Раз ступенька, два ступенька
24 Ноября 10, 16:15

Программа
«Раз ступенька, два ступенька»

Педагог дополнительного образования
Дома детского творчества
Саетгалина Татьяна Владимировна

г.Усолье – Сибирское
2010 г

Пояснительная записка


Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу.
Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ.
В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.
Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.
Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, я выделила наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
• создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
• формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
• развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
• формирование психологической готовности к школе.
В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе.
Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.
Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.
Количество часов в год-72
Продолжительность занятий – 30-40 минут
Набор детей осуществляется по желанию родителей и детей. Занятия проводятся в группах по 8-10 человек. Занятия по форме игровые, носят учебный характер.

Цель и задачи курса
Цель данной программы:
Всестороннее развитие ребенка, что позволит
• обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника,
• развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе
Основные задачи программы:
• организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
• укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
• формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу.

Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Раз ступенька, два ступенька» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.

Содержание программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
• «Математические ступеньки». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
• Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
• Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
• Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками.

«По дороге к Азбуке»
• решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
• Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
• Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка; осуществляется подход от ситуативной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее значение и ее особенности.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

Подготовка к обучению к письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.

Тематический план занятий курса «Математические ступеньки»
№ п/п Тема занятия Сроки проведения
1 Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика.
октябрь
2 Сравнение предметов по размеру. Работа с шаблоном.
3 Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги.
4 Счет предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур.
5 Число и цифра 2. Цветовая закономерность.
ноябрь
6 Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =.
7 Число и цифра 3. Треугольники. Работа на нелинованной бумаге.
8 Число и цифра 4. Четырехугольник. Работа со счетными палочками.
9 Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги.
декабрь
10 Число и цифра 5. Пятиугольник.
11 Число и цифра 6. Шестиугольник. Временные представления.
12 Число и цифра 7. Классификация.
13 Виды линий. Последовательности. Логические ряды.
январь
14 Число и цифра 8. Рисование фигур по точкам.
15 Число и цифра 9. Игра «Поиск девятого»
16 Число и цифра 0. Конструирование из геометрических фигур.
17 Круг. Овал. Составление композиций из кругов и овалов.
февраль
март
18 Знаки <, >. Сравнение групп предметов.
19 Обратный счет. Математическая загадка.
20 Обобщение изученного. Выходная диагностика.
Тематический план занятий курса «Учимся родному языку»
№ п/п Тема занятия Сроки проведения
1 Звуки. Звуки речи. Знаки. Знаки речи. Входная диагностика.
октябрь
2 Речь устная и письменная
3 Вопросы – ответы. Диалог.
4 Предложение. Модели предложений.
5 Слова – «названия», слова – «действия».
ноябрь
6 Слова – «признаки». Схемы слов.
7 Слоги. Схемы слогов.
8 Звуки гласные и согласные. Их условные обозначения.
9 Ударение. Ударные и безударные гласные звуки.
декабрь
10 Звуки [а], [о ]. Буквы а, о.
11 Звуки [с], [з ]. Буквы с, з.
12 Рассказ по рисунку.
13 Звуки [е], [и ]. Буквы е, и.
январь
14 Звуки [п], [б ]. Буквы п, б.
15 Рассказ по плану.
16 Что такое загадка? Сочинение загадок.
17 Звуки [к], [г ]. Буквы к, г.
февраль
март
18 Слова-синонимы. Слова-антонимы. Потешки.
19 Чтение слогов, слов, предложений.
20 Обобщение изученного. Выходная диагностика.
Литература:
• Список литературы, необходимой учителю и учащимся для её освоения:
o Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000
o Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000
o Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000
o Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994.
o Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
o Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997.
o Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.
o Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002.
• Список литературы, использованной при составлении программы.
o Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993.
o Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.
o Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.



Категория: Рабочие программы | Добавил: saetgal35
Просмотров: 9914 | Загрузок: 243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]