Рабочая программа по географии 8 класса
18 Января 13, 14:20 | |
Составитель: Булгакова Е.А., учитель географии РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебного предмета «география» для основного общегообразования по курсу «География России. Природа и население» 8 класс Содержание 1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Содержание тем учебного курса 4. Календарно – тематическое планирование 5. УМК 6. Требования к уровню подготовки учащихся 7. Номенклатура 8. КИМ 9. Приложения Паспорт рабочей программы учебного курса «География России. Природа и население» (8 класс) Тип программы: программа общего образования. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программы: - для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; - для педагогических работников МОУ «Каслинская СОШ №24» программа определяет приоритеты в содержании географического образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации среднего образования; - для администрации МОУ «Каслинская СОШ №24» программа является основанием для определения качества реализации среднего географического образования. Категория обучающихся: учащиеся МОУ «Каслинская СОШ №24». Сроки освоения программы: 1 год. Объем учебного времени: 68 часов. Форма обучения: очная. Режим занятий: 2 часа в неделю. Формы контроля: «0 срез», текущий контроль, итоговая аттестация. Программа рассчитана как на учащихся массовой школы, так и на детей с ОВЗ. Содержание курса и формы работы для учащихся с ОВЗ скорректированы с учетом способностей и возможностей детей. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА При разработке рабочей программы и составлении календарно-тематического плана учитывались следующее нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение: • приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» • федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; • примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОиН РФ от 07.06.2005 г. №03-1263). • приказ Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 №2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011-2012 учебный год» • приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году»; • учебный план МОУ «Каслинская СОШ №24» на 2011 – 2012 учебный год. Рабочая учебная программ курса «География России. Природа и население» для 8 класса составлена на основе авторской программы И.В.Душиной, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ (Авторская программа по географии (6-10 классы)/Под редакцией И.В.Душиной. – М.: Дрофа, 2006). Авторская программа рассчитана 68 учебных часов, из них 2 ч - резервное время. Рабочая программа рассчитана на 70 ч. Согласно рекомендациям, данным в приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 18.07.2011 г. №103/4275 «О преподавании учебного предмета «География» в 2011-2012 учебном году». Календарно-тематический план составлен с учетом стандарта среднего образования по географии (базовый уровень), примерной программы среднего общего образования по географии (базовый уровень). Реализация рабочей программы осуществляется на основе УМК И.В.Душиной, с целью обеспечения преемственности целей образования на различных ступенях и уровнях обучения. Вопросы национально-регионального компонента включены блоком тем. Отбор национально-регионального компонента в содержании курса произведен согласно рекомендациям, данным в приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области 31.07.2009 г. №103/3404 «О преподавании учебного предмета «География» в 2010-2011 учебном году». Школьный курс географии – один из основных компонентов естественнонаучного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивает формирование у учащихся географического (пространственного) мышления, естественнонаучной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по географии. В ней также заложены возможности предусмотренные стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Главная цель данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины. О месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны (своего края) и ее населяющих народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления. Основные задачи курса: • Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства; • Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланитарные, так и специфические региональные процессы и явления; • Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов; • Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими; • Развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланитарные, так и специфические процессы и явления; • Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Содержание тем учебного курса. Введение. Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований. Географическое положение России Физико-географическое положение России. Россия на карте мира, её размеры, крайние точки, границы, приграничные страны и моря, омывающие её территорию. Время на территории России. Местное, поясное и декретное время и их определение. История заселения и исследования территории России Географическое положение Древней Руси. Территориальный рост России в Х - ХХ веках. История исследования территории России в досоветский период. Изучение территории России в советский и современный периоды. Раздел 1. Особенности природы природные ресурсы России. Рельеф, геологическое строение и ПИ России. Тектоническое и геологическое строение России. Главные особенности строения земной коры России. Основные тектонические структуры на территории России и их отражение в рельефе. Платформы, их виды (древние и молодые) и строение. Щиты. Складчатые области (геосинклинали). Геологическое летоисчисление. Геологическое время. Абсолютный и относительный возраст горных пород. Геохронологическая таблица. Особенности развития жизни и формирования рельефа России в различные геологические эры (архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую). Основные этапы формирования земной коры: байкальская, каледонская, герцинская, мезозойская и кайнозойская (альпийская или тихоокеанская). Геологическая и тектоническая карта России. Рельеф России. Главные особенности рельефа России. Горы и равнины на территории нашей страны, их виды и размещение. Связь рельефа со строением земной коры. Развитие форм рельефа. Внутренние (движение земной коры, вулканизм и землетрясения) и внешние (ветер, температура, растения, текучие воды, ледник) процессы, формирующие рельеф. Минеральные ресурсы России. Карта минеральных ресурсов России. Виды минеральных ресурсов. Основные закономерности размещения полезных ископаемых по территории России. Геотермальные ресурсы России. Открытия В.А. Обручева, А.Е. Ферсмана и И.М. Губкина. Влияние строения земной коры и рельефа на условия, жизнь и хозяйственную деятельность человека. Климат и климатические ресурсы России. Факторы, определяющие особенности климата России (географическая широта, близость морей и океанов, морские течения, воздушные массы, господствующие ветры, рельеф). Солнечная радиация и её виды: прямая, рассеянная, отражённая, поглощённая, суммарная. Воздушные массы на территории России, их виды (арктическая, умеренная морская, умеренная континентальная и тропическая) и характеристика и распространение. Циркуляция атмосферы на территории России. Атмосферные фронты, их виды (тёплый и холодный ) и их влияние на изменение погоды. Циклоны и антициклоны и связанная с ними погода.Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Факторы, влияющие на распределение тепла и влаги летом и зимой. Годовое количество осадков, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения и их определение. Климатическая карта России. Оймякон - полюс холода северного полушария.Климатические пояса и основные типы климатов России: арктический, субарктический, умеренно-континентальный, умеренный континентальный, умеренный резко континентальный, умеренный морской, умеренный муссонный и субтропический. Карта климатических поясов России. А.И. Воейков - основоположник климатологии. Прогноз погоды и его значение. Синоптическая карта. Влияние климата на жизнь и деятельность человека. Изменение климата. Охрана атмосферного воздуха. Агроклиматические ресурсы России. Сумма активных температур. Внутренние воды и водные ресурсы России Реки России. Главные речные системы, бассейны и водоразделы. Распределение рек по бассейнам океанов и внутреннего стока. Особенности питания, режима, расхода воды, годового стока и ледового режима рек различных регионов России. Озёра России. Крупнейшие озёра России, их виды и размещение. Болота, их виды и размещение по территории России. Подземные воды, их виды и распространение. Минеральные и термальные источники территории России. Ледники, их виды и расположение на территории нашей страны. Вечная (многолетняя) мерзлота на территории России. Водные и гидроэнергетические ресурсы России и их охрана. Судоходные каналы России. Карта водных ресурсов России. Опасные явления, связанные с водами: паводки, наводнения, сели и лавины. Почва и почвенные ресурсы России Почва - особый компонент природы, её состав, строение и структура. Факторы почвообразования. Основные типы почв России, закономерности их размещения и свойства. Почвенная карта России. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения. Почвенные и земельные ресурсы России. Структура земельного фонда России. Проблемы рационального использования земельных и почвенных ресурсов и их охрана. Растительный, животный мир и биологические ресурсы России Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России. Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России. Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России. Раздел II. Природные комплексы России Природно-территориальный комплекс. Природная зона как зональный природный комплекс. Природные зоны России (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степи, полупустыни и субтропики), их размещение и характерные черты. Области высотной поясности на территории России. Труды Л.С. Берга. Карта природных зон России. Изменение природных комплексов человеком. Антропогенный ландшафт. Особо охраняемые территории: национальные парки, заповедники и заказники. Крупнейшие национальные парки и заповедники России. Природа регионов России. Природное районирование России. Физико-географические районы России и принципы их выделения. Комплексная физико-географическая характеристика крупных природных районов России: Русской (Восточно-Европейской) равнины, Кавказа, Урала, Западной Сибири, Средней и Северо-Восточной Сибири, Гор Южной Сибири и Дальнего Востока. Человек и природа. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Геоэкологический потенциал России. Раздел III. Население России. Численность и воспроизводство населения. Половозрастной состав населения России. Миграции населения России: внешние и внутренние. География рынка труда. Этнический и религиозный состав населения России. Плотность населения. Урбанизация и расселение. НРК: География Челябинской области. Географическое положение Челябинской области. Рельеф Челябинской области. Климат Челябинской области. Внутренние воды Челябинской области. Растительность и животный мир Челябинской области. Население Челябинской области. Национальный и региональный состав Челябинской области. Рынок труда и занятость населения Челябинской области. Календарно – тематическое планирование курса «География России. Природа и население». | |
| |
Просмотров: 3655 | Загрузок: 73 | |
Всего комментариев: 0 | |