Шестой класс накануне тестирования...
23 Апреля 10, 17:08
Настя и коробки

У щекастой рыжеволосой Насти, с озорными веснушками и вечно грустными глазами, страх перед родителями, их упреками, угрозами настолько силен, что она всегда старается аккуратно списать у подружки-отличницы любую контрольную, домашнее задание. А маме обычно говорит, что все сделано, все хорошо. Она ни за что не признается, если чего-то не понимает, что-то не может решить.

Поскольку Настя действует таким образом чуть ли не с первого класса, у нее к шестому накопилось множество проблем и пробелов. Как только перед ней оказывается лист с вопросами по любому предмету, она каменеет. Числа вообще ничего не значат для нее. Так, какие-то значки, которые надо складывать или вычитать. Ну, еще умножить можно. Китайская грамота. Настя даже версий никаких не выдвигает. Действует наугад. Угадывает, конечно, редко. Ей заранее известно: все равно ничего не выйдет, она не решит ни одной задачки, получит двойку. Дома ее накажут и будут презирать к тому же. К сожалению или к счастью, Настя – неглупая девочка. Родители и педагоги не понимают, что ей мешает учиться, и вдобавок к прочим неприятностям обвиняют в лени, не пытаясь помочь. «Она сама не хочет».

Первый шаг – уговорить ученицу обнаружить хотя бы самые неотложные пробелы, только по последней теме. Просто найти их и назвать. Не объяснять, не учить. Настя не верит ни в какие объяснения. Задача – помочь ей осознать хоть одну конкретную проблему (не лень, не тупость, не желание испортить настроение взрослым…). К примеру, неумение переносить числа из одной стороны уравнения в другую. «Давай поговорим немного и разойдемся». Учитель заявляет открыто, что не собирается добиваться окончательного понимания немедленно. Не сегодня. «Ты потом сама, если захочешь, дома потренируешься».
На следующий день Настя все же приходит на дополнительные занятия с просьбой помочь решить одну задачку. Составив уравнение, рисуем на доске 2 коробки. В одной – одна половина уравнения, в другой – другая. Переложить предмет из одной коробки в другую можно только поменяв знак. Какой еще знак? Связи между цифрами и черточками-крестиками, плюсами-минусами девочка не видит. Значит, каждое число вместе со знаком обводим в кружочек. Перекладываем из коробки в коробку шарики. В кружочке знак как-то теряется. И плюс круглый, и минус.

Хорошо. Шарики-числа на столе выкладываем цветными карандашами: вот число – синий карандаш, вот – зеленый. Если число с плюсом, карандаш лежит вертикально. С минусом – горизонтально. Перекладываем из коробки в коробку, меняя положение карандаша. Появилась какая-то реальность. Оказывается, взрослые не придираются нарочно. А есть простое разумное правило.

С опредмечиванием абстракций, конечно, надо быть осторожными. Важно, чтобы возникший в сознании ученика образ не заслонил (не отменил) сущности изучаемого процесса. Поэтому, рисуя картинки и раскладывая карандаши, обязательно проговариваем все предметные термины, называем понятия, которые необходимо уяснить. Тогда, оставшись после урока наедине с учебником, ребенок будет достаточно вооружен «умными словами», идеями, чтобы самостоятельно справиться с задачей уже без сказочных, игровых пояснений педагога.

Когда у Насти появилась почва под ногами, ей захотелось разбираться дальше. Следующая проблема: ответ в уравнении обычно не сходится с решебником, если в примере попадаются числа с запятыми. С ними разберемся на следующей неделе.
Настя явно движется вперед. Делает успехи. Но итоговый тест она, конечно, пока написать не сможет. Не успеет все «дырки» залатать. Значит, снова «два» (и кого волнует, что это почти тройка и что знаки во вcех примерах были перенесены верно?), снова семейный скандал. Придет ли Настя разбираться с запятыми после майских праздников?


Категория: Педагогика | Добавил: Nat21
Просмотров: 3064 | Загрузок: 90 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]