В гости к Золушке
24 Апреля 17, 19:58
В гости к Золушке  
(о балете Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка»)

Лебедева Ольга,
ученица 2 класса 
МБУ ДО  «Детская школа искусств» 
МОУ Гимназия городского округа Нижняя Салда Свердловской области 

Руководитель: 
Осипова Марина Борисовна, 
зам. директора по НМР 

ВВЕДЕНИЕ

Давайте знакомую сказку откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с хорошим героем
Вновь встретиться и сильней подружиться.

Тема проекта определена и сформулирована неслучайно, т.к. объединила три направления:

- автор проекта знал, что 2016 год по предложению Президента РФ Путина Владимира Владимировича назван годом Сергея Прокофьева, а он практически не знаком с музыкой этого композитора, т.к. произведения Прокофьева в основном ориентированы на более старший возраст и для их исполнения требуется более высокое техническое развитие;

- в декабре 2016 года в Свердловском театре оперы и балета состоялись несколько спектаклей известнейшего балета С. Прокофьева «Золушка» - поэтому надо было познакомиться с жанром балета, чтобы быть готовым к посещению театра; 

- как и все дети, автор очень любит слушать, смотреть и читать сказки, а сказка о Золушке – одна из самых любимых для автора проекта.

Следовательно, выбранная тема актуальна не только для автора, потому, что год Прокофьева широко праздновался по всей России, и в каждом городе, даже таком маленьком, как Нижняя Салда, состоялись разные мероприятия, на которых автор сумел побывать. 

Информацию об искусстве балета автор проекта искал в разных источниках: 
- в книгах, 
- в Интернете, 
- при просмотре познавательных телевизионных программ,
- при просмотре видео и мультфильмов, 
- в разговоре с взрослыми (педагогами и родителями). 
Ему помогали в этом его преподаватели из детской школы искусств (Осипова Марина Борисовна и Луценко Елена Константиновна), сестра Алена и мама, которая всегда поддерживает замыслы автора.
Учитывая, что 2016 год назван годом С.С. Прокофьева, т.к. в этом году отмечался юбилей (125 лет) со дня его рождения, знакомство с искусством балета рассматривается на примере балета С. Прокофьева «Золушка».
Автор проекта уже имеет опыт работы в данном направлении, но взятая тема требовала применение иных видов деятельности:
- больше самостоятельной работы по поиску информации;
- больше сотрудничества и совместных обсуждений (разговоров) и с взрослыми, и с другими детьми;
- развитие умений сравнивать и сопоставлять, а также фантазировать, представляя себе новые образы.
Еще одно «открытие» было сделано: оказывается, даже когда читаешь известные сказки, то узнаешь что-то новое, обращаешь внимание на детали, которые раньше не замечал.

Цель проекта: знакомство с жанром балета и особенностями создания художественных образов средствами музыкального и хореографического искусства (на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка»).
Задачи: 
1. собрать информацию и познакомиться с жанром балета и музыкальным театром, а также с жизнью и творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева; 
2. установить или опровергнуть родственность слов «балет» и «бал»;
3. определить драматургию балета «Золушка» С.С.Прокофьева, прочитав либретто и литературную основу (Ш. Перро и братья Гримм); 
4. учиться - определять главные музыкальные образы и средства их передачи; 
 - эмоционально воспринимать образно-смысловое содержание музыки;
 - анализировать художественные произведения (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
5. внимательно слушать музыкальные произведения;
6. выявить признаки достижения целостности балетного спектакля интонационным единством;
7. подготовить презентацию и познакомить одноклассников с искусством балета. 

Объектом исследования является искусство балета как один из жанров, а предметом – особенности создания художественных образов средствами музыкального и хореографического искусства на примере балета С. Прокофьева «Золушка».
Сказка «Зо́лушка» (франц. Cendrillon, нем. Aschenputtel, И.С. Тургенев перевел это название как «Замарашка») – это один из самых популярных сюжетов в мировой культуре, который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира. 

Использованные методы: актуализация имеющихся знаний, изучение и анализ литературы и материалов сети Интернет по данной теме; обобщение и пробное применение знаний; наглядный и словесный методы; исследование, сравнение, наблюдение, обобщение, анализ, синтез.
Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. 

В первой главе обозначены основные аспекты рассмотрения объекта и предмета данной работы, дается понимание сущности и значения основных понятий. 

Глава I. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ЗОЛУШКИ» 
1.1. Что такое сказка?
1.2. Что такое балет? Сергей Прокофьев - автор симфонической сказки «Петя и волк» 
1.3. Познакомьтесь – Сергей Сергеевич Прокофьев
1.4. История создания балета «Золушка» 

Во второй главе детально рассматриваются особенности балетного искусства на примере балета Сергея Прокофьева «Золушка», как с позиций музыкальной характеристики через использование различных средств музыкальной выразительности – языка музыки (мелодии, ритма, лада и т.п.), так и с позиций жанрового своеобразия танцев.

ГЛАВА II. ЗНАКОМСТВО С БАЛЕТОМ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА «ЗОЛУШКА» 
2.1. Краткая характеристика балета С.С. Прокофьева «Золушка» 
2.2. Сергей Прокофьев – мастер музыкальной характеристики 
2.3. Танцевальные сцены балета «Золушка» - эхо, повторяющее то, о чем говорит музыка
В заключении представлен небольшой самоанализ деятельности по выполнению поставленных задач, рассматривается возможность продолжения проектно-исследовательской деятельности (именно перенос акцента на анализ).
В приложениях содержатся материалы, дополняющие и поясняющие наиболее важные стороны проекта.
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Балет «Золушка» - это пленительное сочетание старинной волшебной сказки французского писателя Шарли Перро и божественной музыки великого русского композитора Сергея Прокофьева, созданной в середине XX века. Жерар Пипар
 процессе работы над проектом автор познакомился с жанром балета и с особенностями создания художественных образов средствами музыкального и хореографического искусства на примере балета Сергея Сергеевича Прокофьева «Золушка».
Для этого были успешно решены поставленные задачи: 
1. подтверждена родственность слов «балет» и «бал»;
2. изучена информация о жизни и творчестве Сергея Сергеевича Прокофьева, о жанре балета и музыкальном театре; 
3. просмотрен балет «Золушка» С.С.Прокофьева;
4. прочитаны либретто, сказки Ш. Перро и братьев Гримм;
5. автор учился с помощью педагогов и мамы определять главные музыкальные образы и средства передачи образно-смысловое содержание музыки; а также анализировать художественные произведения (делать выводы, обосновывать свои высказывания, определять идею произведения);
6. автор подготовил презентацию по материалам проекта и в ближайшее время запланировал познакомить одноклассников с искусством балета.

В балете танец существует как бы в оправе других искусств – братьев. Это братство искусств, соединяющее в балетном спектакле танец, пантомиму, живопись, музыку, драму, актерское мастерство и литературу. «Гармоничное слияние искусств,- утверждал Новерр,- покоряет зрителя и заставляет его испытывать самое восхитительное из наслаждений».
Музыка к балету «Золушка» была написана С. Прокофьевым на сюжет сказки французского сказочника Шарля Перро. Балет стал одним из самых лиричных и обаятельных творений композитора. 

Основная тема балета - превосходство скромности, трудолюбия и душевной чистоты юной Золушки над жадностью, бездушием и спесью ее мачехи и сестер. Как и полагается в старой сказке, жестокость и бездушие подвергаются осмеянию и унижению, а добрая Золушка становится избранницей Принца.

В балете Прокофьева есть некоторые отличия от самой сказки. Он обогащает сюжет балета новыми образами, и высмеивает ограниченный духовный мирок её злой мачехи и жадных завистливых сестер.

Познакомившись с музыкой балета «Золушка», автор понял, что композитор Сергей Сергеевич Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту трудолюбивой девушки Золушки, которая скромностью и добротой победила все невзгоды своей жизни. Счастье может быть достигнуто через преодоление препятствий, сложностей.
С.С. Прокофьев – увлекательный сказочник, а созданные им зримые сказочные образы помогают автору учиться разбираться в интонациях музыкального языка.

Интонационное и драматическое единство – это и есть 
преломление в музыке тех законов, по которым развивается сама жизнь. 
Д. Кабалевский 
 
Цельность и единство балета «Золушка» достигнуто, прежде всего, интонационным единством: действующие лица далеко не всегда повторяют одни и те же мелодии, но вся ткань музыки каждого персонажа едина интонационно.

Кроме того, работа над проектом помогла его автору совместно с мамой и педагогом обозначить важные правила «жизни»: 
1. Старайся жить так, чтобы людям с тобой было хорошо.
2. Прежде, чем обратиться к человеку, улыбнись ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
3. Научись радоваться не только своим успехам, но и успехам других.
4. Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей.
5. Дорожи дружбой.
6. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.

Сергей Прокофьев не мог расстаться с Золушкой, оставив ее в безрадостном мире, он привел свою героиню к радостной и счастливой жизни. И это счастье освещает не только Золушку, но и все вокруг нее.

Главная героиня сказки "Золушка" получила новую жизнь в балете русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Сегодня «Золушка», благодаря гармонии музыки и танца, идее добра и справедливости, воплощенным в бессмертном балете Прокофьева, остается одним из самых любимых и популярных произведений.
На протяжении многих лет в различных театрах мира выдающиеся хореографы обращались к музыке С. Прокофьева и сказке Ш. Перро, находя все новые хореографические решения. 

Кстати, у автора возникли новые вопросы: 
- Почему Золушку не узнали ее родной отец, мачеха и сестры? (даже на старых фотографиях спустя десятки лет люди все-таки остаются узнаваемыми) 
- Какую обувь носила Золушка? (существует несколько версий – см. приложение № 4) Можно ли носить хрустальные туфли? 
- Почему Принц искал Золушку только по обуви? (наверняка в королевстве были и другие девушки с маленьким размером ноги) и др.

Поиск ответов на некоторые из них станет продолжением работы над проектом, но это будет уже другой проект.


Категория: Начальная школа | Добавил: 20011959 | Теги: Золушка, Балетный спектакль, Прокофьев, красота движений, музыкальная характеристика, балет
Просмотров: 1257 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/11
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]