Родительское собрание на тему «Как помочь школьнику научиться выделять учебную задачу»
11 Апреля 16, 15:18
Родительское собрание на тему  «Как помочь школьнику научиться выделять учебную задачу»

Аргунова Любовь Николаевна, 
учитель начальных классов 
МБОУ «Основная общеобразовательная
 школа № 39», г. Кемерово


 Аннотация
Данный материал можно использовать на родительском собрании в начальной  школе. В статье приводятся примеры, как родителям разъяснить детям, в чём заключается учебная задача конкретного задания.

Ключевые слова: помощь ребёнку, учебная задача, чему научиться

     Родители могут оказать содействие по  развитию учебной деятельности у детей, — это помочь им при выполнении домашних заданий выделить учебную задачу.
     Уметь выделять учебную задачу – это значит чётко представить себе, каким методом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь конкретное задание. Например, ученик должен понимать, что он рисует кружки в два ряда, раскладывает треугольники по кучкам для того, чтобы  научиться действию деления. 
     Или другой пример:  к заданию в упражнении просят расставить знаки препинания в предложении. Это конкретное задание. А учебная задача научиться находить однородные члены предложения.
     Пока дети учатся в начальной школе, родителям нужно разъяснить им, в чём заключается учебная задача конкретного задания, регулярно помогать детям, добиваясь того, чтобы  они поняли, для чего необходимо выполнять то или другое  задание.
     Помощь родителей школьнику часто начинается с вопроса: «Что тебе  непонятно?» И родители начинают объяснять те вопросы, которые сам ребёнок  назвал в числе  неясных. Но в этом родители не должны  ограничивать свою помощь. Неизбежно надо проверить, нет ли тут неумения выделять учебную задачу. В этом возможно помогут и наблюдения за тем, как школьник подготавливает уроки, и разговоры с ним по поводу его занятий и рассказы ученика о том, что происходило сегодня в школе на уроках. 
     Очень важно умело задать ребёнку вопросы: «А зачем тебе нужно такое  упражнение? Чему ты учишься, когда  его делаешь? Почему эти слова написаны с большой  буквы?»
     Очень хорошо задавать вопросы, которые помогут сравнить разные  задачи и упражнения, или которые относятся к одному и тому же правилу, так и к совершенно разным: «Вот вчера нужно было вместо точек вставить буквы. Для чего тебе дали такое упражнение? А сегодня тебе самой  надо было придумать и  написать семь слов. Есть ли что-нибудь общее между  данными упражнениями. Нет? Почему?  (Потому что там нужно придумать слова самой, а здесь написать во множественном числе). А подумай-ка, почему эти, а не какие-нибудь  иные буквы ты  поставила вместо точек. А какие слова нужно было придумать? Вот теперь ты сама поняла, что это – разные упражнения на одно и тоже правило». Такие вопросы помогут ученику научиться самостоятельно выделять учебную задачу. 
     Очень хорошо если   сравнивать одинаковые задания, но ставящие  задачей отработку разных правил. «Сегодня нужно было вместо точек написать буквы, а помнишь, неделю назад ты  выполняла такое  же упражнение? Как ты думаешь, эти упражнения  одинаковые?» Здесь мы и убеждаемся, что они будут отличаться друг от друга поставленной в них учебной  задачей. 
     Беседы родителей с ребёнком о том, что было на уроках в школе, также помогают разобраться, выделяет ли он учебную задачу. Если ученик говорит, что они на уроке они выполнили  2 упражнения из учебника, записали под диктовку три предложения и не понял, что это всё было для того, чтобы научиться писать парный согласный, - значит, выделять учебную задачу ваш ребёнок ещё не умеет. 
     Поэтому многие  педагоги уделяют на уроке время тому, чтобы ответить на вопрос: «Какие  задачи вы ставите, выполняя это упражнение?» «Чему вы научились на этом уроке?» Эти вопросы помогают выделить учебную задачу. И родителям нужно все время иметь это в виду. 
     Неизменно добивайтесь, чтобы ребёнок отдавал себе отчёт, чему он должен научиться, выполняя данное упражнение или решая данную задачу. Опыт показывает, что родители обычно легко находят пути, как  это разъяснить собственному ребёнку, если в свою очередь сами разбираются, что ученик чувствует трудности, связанные с неумением выделять учебную задачу. 


Использованная литература 
1. Хрипкова А.Г. Мир детства: Младший школьник – М.: Педагогика, 1990
2. «Чему ты научился сегодня?» http://mydocx.ru/1-126575.html



Категория: Родительский комитет | Добавил: abul-69
Просмотров: 1944 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]