«Мастерская профессионального развития»
05 Февраля 15, 12:10 | |
Современный урок по общественным дисциплинам: планирование и принципы.
Иоффе А.Н.доктор педагогических наук, руководитель Центра ГБНУ «МИРО», профессор АПКиПРО. В чем суть проблемы? У замечательного нашего соотечественника Булата Шалвовича Окуджавы есть очень поучительный рассказ «Личная жизнь Александра Пушкина, или именительный падеж в творчестве Михаила Лермонтова», который немногие знают. Особенно важен он для педагогов, потому что автор сам начинал свою жизнь в роли учителя. Рассказ потрясает своей откровенностью и мировоззренческой позицией. Б. Окуджава не считает зазорным говорить о своих ошибках, показывает важность самосовершенствования для каждого из учителей, независимо от степени подготовленности и уровня образования. Сюжет рассказа построен на том, что молодой педагог с послевоенным университетским образованием (что по тем временам само по себе было редкостью) отправляется работать в сельскую школу с полной уверенностью, что егото знаний хватит для обучения детей, для выступлений перед коллегами, для проведения лекций сельским жителям. И не надо делать никаких планов занятий, потому что всегда найдется что сказать. Ярко показано педагогическое самодовольство молодого учителя и его пренебрежительное отношение к коллегам. Кульминацией действа становится выступление перед колхозниками, к которому самонадеянный столичный педагог даже не удосужился написать план, считая, что уж дояркам и трактористам он точно найдет что сказать. Итогом всего стал вывод, что значки университета, дипломы, звания и регалии не гарантируют успеха в самом главном – быть интересным и иметь авторитет у тех, кого ты учишь или пытаешься учить. Достичь этого можно только постоянными усилиями по профессиональному развитию и личностному росту, готовностью изменяться и учиться. С этим небольшим по объему рассказом было бы неплохо познакомиться всем будущим педагогам, да и действующим тоже не помешает. К чему все это было сказано? Не для фигуры речи или красивого захода. Проблема актуальна до сих пор. Планирование занятия или любого выступления для учителей нередко представляется излишним формализмом и бумаготворчеством. И в этом есть своя доля правды. К сожалению, педагогическая наука имеет серьезный уклон в теоретизацию, отрывается от практики педагогической работы, отрывает и самих учителей, создает дополнительные трудности и временные издержки. Поэтому задача данной статьи будет в том, чтобы постараться понять, как сделать процесс планирования урока не формальным требованием к учителю, которое всплывает во время периодических аттестаций или профессиональных конкурсов, а помощью в понимании того, как управлять уроком, как сделать свою работу более осознанной, как отделить важное от второстепенного. Всё это соответствует провозглашенной в новых стандартах образования тенденции к развитию у школьников понимания смысла действий, ориентации на значимые цели, видение ожидаемых результатов своих решений, осознанному взаимодействию с окружающими. А начинать учителю, как правило, надо с себя. Нельзя способствовать развитию коммуникационной, информационной, организационной, правовой и любой другой культуры, если не показываешь личный пример. И это не означает, что срочно надо броситься осваивать IPhone, Твиттер, вести свой блог и использовать подобные премудрости современной технологии. Хорошо бы. Но начать можно и с более простых, но важных вещей. Например, с умения планировать свою работу, а не действовать в порядке тушения очередного пожара, выполнения спущенных сверху инструкций и написания многочисленных отчетов о том, что «должно было быть сделано вчера». И это касается не только учителей – но и всех участников образовательного процесса, включая управляющие инстанции и самих учеников. Вопросы «Зачем это нужно знать и уметь?» и «Ради чего мы должны это делать?» должны стать основополагающими в образовании. Пока не все просто в этом направлении. А значит надо каждому сделать то, что от него зависит, и то, что он может сделать. Шаг за шагом, изменяя себя и свою работу, мы можем изменить и всю систему в целом. Надо только начать. И это можно сделать с организации урока, на котором учитель руководитель и режиссер, творец и начальник, конечно во взаимодействии со своими учениками (а еще лучше – в сотрудничестве). И тогда появится возможность «не прогибаться под изменчивый мир», не переделывать все срочно под новые стандарты, идеологические доктрины, контрольно измерительные материалы. Я глубоко убежден, что хороший урок – это не подготовленный спектакль с отрепетированными ролями и под диктовку навязанного учителю со стороны сценария, а открытое пространство творчества и сотрудничество, которое постоянно меняется, где есть возможность самореализации учителя и учеников, где интересно узнавать новое и уважается достоинство каждого человека, а в способностях учащихся не сомневаются –им помогают раскрыться. | |
| |
Просмотров: 1857 | Загрузок: 2 | |
Всего комментариев: 0 | |