль – применяется постоянно для проверки качества классной и самостоятельной работы учащихся. Текущий – уровень I и II – учащиеся не должны пользоваться конспектами, справочниками, учебником. III и IV уровень усвоения – допускается использование справочных материалов и инструкционных карт, конспектов. Рубежный контроль – применяют для проверки усвоения темы (раздела). Итоговый контроль – проверка знаний по итогам года – зачёт, контрольная работа. Виды контроля обеспечивают объективность, универсальность и самостоятельность работы учащихся Оценка успеваемости основана на уровневом подходе к обучению. Нормативы оценок – тест, контрольная работа, карточки-задания, практическое занятие. Критерии оценок Оценка устного ответа Отметка «5» ставится когда: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определённой логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4» ставится когда: ответ полный и правильный на основании изученных теорий (вопрос более лёгкий) материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены две – три несущественных ошибки, исправленные по требованию преподавателя. Отметка «3» ставится когда: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «1» ставится когда: ответ отсутствует. Оценка экспериментальных умений. Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися, выполненной работы и письменного отчёта. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, отвечает техническим требованиям в соответствии с технологической картой; работа осуществлена по плану с учётом ТБ; проявлены организационно-трудовые умения. Отметка «4»: работа выполнена правильно, отвечает техническим требованиям в соответствии с технологической картой, но при этом работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки. Отметка «3»: работа выполнена с существенными ошибками, нарушались правила ТБ, неточности в объяснении, в оформлении, которые исправляются по требованию преподавателя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, в оформлении работы, в соблюдении правил ТБ, которые учащийся не может исправить даже по требованию преподавателя. Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. Рабочее планирование учебного материала по предмету «Сельскохозяйственные машины». I КУРС Тематический план № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Введение 2 2 Машины для обработки почвы и улучшения лугов и пастбищ 12 3 Машины для посева зерновых, зернобобовых, крупяных культур 8 4 Машины для приготовления, погрузки и внесения удобрений 8 5 Машины для химической защиты растений 4 6 Комплекс машин для уборки трав, силосных культур 13 Итого: 47 № уро ка ТЕМЫ Колич. часов 1 Роль и задачи предмета «Сельскохозяйственные машины» 1 2 Основные понятия : «комплекс машин», «комплексная механизация», «агрегат» 1 3 Классификация плугов 1 4 Устройство плуга 1 5 Подготовка пахотного агрегата к работе 1 6 Особенности агрегатирования плуга с различными тракторами 1 7 Культиваторы – плоскорезы – глубокорыхлители : устройство и работа 1 8 Подготовка культиватора к работе 1 9 Бороны, катки, сцепки: устройство и работа 1 10 Лущильники: устройство и работа 1 11 Машины для борьбы с водной и ветровой эрозией 1 12 Комбинированные почвообрабатывающие агрегаты 1 13 Контрольная работа 1 14 Контрольная работа 1 15 Устройство зерновой сеялки 1 16 Устройство отдельных узлов сеялки 1 17 Подготовка зерновой сеялки к работе 1 18 Подготовка зерновой сеялки к работе 1 19 Обзор конструкций зерновых сеялок 1 20 Сеялки для посева овощных, бахчевых и др. культур 1 21 Контрольная работа 1 22 Анализ контрольной работы 1 23 Машины для приготовления, погрузки и внесения удобрений 1 24 Машины для внесения жидких и пылевидных удобрений 1 25 Разбрасыватель минеральных удобрений 1-РМГ-4:устройство и работа 1 26 Подготовка к работе разбрасывателя 1 27 :устройство и работа 1 28 Подготовка к работе разбрасывателя 1 29 Конструктивные особенности некоторых разбрасывателей 1 30 Самостоятельная работа 1 31 Машины для химической защиты растений 1 32 Опыливатель ОШУ-50: устройство и работа 1 33 Опрыскиватель ОПШ-15: устройство и работа 1 34 Подготовка опрыскивателя к работе 1 35 Технологические комплексы машин для уборки трав, силосных культур 1 36 Технологические комплексы машин для уборки трав, силосных культур 1 37 Косилки: устройство и работа 1 38 Подготовка к работе косилок 1 39 Грабли колёсно-пальцевые и поперечные 1 40 Волокуши: устройство и работа 1 41 Косилка-измельчитель роторная КИР-1,5 1 42 Косилка-измельчитель роторная КИР-1,5 1 43 Подготовка к работе измельчителей и погрузчиков 1 44 : устройство и работа 1 45 Подготовка силосоуборочных комбайнов к работе 1 46 Урок повторения 1 47 Самостоятельная работа 1 Итого: 47 Тематический план лабораторно – практических занятий по предмету «Сельскохозяйственные машины» I ЦИКЛ № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Навесной плуг ПН-5-35 3 2 Подготовка пахотного агрегата к работе 3 3 Дисковые и лемешные лущильники 3 4 Культиватор КПГ-4 3 5 Зерновая сеялка СЗУ-3,6 3 6 Подготовка сеялки СЗУ-3,6 к работе 3 7 Разбрасыватель минеральных удобрений 1-РМГ-4 3 8 Разбрасыватель минеральных удобрений РОУ-6 3 9 Подготовка к работе МТА 3 10 Подготовка к работе МТА 3 II ЦИКЛ 11 Опрыскиватель ОПШ-15 3 12 Опыливатель ОШУ-50 3 13 Сенокосилка КС-2,1 3 14 Косилка-измельчитель роторная КИР-1,5 3 15 Подборщик-копнитель ПК-1,6 3 16 Машины для сбора и перевозки сена и соломы 3 17 Поперечные и колёсно-пальцевые грабли 3 18 Погрузчик фронтальный ПФ-0,5 3 19 Подготовка к работе МТА 3 20 Подготовка к работе МТА 3 Тематический план и программа теоретических занятий по предмету «Комбайны» I КУРС Тематический план Программа занятий № урока Темы Кол. часов 1 Устройство и принцип работы жатки комбайнов 15 2 Молотильная камера и система очистки комбайнов 15 Итого: 30 № урока Темы Кол. часов 1 Общие сведения о зерноуборочной технике 1 2 Основные части зерноуборочных комбайнов 1 3 Способы уборки и контроль качества уборки 1 4 Устройство жатки, рабочий процесс 1 5 Управление жаткой и регулировки 1 6 Назначение, устройство и принцип работы подборщика 1 7 Установка и регулировка подборщика 1 8 Назначение, устройство и работа режущего аппарата 1 9 Регулировки режущего аппарата 1 10 Устройство и работа мотовила 1 11 Регулировки мотовила и особенности уборки полёглых хлебов 1 12 Транспортирующие устройства жаток 1 13 Устройство и регулировки шнека 1 14 Наклонный транспортёр, регулировки натяжения 1 15 Контрольная работа по теме «Жатка» 1 16 Типы молотильных камер; молотильный аппарат 1 17 Передачи движения Каким образом барабану и регулировки частоты вращения 1 18 Отбойный битер 1 19 Соломотряс 1 20 Очистка и вентилирование комбайна 1 21 Назначение и устройство шнеков 1 22 Назначение и устройство элеваторов 1 23 Устройство бункера, регулировки предохранительных муфт 1 24 Назначение, устройство и работа копнителя 1 25 Устройство, работа и регулировки копнителя 1 26 Контрольная работа по темам: шнеки, бункер, копнитель, измельчитель 1 27 Двигатели комбайнов 1 28 Муфта сцепления, управление и регулировки 1 29 Передачи вращения комбайнов 1 30 Обобщение пройденного материала. Контрольная работа 1 Итого: 30 Тематический план лабораторно – практических занятий по предмету «Комбайны» 1й курс I ЦИКЛ № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Мотовило комбайна 3 2 Режущий аппарат 3 3 Корпус жатки 3 4 Шнек жатки 3 5 Наклонный транспортёр 3 6 Валковая жатка ЖВН-6 3 7 Подборщики 3 8 Валковые жатки ЖРС-4,9, ЖРБ-4,2 3 9 Подготовка к работе МТА 3 10 Подготовка к работе МТА 3 Итого: II ЦИКЛ 30 11 Приёмная камера, молотильный аппарат 3 12 Отбойный битер, соломотряс 3 13 Бункер 3 14 Очистка зерна 3 15 Подготовка очистки к работе 3 16 Шнеки, элеваторы 3 17 Копнитель 3 18 Измельчитель 3 19 Подготовка к работе МТА 3 20 Подготовка к работе МТА 3 Итого: 60 Тематический план и программа теоретических занятий по предмету «Сельскохозяйственные машины» II КУРС Тематический план № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Комплекс машин для возделывания и уборки картофеля 12 2 Комплекс машин для возделывания и уборки сах.свеклы 14 3 Комплекс машин для возделывания и уборки кукурузы на зерно 18 4 Машины для послеуборочной обработки зерна 12 Итого: 56 № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Машины для возделывания и уборки картофеля 1 2 Агротехнические требования к машинам 1 3 Картофелесажалка: устройство и работа 1 4 Подготовка картофелесажалки к работе 1 5 Машины по уходу за посевами картофеля 1 6 Подготовка к работе машин 1 7 Картофелекопатель КСТ-1,4: устройство и работа 1 8 Подготовка к работе, неисправности 1 9 Картофелеуборочный комбайн ККУ-2: устройство и работа 1 10 Подготовка к работе комбайна 1 11 Самостоятельная работа 1 12 Урок повторения по теме 1 13 Машины для возделывания и уборки сахарной свеклы 1 14 Агротехнические требования 1 15 Свекловичная сеялка ССТ-12:устройство и работа 1 16 Подготовка к работе сеялки 1 17 Машины по уходу за посевами сахарной свеклы 1 18 Рабочие органы культиватора 1 19 Ботвоуборочная машина БМ-6: устройство и работа 1 20 Подготовка к работе машины 1 21 Корнеуборочная машина КС-6 1 22 Подготовка к работе КС-6 1 23 Неисправности комбайна КС-6, 1 24 причины и способы устранения 1 25 Урок повторения по теме 1 26 Самостоятельная работа 1 27 Комплекс машин для возделывания и уборки кукурузы на зерно 1 28 Комплекс машин для возделывания и уборки кукурузы на зерно 1 29 Кукурузная сеялка СУПН-8: устройство и работа 1 30 Кукурузная сеялка СУПН-8: агротехнические требования 1 31 Подготовка к работе СУПН-8 1 32 Основные регулировки, неисправности 1 33 Машины по уходу за посевами кукурузы 1 34 Подготовка к работе культиватора 1 35 Машины для уборки кукурузы на зерно 1 36 Классификация машин, агротехнические требования 1 37 Кукурузоуборочный комбайн «Херсонец-7» 1 38 Устройство и работа комбайна «Херсонец-200» 1 39 Подготовка к работе 1 40 Основные неисправности кукурузоуборочных комбайнов 1 41 Урок повторения по теме 1 42 Самостоятельная работа 1 43 Машины для возделывания и уборки овощных культур 1 44 Конструктивные особенности 1 45 Способы разделения семян 1 46 Классификация зерноочистительных машин 1 47 Зерноочистительная машина ОВП-20, ОВС-25 1 48 ОВП-20, ОВС-25: устройство и работа 1 49 Зерноочистительная машина СМ-4: устройство и работа 1 50 Зерноочистительная машина СМ-4: устройство и работа 1 51 Подготовка к работе зерноочистительных машин 1 52 Основные неисправности зерноочистительных машин 1 53 Зерноочистительные комплексы. 1 54 Зерносушилки, зернопогрузчики 1 55 Урок повторения по теме 1 56 Самостоятельная работа 1 Итого: 56 Тематический план лабораторно – практических занятий по предмету «Сельскохозяйственные машины» I ЦИКЛ № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Картофелесажалка СН-4Б 3 2 Картофелекопатель КСТ-1,4 3 3 Подготовка к работе КС-6 3 4 Подготовка к работе ККУ-2 3 5 Подготовка к работе КОН-2,8 3 6 Подготовка к работе ССТ-12 3 7 Ботвоуборочная машина БМ-6 3 8 Культиватор-растениепитатель КРН-5,6 3 9 Подготовка к работе МТА 3 10 Подготовка к работе МТА 3 II ЦИКЛ 11 Универсальная пневматическая сеялка СУПН-8 3 12 Подготовка к работе СУПН-8 3 13 Кукурузоуборочный комбайн «Херсонец-7» 3 14 Подготовка к работе ОВП-20 3 15 Семяочистительная машина СМ-4 3 16 Семяочистительная машина ОВС-25 3 17 Подготовка к работе «Херсонец-7» 3 18 Машины для кормоприготовления 3 19 Подготовка к работе МТА 3 20 Подготовка к работе МТА 3 Итого: 60 Тематический план и программа теоретических занятий по предмету «Комбайны» II КУРС Тематический план № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Гидравлическая система зерноуборочных комбайнов 20 2 Трансмиссия и ходовая часть комбайнов 10 Итого: 30 № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Общие сведения о гидравлической системе комбайнов 1 2 Основные узлы гидросистемы и их назначение 1 3 Устройство гидронасоса и его работа 1 4 Масляный резервуар 1 5 Назначение, устройство и работа гидрораспределителя 1 6 Назначение запорных клапанов 1 7 Гидроцилиндры, маслопроводы 1 8 Принципиальная схема системы рулевого управления 1 9 Основные узлы и схемы движения масла в системе рулевого управления 1 10 Неисправности гидросистемы и способы их устранения 1 11 Гидросистема копнителя 1 12 Схема движения масла в гидросистеме копнителя 1 13 Общие сведения о гидрообъёмном приводе трансмиссии ДОН- 1500 1 14 Вибратор бункера: устройство и работа 1 15 Основные неисправности вибратора 1 16 Схема движения масла в гидротрансмиссии 1 17 Основные неисправности гидросистемы комбайна 1 18 Способы устранения неисправностей 1 19 Контрольная работа 1 20 Контрольная работа 1 21 Общие сведения о трансмиссии и ходовой части комбайна 1 22 Основные узлы трансмиссии и их назначение 1 23 Вариатор ходовой части: устройство и работа 1 24 Основные регулировки вариатора 1 25 Мост управляемых колёс: устройство и работа 1 26 Неисправности и регулировки моста управляемых колёс 1 27 Сцепление ходовой части: устройство и работа 1 28 Коробка перемены передач 1 29 Тормозная система комбайнов: устройство и работа 1 30 Неисправности и регулировки тормозной системы 1 Итого 30 Тематический план лабораторно – практических занятий по предмету «Комбайны» I ЦИКЛ № п.п. ТЕМЫ Колич. часов 1 Передачи движения. Подшипники 3 2 Гидронасос, гидроцилиндры, шланги 3 3 Контрольно-предупредительная сигнализация комбайна 3 4 Гидрораспределитель 3 5 Уход за гидросистемой 3 6 Гидравлический насос ГСТ 3 7 Неисправности гидросистемы 3 8 Указатель потерь зерна 3 9 Подготовка к работе МТА 3 10 Подготовка к работе МТА 3 II ЦИКЛ 11 Сцепление ходовой части 3 12 Тормозная система комбайна 3 13 Дифференциал и бортовой редуктор 3 14 Коробка перемены передач 3 15 Переоборудование комбайна для уборки различных культур 3 16 Вариатор ходовой части 3 17 Ведущие колёса. Мост управляемых колёс 3 18 Рулевое управление 3 19 Подготовка к работе МТА 3 20 Подготовка к работе МТА 3 Итого: 60 Стандарт Российской Федерации «Образование» Предусматривает для начального профессионального образования по профессии тракторист – машинист сельскохозяйственного производства ОСТ ПО 02.37.14 – 2000 Profession: tractor – operator of agriculture production. Следующие документы. a) Профессиональная характеристика b) Федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения. Профессиональная характеристика 1.Профессия: тракторист – машинист сельскохозяйственного производства. Квалификации: слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, водитель автомобиля. 2. Назначение профессии. Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства самостоятельно работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах, агрегатируемых с этими тракторами, на зерноуборочных, специальных комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Профессиональные знания и навыки тракториста-машиниста позволяют ему выявлять и устранять неисправности в работе тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машинах, производить текущий и другие виды ремонта и участвовать во всех видах технического обслуживания. Квалификация. Содержательные параметры профессиональной деятельности Виды профессиональной деятельности Теоретические основы профессиональной деятельности Выполнение работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. Выполнение работ по ремонту комбайнов и сельскохозяйственных машин. Устройство комбайнов и сельскохозяйственных машин, техническое обслуживание комбайнов и сельскохозяйственных машин. Основы управления транспортным средством и безопасность движения. Технология ремонта комбайнов и сельскохозяйственных машин. Федеральный компонент содержания профессионального блока по комбайнам и сельскохозяйственным машинам. 1.1. Машины для обработки почвы и улучшения лугов и пастбищ. Машины для снегозадержания: устройство, принцип действия, регулировка, техника безопасности. 1.2. Машины для посева зерновых, зернобобовых и крупяных культур: устройство, принцип действия, регулировка, техника безопасности. 1.3. Технологические комплексы машин для уборки трав и силосных культур: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. 1.4. Комплексы машин для возделывания и уборки картофеля: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. 1.5. Комплекс машин для интенсивной технологии возделывания и уборки сахарной свеклы: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, причины потерь, техника безопасности. 1.6. Комплекс машин для возделывания и уборки сахарной свеклы: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, неисправности, техника безопасности. 1.7. Машины для приготовления и внесения удобрений: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. 1.8. Машины для химической защиты растений: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. 1.9. Комплекс машин для интенсивной технологии возделывания и уборки кукурузы: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, неисправности, причины потерь, техника безопасности. 1.10. Машины для полива: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. 1.11. Машины для послеуборочной обработки зерна: назначение, устройство, принцип действия, регулировки, техника безопасности. Государственным образовательным стандартом предусмотрено использовать следующие уровни усвоения предмета. 1й уровень – узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (подсказкой). 2й уровень – самостоятельное выполнение по памяти типового действия. 3й уровень – Продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий. При изучении сельскохозяйственных машин и комбайнов стандарт предусматривает 2й уровень усвоения при котором выпускник должен знать: классификацию комбайнов и сельскохозяйственных машин, агротехнические требования, назначение, устройство, работу, регулировки, подготовку к работе и безопасность труда. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ ВЫПУСКНИКА УЧИЛИЩА Для реализации себя как личности в профессиональной деятельности выпускнику профессионального учебного заведения необходимо овладеть и обладать. 1. Развитым продуктивным мышлением. 2. Высоким познавательным интересом. 3. Способностью к самообразованию. 4. Умением принимать ответственность за собственные действия. 5. Умением решать конфликтные ситуации. Самореализация личности зависит от комплекса мер, стимулирующих потребности человека в повышении своей творческой и социальной активности. СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПРОФЕССИЯ: ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОСТ 9 ПО 02.37.14-2000 Издание официальное 2000 год Согласовано Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных и других видов техники Министерства сельского продовольствия Российской Федерации ________________ А.П. Севастьянов «14» февраля 2000г. Утверждено Министерство образования Российской Федерации _______________В.А. Болотов «28» марта 2000г. СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАННИЕ; ПРОФЕССИЯ: ТРАКТОРИСТ-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА ОСТ 9 ПО 02.37.14-2000 Издание официальное 2000 год Согласовано Главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных и других видов техники Министерства сельского продовольствия Российской Федерации ________________ А.П. Севастьянов «14» февраля 2000г. Утверждено Министерство образования Российской Федерации _______________В.А. Болотов «28» марта 2000г. СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАННИЕ; ПРОФЕССИЯ: ТРАКТОРИС-МАШИНИСТ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА Начальное профессиональное образование Initial vocational education Профессия: тракторист-машинист сельскохозяйственного производства ОСТ 9 ПО 02.37.14-2000 Profession: tractor-driver-operator of agriculture production Дата введения 28.03.2000г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к федеральному компоненту Государственного начального профессионального образования по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства". Федеральных компонент Государственного стандарта начального профессионального образования по профессии "Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства" включает документы: а) профессиональную характеристику; б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения. Обучение по профессии осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Россйиской Федерации от 12 июля 1999г. № 796. При обучении лиц, имеющих основное общее образование и получающих в учреждениях начального профессионального образования среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руководствоваться документами, определяющими феде¬ральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профессиональная характеристика отражает назначение профессии, квалификацию и содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоретические основы. В структуре федерального компонента содержания профессио¬нального цикла выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения. Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкрет¬ное содержание профессиональной деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией. Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвое¬ния. Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования предус¬матривает использование следующих уровней: 1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процентов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опором (подсказкой). С. 3 ОСТ 9 ПО 02.37.14-2000 2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия. 3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее ти¬повых действий. При изложении содержания федерального компонента принят сле¬дующий порядок: - названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию; - названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока; - для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после дво¬еточия за названием предметной области или учебного элемента; - признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам; - для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень; - уровень усвоения, отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или призна¬ком и относится только к нему. Требования к результатам обучения (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документа государственного образца об уровне образования и квалификации. Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии, как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 1. Профессия начального профессионального образования: «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» Квалификации: - слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования; - тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; - водитель автомобиля 2. Назначение профессии Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства самостоятельно работает на тракторах основных марок и сельскохозяйственных машинах, агрегатируемых с этими тракторами, на зерноуборочных, специальных комбайнах и других сельскохозяйственных машинах. Профессиональные знания и навыки тракториста-машиниста позволяют ему выявлять и устранять неисправности в работе тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных машин, производить
|