Коррекционная работа по развитию речи учащихся начальных классов с нарушением интеллекта в урочной деятельности
23 Февраля 19, 15:32
Соболева Елена Константиновна,
учитель начальных классов,
ГКОУ «Школа №3 Костромской области для детей с ОВЗ»

Коррекционная работа по развитию речи учащихся начальных классов с нарушением интеллекта в урочной деятельности (из опыта работы).

Аннотация: в статье представлен опыт работы по развитию речи учащихся начальных классов с интеллектуальными нарушениями на уроках чтения, русского языка, речевой практики.

Задача развития речи, речевого общения является одной из главных задач воспитания и обучения детей.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека.
Существует тесная связь между развитием речи и интеллектом. С одной стороны, умственная отсталость всегда сопровождается недоразвитием речи, а с другой, при общем речевом недоразвитии у ребёнка часто отмечается задержанное развитие интеллекта.

Речевая функция тесно связана с познавательной деятельностью. Все психические процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение, развиваются и совершенствуются на основе речи. Нарушение речи отрицательно сказывается на всём развитии ребёнка - на познавательной деятельности и социальной адаптации.

Речь ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недостаточностью и своеобразием развития. Речь у таких детей появляется со значительным опозданием. Резкое отставание наблюдается в появлении лепета, первых слов, фразовой речи.

Многие ученики 1 класса специальной (коррекционной) школы имеют нарушения звукопроизношения и фонематического слуха, что значительно затрудняет процесс овладения ими навыками чтения и письма.

Серьезные недостатки наблюдаются и в лексике. Словарный запас учащихся с умственной отсталостью характеризуется ограниченностью, бедностью. Их речь лишена слов, обозначающих родовые понятия (растения, инструменты), видовые (дуб, береза), абстрактные (мудрый, грозный, беспокойный). Отдельные грамматические категории, такие как причастия, деепричастия, наречия, не употребляются вообще.

Ученики неправильно понимают и неточно используют слова в своей речи, смешивают близкие по звучанию слова.

Большая разница наблюдается между активным и пассивным словарём учащихся коррекционной школы. Дети знают и понимают гораздо больше слов, чем употребляют в жизни. Например, разные по значению имена прилагательные ученики объясняют одним и тем же словом: длинная палка - большая; высокий дом - большой; добрый, мудрый человек - хороший; злой, хитрый, завистливый - плохой.

Ученики используют в речи простые, короткие предложения, иногда употребляют соединительный союз «и». Наблюдается нарушение связи слов в предложении и порядка слов (при составлении предложений из слов - «Малыши щавель собирали»).

Очень часто ученики отвечают на вопросы короткими «да» или «нет», несмотря на то, что учитель использует дополнительные приемы стимулирования речи - наглядность, направляющую речь, опоры.

Говоря о связной речи учащихся с нарушением интеллекта, важно отметить, что при пересказе они пропускают части повествования, сокращают количество действующих лиц, нарушают последовательность изложения, повторяют уже сказанное. Они не используют образные красочные средства языка, иногда не понимают общий смысл прочитанного текста.
Ученику бывает трудно выполнить инструкцию педагога - он забывает часть задания, путает последовательность выполнения. Если ребёнок выучил правило, то оно не является для него руководством к действию, то есть он не может применить его на практике.

Итак, развитие речи учащихся с интеллектуальными нарушениями - одна из важнейших задач, которая решается школой в процессе преподавания всех учебных предметов.
Работая над исправлением различных нарушений речи, формируя речевые умения и навыки, мы тем самым развиваем у учащихся познавательные возможности, совершенствуем психические функции.

От того, насколько будет сформирована речь детей с нарушением интеллекта, зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, степень общего развития.
Подробнее остановимся на описании работы по развитию речи учащихся начальных классов в урочной деятельности в условиях коррекционной школы.

Основная нагрузка в формировании речи учащихся специальной школы падает на уроки чтения и письма, где язык, речь становятся средством и предметом изучения.
Задачами по развитию речи учащихся на уроках чтения и письма являются:
-изучение речевого развития учащихся;
-исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;
-уточнение, обогащение и активизация словаря;
-развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;
-работа над диалогической и монологической формами устной речи;
-выработка умения связно и логично излагать свои мысли устно и письменно.

Все эти задачи развития речи взаимосвязаны и решаются комплексно. Задача учителя - повысить у учащихся заинтересованность в речевом высказывании. Для этого на уроках используем: наглядные пособия, устные вопросы, уроки-путешествия, увлекательные темы, интересные ситуации, элементы занимательности, дидактические игры, меры поощрения (похвала, одобрение) и так далее.

Слово является основной единицей языка. Слово выполняет прежде всего функцию называния, а в предложении - коммуникативную функцию.
На уроках чтения, знакомясь с новыми произведениями, учащиеся узнают смысл новых, незнакомых слов, выражений, устойчивых сочетаний. На каждом уроке перед прочтением текста идет словарная работа. В ходе фронтальной беседы выясняем смысл трудных слов. Иногда сам учитель объясняет значение нового слова, приводит примеры его употребления в знакомых детям жизненных ситуациях.

Ответы на вопросы по содержанию текста, пересказ, описание и сравнение героев будут способствовать активизации словаря.

На уроках письма обогащение словаря идёт в основном за счёт усвоения учащимися специальных терминов по теме: различение букв и звуков, признаки звуков, роль предлогов, обобщающие слова, слова-предметы и слова-действия, непроверяемые написания, ударные и безударные гласные. На этих уроках проводим также работу по активизации словаря учащихся. Важно, чтобы повторение нового слова было на уроке многократным (не менее пяти раз). Но повторять надо не отдельное слово, поэтому даём его в контексте, с конкретными заданиями, загадками, пословицами, стихотворениями, чистоговорками.

Существует много способов объяснения значений новых слов - от жестов и мимики (нахмурился, скривился, усмехнулся), наглядных средств, до объяснения с помощью синонимов. Должна быть и определенная дозировка новых слов на уроке, для начальной школы это 2-3 слова.

Работа над предложением является главной учебной задачей школы, особенно уроков чтения и письма. Научить школьников правильно строить предложения, точно выражать свою мысль - это значит научить детей использовать речь как средство общения, помочь овладеть связной речью.

Работу над предложением в начальных классах специальной (коррекционной) школы ведем в нескольких направлениях. Во-первых, это обеспечение смысловой законченности предложения; во-вторых, точный отбор слов для выражения мысли и развитие интонационных умений; в-третьих, грамматически правильное оформление предложения, то есть правильное соединение слов.

Все три направления работы представляют единое целое, но на разных уроках одно из них может быть ведущим. Так, на уроках письма ведущим является развитие умения грамматически правильно оформлять высказывание, на уроках чтения и развития устной речи, главное - это работа над содержанием предложения.

Учащиеся с нарушением интеллекта часто пользуются примитивными по содержанию, простыми, мало распространенными предложениями, с неправильной грамматической связью слов, с неточным выбором или пропусками слов, что приводит к искажению высказывания.
Особенно это наблюдается при составлении предложений с заданным (словарным) словом. Например, во 2 классе со словом «машина»: «Папа едет на машине», «Мама едет на машине» и так далее. Ученики составляют предложения по однообразной структурной схеме и не отходят от нее.

Поскольку у учащихся с нарушением интеллекта слабо сформирован смысловой план предложения, начинаем работу над предложением с создания наглядных опор. Учим первоклассников рассматриванию картинки, ответам на вопросы, составлению предложения.
Хороший материал для наполнения предложений конкретным содержанием дают уроки речевой практики. Каждый такой урок предполагает создание речевых ситуаций. Учащиеся рассматривают изучаемый предмет, выполняют практические действия с ним, составляют ответы на вопросы учителя, дополняют и распространяют предложения по теме. Этой же цели подчинены выходы и экскурсии, чтение книг. Чем старше ученики, тем чаще они используют свои знания и опыт в новых речевых ситуациях.

При написании диктантов и списываний наши учащиеся часто не понимают, где начинаются и где кончаются предложения. Поэтому, даем такие задания:
-делить сплошной смысловой поток на законченные части, фиксировать эти части (предложения) в виде схем (работу со схемами ведём со 2 класса);
-выбирать предложения из текста учебника («Прочитай последнее предложение», «Найди третье предложение»);
-составлять предложения по готовым схемам;
-заменять слово в предложении другим подходящим по смыслу словом;
-заканчивать предложение по смыслу;
-составлять предложения из слов, данных вразбивку (нарушен порядок слов).

На любом уроке письма и чтения в центре внимания учителя должна быть работа над предложением. При этом всегда стимулируем познавательную и эмоциональную активность учащихся через применение игровых приёмов, наглядных средств, таблиц-опор, поощрение малейших успехов учеников.

Самой сложной стороной речевого развития является связная речь. Она, как и предложение, служит целям коммуникации, но на более высоком уровне. Она выступает как двусторонний процесс - умения говорить и умения понимать речь других. Сторона речи, связанная с умением говорить, делится на диалогическую и монологическую.

У школьников, занимающихся по программе для детей с умственной отсталостью, нарушена как диалогическая, так и монологическая речь. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращённые к ним реплики, не выражают заинтересованности в получении информации.
Нарушения монологической речи проявляются ещё более резко. Это искажения логики и последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, перескакивание с одного события на другое.

Наиболее благоприятные условия для работы по развитию всех сторон речи учащихся (в том числе и связной) создаются на специальных уроках развития устной речи - речевой практике.
Именно на этих уроках прослеживается взаимосвязь работы над всеми компонентами языка, расширяется круг представлений об окружающих предметах, создаются предпосылки для связного высказывания учащихся.

Специалисты в области психиатрии отмечают, что школьник с нарушением интеллекта ограничен в своей речевой деятельности не потому, что он не может говорить, а потому, что ему нечего сказать.

Поэтому, мы используем наблюдения за предметами и явлениями в естественных условиях на экскурсиях, во время практических работ. Рассматривая предмет или наблюдая за ним, школьники выделяют его постоянные признаки (лимон кислый), классифицируют предметы и устанавливают причинные связи явлений. Знакомство с новым материалом проходит при максимальном участии различных анализаторов, с привлечением опыта учащихся, с опорой на их практическую деятельность (зарисовки, аппликации, раскрашивание, запись опорных слов).
Большое значение в познании окружающего мира имеет слово учителя, которое помогает осмыслить, систематизировать полученные знания.

Из словесных методов обучения чаще используем беседу. Для её проведения тщательно продумываем вопросы, с тем, чтобы сохранить внимание детей в течение всего времени, предусмотреть чередование трудных и легких вопросов, включать вопросы и задания творческого характера (сравни, объясни почему, докажи). Не прерываем ребёнка, если он отвечает неполным ответом. При подаче учебного материала учителю следует избегать многословия, чтобы не помешать основной цели уроков - развитию речи самих учащихся.
На уроках развития устной речи учитель должен помочь учащимся сосредоточить внимание на изучаемом предмете. Поэтому, мы часто используем конструирование, рисование, игровые моменты с реальными натуральными предметами - фруктами, овощами, игрушками.

Цель уроков развития речи - правильно оформленная и сформулированная в предложениях мысль.

Важное значение в усилении речевой активности детей имеют различного рода игры (отгадывание задуманного предмета, викторины, загадки, «волшебный мешочек», сюжетно-ролевые игры, лото). В процессе игры учащиеся повторяют признаки, присущие предметам, отрабатывают интонацию вопросительных предложений, овладевают умением поддерживать беседу. Нельзя прерывать ответы учеников. В работе поддерживаем любую, даже неудачную попытку учащегося, выразить свою мысль, помогаем, тактично исправляем, корректируем, направляем.

На уроках речевой практики ведём словарную работу, которая обогащает словарный запас, активизирует пассивный словарь, уточняет значения уже известных слов. Дети называют предметы и их части, действия или состояния предметов, признаков.

На каждом уроке проводим работу с загадками и пословицами, сравниваем предметы на основе определенных признаков:
-анализ и синтез (расчленение предмета на части и узнавание целого по частям),
-классификация по основному признаку,
-работа с антонимами и синонимами,
-подбор однокоренных слов.

Работа с предложением выступает на уроках речевой практики, а также чтения и письма, как самостоятельный раздел и включает:
-восстановление деформированных предложений;
-составление предложений на определённую тему;
-составление предложения к схеме;
-распространение предложений;
-составление предложений с определённым количеством слов.

Составление связного высказывания, рассказа проводим:
-по картинному плану;
-по словесному плану;
-с опорой на иллюстрацию учебника;
-с опорой на вопросный план.

На каждом уроке учим детей внимательно слушать и видеть, правильно понимать сказанное, делать логические выводы, выделяя причинно-следственные связи, главные и второстепенные признаки. Чем больше ребенок пересказывает, отвечает на вопросы по тексту, описывает иллюстрации, сочиняет свои рассказы, тем грамотней, ярче и точней становится его речь.
Вся специальная коррекционная работа по обогащению и активизации словаря, формированию связного высказывания в значительной степени совершенствует речевую практику учащихся начальных классов, готовит их к речевым сообщениям на уроках труда и чтения, предметах, изучаемых в старших классах, а главное, - помогает полнее реализовывать себя при выходе из школы.

Использованная литература:
1. М.Р. Львов. Речь младших школьников и пути её развития. М., «Просвещение», 1985 г.
2. А.М. Бородич. Методика развития речи у детей. М., «Просвещение», 1981 г.
3. Н.В. Ёлкина, О.В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать. Ярославль, «Академия развития», 1996 г.

Категория: Парад докладов_VI | Добавил: eks1968 | Теги: развитие речи, речевая практика, русский язык
Просмотров: 559 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]