В мире музыкальных инструментов
23 Апреля 17, 18:41
Павлов Лев,
ученик 1 класса 
МБУ ДО «Детская школа искусств»
МОУ Гимназия городского округа 
Нижняя Салда Свердловской области

Руководитель: 
Осипова Марина Борисовна, 
зам. директора по НМР,к.п.н. 

Автору проекта стало очень интересно, и захотелось попробовать себя в роли исследователя. Вместе с педагогом он искал информацию, обрабатывали полученные материалы, а мама помогала писать и оформлять данную работу.

Цели проекта: узнать, какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра, подготовить рассказ и рассказать своим одноклассникам об этом удивительном «явлении».
Задачи: 
1. Познакомиться с персонажами симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк» и изображающими их музыкальными инструментами. 
2. Найти сказки, загадки и стихи о разных музыкальных инструментах. 
3. Собрать информацию и познакомиться с жизнью и творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева.
4. Выяснить, как, когда и почему появилось такое необычное музыкальное произведение - симфоническая сказка «Петя и волк». 
5. Познакомиться с тембрами музыкальных инструментов и научиться определять их на слух.
6. Подготовить презентацию и выступить перед своими одноклассниками, познакомив их с симфонической сказкой С. Прокофьева «Петя и волк». 

Объектом исследования является инструментальный состав симфонического оркестра, а предметом – симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк» как способ знакомства с инструментами симфонического оркестра.
Использованные методы: изучение и анализ литературы и материалов сети Интернет по данной теме; обобщение и систематизация изученного материала.

Сказка – это воплощение мечты, представление о справедливости, воплощение веры в могучую силу справедливости. Сказочный герой – носитель правдивости и великодушия, физической и душевной силы, постоянно готовый поставить эту силу на службу добру и справедливости. Это незабываемое детское волшебное впечатление счастья, ощущение надежды на счастливый конец и победы над страхами и злом.

Сказка «Петя и волк» называется «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. А С.С. Прокофьев стал первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме сказки.

Симфоническая детская сказка "Петя и волк" была написана в 1936 году по заказу Наталии Сац в четыре дня. Дебют состоялся 2 мая 1936 года. Значит, в 2016 году этому замечательному произведению исполнилось 80 лет (юбилей.

Произведение исполняется чтецом и оркестром. Сказка «Петя и волк» соединила в себе музыку и читаемый текст, написанный также самим композитором. 

За время исполнения симфонической сказки дети слышали многократно темы ее героев и выучивались распознавать тембр (голос) инструмента – в этом-то и заключался педагогический замысел сказки. Чтец же становился неким «переводчиком» с музыкального языка на язык детский. Он представлял инструменты оркестра и объяснял, какой персонаж каким музыкальным инструментом изображается. На примере «Пети и волка» маленькие слушатели легко начинают различать звучание инструментов в оркестре, следить за развитием сюжета внутри произведения. 

Сказка необыкновенная, потому, что разыгрывают её не драматические артисты, а артисты оркестра. При этом, сами они не говорят ни слова, за них разговаривают музыкальные инструменты. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется. 

Автор проекта составил таблицу, помогающую понять особенности каждого действующего лица, изображающего его музыкального инструмента и музыкального образа. 
Работа над данным проектом позволила автору развить свои умения
- работы с дополнительными источниками информации (книгами, Интернет) – поиск и отбор материала по выбранной теме;
- совместной работы с взрослыми (с мамой и преподавателем);
- проводить анкетирование;
- обрабатывать и анализировать полученные результаты;
- подводить итоги сделанной работы;
- пользоваться компьютером;
- готовить мультимедийную презентацию. 
В это время автор проекта 
• многое узнал о музыкальных инструментах симфонического оркестра и творчестве знаменитого русского композитора С.С. Прокофьева: 
- какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра;
- что означают понятия «тембр» и «лейтмотив»;
- особенности создания и сюжет симфонической сказки «Петя и волк»; 
• научился 
- узнавать тембры инструментов симфонического оркестра; 
- выявлять выразительные и изобразительные особенности музыкального языка в их взаимодействии.
• понял, что существует взаимосвязь между тембром музыкального инструмента и музыкальным образом;
• подготовил рассказ для одноклассников о симфонической сказке «Петя и волк» и задания (викторины, тест, кроссворд) для выявления знаний о музыкальных инструментах и умений определять их тембр.

Автором с помощью взрослых был собран сборник, включающий стихи, загадки и сказки о музыкальных инструментах симфонического оркестра.

Поставленные цели – узнать, что такое симфонический оркестр и какие музыкальные инструменты входят в его состав, подготовить рассказ и рассказать своим одноклассникам об этом удивительном явлении – были успешно достигнуты.

Практическая ценность выполненного проекта состоит в том, что полученные материалы могут быть использованы при проведении уроков и занятий по ознакомлению с музыкальным искусством в начальных классах.

В дальнейшем планируется продолжить знакомство 
- с творчеством Сергея Сергеевича Прокофьева и произведениями, написанными им для детей;
- с другими музыкальными инструментами;
- с различными средствами музыкального языка для создания музыкальных образов.


Категория: Начальная школа | Добавил: 20011959 | Теги: музыкальные инструменты, Флейта, художественных образ, Скрипка, тембр, фагот, гобой, литавры тромбон, симфонический оркестр, кларнет
Просмотров: 1093 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]