Программа «Раз ступенька, два ступенька» Педагог дополнительного образования Дома детского творчества Саетгалина Татьяна Владимировна г.Усолье – Сибирское 2010 г Пояснительная записка
Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех ребятишек, которые не посещали детские дошкольные учреждения. Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (50-60%) адаптируется в течение первых двух-трех месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно выполнять требования учителя. Другим детям (30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут). У этих детей встречаются трудности в усвоении учебных программ. В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети часто отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок. Поступление ребенка в школу является стартовой точкой нового этапа развития. Педагоги учитывают трудности адаптационного периода и заинтересованы в том, чтобы он прошел для детей менее болезненно. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса. Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание. Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, я выделила наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи: • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению; • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей; • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики; • формирование психологической готовности к школе. В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе. Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления. Количество часов в год-72 Продолжительность занятий – 30-40 минут Набор детей осуществляется по желанию родителей и детей. Занятия проводятся в группах по 8-10 человек. Занятия по форме игровые, носят учебный характер. Цель и задачи курса Цель данной программы: Всестороннее развитие ребенка, что позволит • обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего школьника, • развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе Основные задачи программы: • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; • формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Программа рассчитана на детей 6-летнего возраста. Она предполагает развитие ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В ходе реализации программы у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы школы будущего первоклассника, происходит не только знакомство учителя и ученика, но и решается главная задача программы: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Концепция программы подготовки будущих первоклассников «Раз ступенька, два ступенька» основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей. Содержание программы Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности: • «Математические ступеньки». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране цифр и знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, пересчитывать предметы в пределах 10, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях: • Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе; • Логическая пропедевтика, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа; • Символическая пропедевтика – подготовка к оперированию знаками. «По дороге к Азбуке» • решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи. • Программа направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка. • Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка; осуществляется подход от ситуативной к контекстной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи. При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее значение и ее особенности. Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения. Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия. Подготовка к обучению к письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление. При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму. Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте. Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра. Тематический план занятий курса «Математические ступеньки» № п/п Тема занятия Сроки проведения 1 Вводное занятие. Правила работы и письма. Входная диагностика. октябрь 2 Сравнение предметов по размеру. Работа с шаблоном. 3 Пространственная ориентация. Ориентировка на листе бумаги. 4 Счет предметов. Число и цифра 1. Сравнение фигур. 5 Число и цифра 2. Цветовая закономерность. ноябрь 6 Счет предметов. Сравнение групп предметов. Знак =. 7 Число и цифра 3. Треугольники. Работа на нелинованной бумаге. 8 Число и цифра 4. Четырехугольник. Работа со счетными палочками. 9 Порядковые отношения. Направление движения на листе бумаги. декабрь 10 Число и цифра 5. Пятиугольник. 11 Число и цифра 6. Шестиугольник. Временные представления. 12 Число и цифра 7. Классификация. 13 Виды линий. Последовательности. Логические ряды. январь 14 Число и цифра 8. Рисование фигур по точкам. 15 Число и цифра 9. Игра «Поиск девятого» 16 Число и цифра 0. Конструирование из геометрических фигур. 17 Круг. Овал. Составление композиций из кругов и овалов. февраль март 18 Знаки <, >. Сравнение групп предметов. 19 Обратный счет. Математическая загадка. 20 Обобщение изученного. Выходная диагностика. Тематический план занятий курса «Учимся родному языку» № п/п Тема занятия Сроки проведения 1 Звуки. Звуки речи. Знаки. Знаки речи. Входная диагностика. октябрь 2 Речь устная и письменная 3 Вопросы – ответы. Диалог. 4 Предложение. Модели предложений. 5 Слова – «названия», слова – «действия». ноябрь 6 Слова – «признаки». Схемы слов. 7 Слоги. Схемы слогов. 8 Звуки гласные и согласные. Их условные обозначения. 9 Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. декабрь 10 Звуки [а], [о ]. Буквы а, о. 11 Звуки [с], [з ]. Буквы с, з. 12 Рассказ по рисунку. 13 Звуки [е], [и ]. Буквы е, и. январь 14 Звуки [п], [б ]. Буквы п, б. 15 Рассказ по плану. 16 Что такое загадка? Сочинение загадок. 17 Звуки [к], [г ]. Буквы к, г. февраль март 18 Слова-синонимы. Слова-антонимы. Потешки. 19 Чтение слогов, слов, предложений. 20 Обобщение изученного. Выходная диагностика. Литература: • Список литературы, необходимой учителю и учащимся для её освоения: o Безруких М.М. Ступеньки к школе: книга для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000 o Белая А., Гамазакова М. 150 тестов, игр и упражнений для подготовки детей к школе. – М.: АСТ, 2000 o Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. – М., 2000 o Матюгин И.Ю. Как развить внимание и память вашего ребенка. – М.: Эйдос, 1994. o Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. o Тушканова О.И. Подготовка к школе: развитие памяти. – Волгоград, 1997. o Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – Ярославль: Академия развития, 1997. o Школа для дошколят. Развиваем память. – М.: Росмэн, 2002. • Список литературы, использованной при составлении программы. o Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993. o Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2007. o Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
|