23 Апреля 10, 17:08 | |
Настя и коробки У щекастой рыжеволосой Насти, с озорными веснушками и вечно грустными глазами, страх перед родителями, их упреками, угрозами настолько силен, что она всегда старается аккуратно списать у подружки-отличницы любую контрольную, домашнее задание. А маме обычно говорит, что все сделано, все хорошо. Она ни за что не признается, если чего-то не понимает, что-то не может решить. Поскольку Настя действует таким образом чуть ли не с первого класса, у нее к шестому накопилось множество проблем и пробелов. Как только перед ней оказывается лист с вопросами по любому предмету, она каменеет. Числа вообще ничего не значат для нее. Так, какие-то значки, которые надо складывать или вычитать. Ну, еще умножить можно. Китайская грамота. Настя даже версий никаких не выдвигает. Действует наугад. Угадывает, конечно, редко. Ей заранее известно: все равно ничего не выйдет, она не решит ни одной задачки, получит двойку. Дома ее накажут и будут презирать к тому же. К сожалению или к счастью, Настя – неглупая девочка. Родители и педагоги не понимают, что ей мешает учиться, и вдобавок к прочим неприятностям обвиняют в лени, не пытаясь помочь. «Она сама не хочет». Первый шаг – уговорить ученицу обнаружить хотя бы самые неотложные пробелы, только по последней теме. Просто найти их и назвать. Не объяснять, не учить. Настя не верит ни в какие объяснения. Задача – помочь ей осознать хоть одну конкретную проблему (не лень, не тупость, не желание испортить настроение взрослым…). К примеру, неумение переносить числа из одной стороны уравнения в другую. «Давай поговорим немного и разойдемся». Учитель заявляет открыто, что не собирается добиваться окончательного понимания немедленно. Не сегодня. «Ты потом сама, если захочешь, дома потренируешься». Хорошо. Шарики-числа на столе выкладываем цветными карандашами: вот число – синий карандаш, вот – зеленый. Если число с плюсом, карандаш лежит вертикально. С минусом – горизонтально. Перекладываем из коробки в коробку, меняя положение карандаша. Появилась какая-то реальность. Оказывается, взрослые не придираются нарочно. А есть простое разумное правило. С опредмечиванием абстракций, конечно, надо быть осторожными. Важно, чтобы возникший в сознании ученика образ не заслонил (не отменил) сущности изучаемого процесса. Поэтому, рисуя картинки и раскладывая карандаши, обязательно проговариваем все предметные термины, называем понятия, которые необходимо уяснить. Тогда, оставшись после урока наедине с учебником, ребенок будет достаточно вооружен «умными словами», идеями, чтобы самостоятельно справиться с задачей уже без сказочных, игровых пояснений педагога. Когда у Насти появилась почва под ногами, ей захотелось разбираться дальше. Следующая проблема: ответ в уравнении обычно не сходится с решебником, если в примере попадаются числа с запятыми. С ними разберемся на следующей неделе. | |
| |
Просмотров: 3064 | Загрузок: 90 | |
Всего комментариев: 0 | |