На прошлой неделе, 1 апреля, во всех российских регионах традиционно прошла запись детей в первые классы школ. Разумеется, удовлетворить запросы и претензии всех родителей учебные учреждения все равно не смогли. При том что Министерство образования и науки РФ еще накануне разослало местным руководителям образования циркуляр, указывающий на недопустимость нарушения процедуры приема в школу. «Для зачисления ребенка в первый класс родители (законные представители) представляют в общеобразовательное учреждение всего четыре документа: заявление о приеме, свидетельство о рождении ребенка, медицинское заключение об отсутствии противопоказаний для посещения школы и документ, удостоверяющий личность родителя. Требование от родителей предоставления иных документов неправомерно», – предупредило министерство. В случае отказа со стороны школы родителям советовали обратиться в муниципальные (или в окружные органы управления образования) для подбора школы.
Более того, в этом году министерство, предвидя «обходные маневры» школ, призвало их к порядку и открытости. И даже выдало новый циркуляр, согласно которому «на информационном стенде школы и на ее сайте в Интернете должна быть размещена вся информация о школе. Приказ о приеме ученика также размещается на стенде и в Интернете. И здесь надо бы еще добавить – «с точной датой подачи заявления – до минуты».
Потому что, например, некоторые московские родители, пришедшие записывать своих детей в школу утром 1 апреля, обнаруживали, что они в очереди на запись под номером 2047. С ужасом узнавали, что более расторопные их коллеги дежурили под дверями учебных учреждений уже несколько дней и ночей. Как в большой и озлобленной очереди – в школьных и на этот раз не обошлось без рукоприкладства. Главы управ, наверное, уже не удивляются новой статистике приращения населения районов за счет первоклассного народа. (Это ответ на чиновничью попытку регулирования приема в школу через приоритетное право поступления детей, прописанных в данном районе.) Школам с федерального уровня посоветовали отказаться от такой практики. А с Мосгордумы пришел совет, наоборот, брать в первую очередь. В общем, родители прописали детей у прародителей, друзей, дальних родственников и просто... за деньги. На родительском ажиотаже «умные» школы уже получили новые прибыли, а более расторопные педагоги приумножили личные капиталовложения. Только вот поступившие родители-счастливчики еще не знают главного, что уже через пару-тройку лет их чадо будут теснить из этой самой престижной школы, если администрация вдруг найдет более высокооплачиваемых детей. Sorry, господа, рынок.
Но что поделаешь с родительской жертвенной любовью? Не знает она предела... Она доходит и до того, что мамы бросают престижную работу, чтобы устроиться техническим персоналом в хорошую школу. Ибо дети родителей учительского коллектива и технического персонала тоже имеют привилегии для поступления. Впрочем, сегодня безумная родительская любовь сочетается с трезвым расчетом – в некоторых школах мегаполиса учатся уже до 30% детей мигрантов, плохо знающих русский язык. И не снята проблема наркомании в подростковой среде.
И весь этот первоапрельский ужас идет который год, несмотря на министерский совет – «выбирать не школу, а педагога». А как выбирать, если пугает еще один сюрприз, – новые стандарты начальной школы. Которые, кстати, очень даже зависят от «человеческого фактора». А кто из учителей готов по ним работать? И кто может? В общем, в этой неразберихе родители по старинке бросились выбирать школы, где есть четкий порядок, директор с коммунистических времен и... миф (или не миф) о настоящем школьном образовании.
Увы, сетуют социологи РАО, учитывая и «приятную» новость о стандартах, и приличную разницу в оплате педагогов, можно предположить, что выбрать хорошего учителя людям с низкими доходами будет еще трудней. Впрочем, эта разница в доступе к качественным образовательным услугам сегодня сместилась еще на ступень ниже – в детские дошкольные учреждения.
Последние социологические опросы Института социологии образования РАО (Российской академии образования) свидетельствуют, что различие в оценке дошкольных образовательных учреждений для родителей из разных слоев населения явно выражены уже здесь: более незащищенные социальные слои оказываются в худших условиях.
Свидетельствуют опросы РАО и еще об одной явно наметившейся тенденции. Сегодня руководства многих стран мира обратили свое внимание на начальную школу. В Москве прошлой весной на эту тему прошла международная конференция. На ней было объявлено о новом пути развития начальной школы. Были продекларированы новые «инновационные» ценности образования и Россией. Но… обратите внимание – сегодня родители ориентированы больше на общие нормативные требования, чем на инновационные «отклонения». «Наши опросы свидетельствуют о сколяризации системы дошкольного образования как общей тенденции, характеризующей основные изменения», – отмечает директор Института социологии образования РАО Владимир Собкин. Термин «сколяризация» означает в устах социолога и то, что, устав от многочисленных школьных реформ, приведших, по мнению общественности (данные ВЦИОМа), к переменам в худшую сторону, родители, как и учителя, требуют от школы сегодня только одного – консервативного подхода к обучению.
И что получается далее? Многие родители, не имеющие очень много денег, пытаются повысить шансы своих детей еще и через... штурмовщину. «Поступление» в первый класс сегодня все больше напоминает натаскивание на ЕГЭ.
Федеральный институт развития образования и Национальный детский фонд при поддержке Научного фонда имени Г.П.Щедровицкого провели накануне 1 апреля межпрофессиональный экспертный семинар «Детство как социокультурный феномен». В обсуждении приняли участие ведущие эксперты, специалисты в области педагогики, психологии, социального проектирования. С докладом на нем выступила директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких. «Больше 80% детей в школу сегодня идти не хотят, – заявила академик РАО Безруких, ссылаясь на исследования РАО. – Это результат неадекватных требований дошкольной подготовки».
Основную причину этого явления Марьяна Безруких видит в «стрессовой тактике педагогических воздействий... Насилие в виде речевых атак, грубости, унижения негативно сказывается на психическом и физическом развитии детей. «Что же касается последних стандартов начальной школы, – заметила академик, – в них нет адекватного соответствия методик и технологий».
Слова Марьяны Безруких косвенным образом несколько опровергают данные социологических опросов родителей детей, посещающих детсады. Хотя скорее даже и не опровергают, а вызывают неподдельное удивление – что же такого происходит с детьми 5–6 лет всего за один год, что они потом не желают идти в школу...
Опросы, проведенные социологами под руководством Владимира Собкина, свидетельствуют, что из детсада дети приходят домой в основном радостные и спокойные. А в садике ведь их тоже учат. Но справедливо и то, что «репетицией школы» занимаются сегодня многие: школы, структуры при развивающих центрах, отдельные репетиторы и т.д. Спрос диктует предложение.
Вот и получается в результате – в первый класс без радости.