Особенности использования техники пластилинографии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
25 Февраля 19, 19:23
Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов,
ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья», г. Кострома

Аннотация:
В статье раскрывается опыт работы и коррекционные возможности занятий пластилинографией с учащимися, имеющими нарушения интеллекта.
В настоящее время Федеральный образовательный государственный стандарт требует от обучающегося с ограниченными возможностями здоровья овладения полезными для него знаниями, умениями и навыками, освоения форм социального поведения, способности реализовывать их в условиях семьи и гражданского общества.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте сказано, что «целью образования детей с ограниченными возможностями здоровья в наиболее общем смысле является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из общеобразовательного пространства». Культура рассматривается как «система ценностей, взрослея и присваивая которые, ребёнок реализует свои личные устремления, берёт на себя посильную ответственность за близких, занимает активную жизненную позицию в обществе».
Состав учащихся специальной (коррекционной) школы, имеющих ограниченные возможности здоровья, крайне неоднороден. Это дети с различными нарушениями: интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра, синдромом Дауна, тяжёлыми множественными нарушениями развития.

Типичной особенностью всех категорий обучающихся в специальной школе является нарушение нормального развития высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно- логического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи. Для них характерны нарушения пространственного восприятия, разнообразные дефекты моторики и эмоционально - волевой сферы.
Для проведения коррекционных занятий с учащимися нужно было выбрать такой вид деятельности, который был бы им интересен. Большинство детей очень любит рисовать. Рисование способствует всестороннему развитию личности, расширению кругозора, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся. Поэтому, для работы было выбрано рисование в нетрадиционной художественной технике - пластилинографии.

Считаю, что занятия пластилинографией открывают большие возможности для развития познавательных способностей, коррекции имеющихся проблем учащихся с интеллектуальными нарушениями.

Целью коррекционного курса является развитие познавательных способностей каждого ребенка через пластилинографию.

Пластилинография - это нетрадиционная техника изобразительного искусства, принцип которой заключается в «рисовании» пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе. Изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъемные.

Материал, благодаря которому создаются изображения, это пластилин - мягкий, послушный, пластичный. Главный инструмент в пластилинографии - это руки. В процессе работы над созданием лепной картины идет развитие движений пальцев рук учащихся, укрепление мышц руки, а это в свою очередь способствует координации движений, гибкости, точности, согласованности выполнения действий. Мышечная нагрузка на пальцы готовит руку для освоения письма.

Работаю с детьми в технике пластилинография в течение нескольких лет. Мною была создана программа коррекционного курса для учащихся 1 класса. В последствии программа была доработана и занятия продолжились уже с второклассниками.

Обучение нетрадиционной технике рисования пластилином веду в порядке повышения уровня сложности: начиная с простых рисунков и постепенно перехожу к созданию более сложных. Если в первом классе учащиеся «рисовали» пластилином только под руководством учителя, то во втором - при незначительной помощи взрослого и полностью самостоятельно.

Работа по обучению пластилинографии в 1 классе ведётся в следующем порядке:
- выработка умения рисовать не выходя за контуры картинки, раскрашивая сначала по контуру, а затем в центре;
- освоение различных приёмов работы пластилином: отщипывание, надавливание, сплющивание, налепливание, прижимание, размазывание по контуру и другие; смешивание разного по цвету пластилина для получения нового цвета или оттенка, то есть овладение приемом вливания одного цвета в другой.

Направления работы по пластилинографии во 2 классе такие:
- закрепление усвоенных в 1 классе приемов лепки, действия по словесной инструкции учителя;
- самостоятельное выполнение работы при некоторой помощи со стороны взрослого;
- использование природного материала (шишек, ракушек, крупы, семян подсолнечника, плодов каштана) и вспомогательных предметов ( бусин, пуговиц, бисера, страз) для придания большей выразительности изображению;
- рисование пластилиновыми шариками, веревочками, то есть создание мозаичных изображений;
- освоение новых приемов работы: нанесение рельефных точек, штрихов, полосок, извилин, процарапывание при помощи стека.
В начале каждого занятия провожу работу по развитию связной речи ( разучивание стихотворений и пословиц, отгадывание загадок) и пальчиковые игры для подготовки руки.

Применяю на уроке следующие методы:
- наглядные ( показ образца, картинки, натуральной наглядности, наблюдение за действиями педагога);
- словесные (беседа, объяснение, рассказ учителя, ответы на вопросы, работа со стихотворением, загадкой, пословицей);
- практические (показ учителем способов действий).

Важно хвалить детей за работу, поощрять даже за небольшие успехи. Одним из обязательных средств поощрения считаю выставку детского творчества. Выставку организуем в конце каждого урока. Ребёнок имеет возможность сравнить свою работу с работой одноклассника, увидеть ошибки, порадоваться тому хорошему, что удалось сделать. Выставки детских работ оформляем для родителей учащихся на родительских собраниях. Необходимым приёмом обучения является также педагогическая оценка. Оценка касается как самого процесса выполнения работы, так и достигнутого результата.

На коррекционных занятиях по пластилинографии дети всегда работают увлеченно. Им нравится самим подбирать цвет пластилина, создавать яркую картинку, не похожую на работу товарища. Изображения получаются необычные, неповторимые. При создании картин из пластилина ученики проявляют творчество, фантазируют, вносят свои детали, используют дополнительный материал для украшения, поэтому все работы - красочные, объемные, рельефные, выразительные и живые.

Считаю, что рисование пластилином - замечательный по своим развивающим свойствам вид деятельности для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Применение пластилинографии на коррекционных занятиях способствует достижению важных положительных результатов:
- наблюдается положительная динамика в развитии общей и мелкой моторики учащихся (укрепилась сила рук, движения рук стали более согласованными, улучшилась координация движений) ;
- идёт активное развитие творческих способностей, познавательных процессов (зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, пространственной ориентировки и пространственных представлений, наблюдательности, воображения);
- корригируются недостатки мыслительной и речевой деятельности путем формирования общетрудовых умений: ориентировка в задании, анализ объекта, планирование хода работы, контроль и самооценка;
- компенсируется недоразвитие эмоционально-волевой сферы (умение принять помощь учителя, преодоление трудностей в работе, адекватная реакция на неудачи);
- идёт воспитание норм поведения, самостоятельности, уверенности в своих силах, формируется характер ребенка.

Список литературы:
1. ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. Т.Н. Яковлева , Пластилиновая живопись: методическое пособие, М., «Эксмо», 2010.
3. Г.Н. Давыдова, Пластилинография для малышей. М., «Скрипторий», 2003.

Категория: Парад докладов_VI | Добавил: eks1968
Просмотров: 642 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]