Творческий проект «Лес - природное сообщество»
19 Марта 17, 07:15
Илатовский Андрей
МБОУ «Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Сверкунова Марина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «Морозовская средняя общеобразовательная школа»

Творческий проект «Лес- природное сообщество»
Начальная школа

Это творческий проект, в котором рассматриваются все этапы изготовления лэпбука «Лес- природное сообщество».

Лэпбук  (lapbook) – это сравнительно новое средство  из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. В данной работе представлена характеристика лесного сообщества. 

Работа носит практическую направленность: в дальнейшем данный материал будет использоваться на уроке окружающего мира при изучении темы «Природное сообщество лес». 


Содержание
Введение ………………………………………………………………………2
Характеристика лесного сообщества………..................................................3-4
Что же такое лэпбук?...............................................................................…….4-5
Изготовление лэпука…………………………...…………………………….5-7 
Заключение……………………………………………………………………7
Источники…………………………... ………………………………………..7
Приложения……………………………………………………………………8-13

Введение
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. В этом и заключается актуальность выбранной темы. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Скоро на уроках окружающего мира мы будем изучать природные сообщества. Я выбрал для себя тему проекта «Лес- природное сообщество».

Цель: создать лэпбук «Лес – природное сообщество».
Задачи:
1.Изучить различные источники по теме.
2. Отобрать материал для лэпбука.
3. Составить план «книги».
4. Изготовить лэпбук.
Объект: лес- природное сообщество.
Продукт: лэпбук.

Практическая направленность: в дальнейшем данный материал будет использоваться на уроке окружающего мира при изучении темы «Природное сообщество лес». Мои одноклассники получат возможность закрепить данную тему, используя составленный мною лэпбук, узнать что- то новое для себя, так как я не ограничивался рамками учебника.

Характеристика лесного сообщества
1. Название природного сообщества – лес.
2. Какие организмы составляют сообщество. Главным элементом, образующим лесное природное сообщество являются деревья. Леса бывают разные, в зависимости от тех древесных пород, которые в них преобладают. Например, бывают сосновые, еловые, березовые леса, дубравы и т. д. Кроме деревьев в лесу обитает много других растений. Под пологом леса растут кустарники: черемуха, бересклет, жимолость, бузина и другие. Также в лесу есть травянистые растения, например, ландыш, медуница, копытень, а также различные виды мхов и лишайников.

В лесах обитают самые разнообразные звери: косули, лоси, кабаны, волки, лисы, зайцы, ласки, хорьки, мыши. Также лес дает прибежище многочисленным птицам. Это сойки, кукушки, ястребы, совы, синицы, дятлы, соловьи, дрозды, мухоловки и многие другие виды. В лесах живут многочисленные насекомые, например, жук-короед, жук-олень.
В лесной подстилке обитает огромное количество бактерий, а также черви, насекомые и их личинки.

3. Экологические связи в лесу. Все обитатели леса связаны между собой сложной сетью пищевых отношений. Растения с помощью фотосинтеза и минеральных веществ почвы производят пищу для растительноядных животных: лосей, косуль, кабанов, зайцев, мышей, соек, синиц и т. д. Растительноядных животных поедают хищники: лисы, волки, ласки, хищные птицы. Отмершие растения, погибшие животные и продукты их жизнедеятельности становятся пищей для разнообразных почвенных организмов, которые разлагают остатки на простые составляющие, которые вновь усваивают растения.

4. Значение природного сообщества для человека. Лес играет для человека огромное значение. Лес – источник древесины, грибов и ягод. Раньше люди добывали себе пропитание в лесу с помощью охоты. Сейчас охота уже потеряла свое прежнее значение и люди, которые по-настоящему любят природу, оставили это жестокое занятие.
Лес – прекрасный источник отдыха для души и тела. Любуясь красотой леса, вдыхая его целебный воздух, человек отдыхает и расслабляется.
Лес имеет водоохранную роль. В тех местах, где леса вырубаются, реки мелеют, а небольшие речки исчезают вовсе.

5. Влияние человека на сообщество. Человек, обычно, оказывает негативное влияние на лес. В течение тысячелетий люди бездумно вырубали леса. Сейчас на Земле осталось не более трети того лесного богатства, которое планета имела до освоения человеком. В результате вымирают многие виды растений и животных, нарушается экологическое равновесие. Кроме того, люди загрязняют леса различными отходами, охотятся на животных, рвут красивые лесные цветы. Из-за не затушенных костров возникают лесные пожары.
Конечно, производится и восстановление лесов, однако того что делается явно недостаточно.

6. Охрана сообщества. Для охраны лесов создаются заповедные территории. В заповедниках и национальных парках животные и растения леса находятся под охраной государства. Однако, в охране нуждаются не только заповедные, но и все леса нашей планеты. Каждый человек должен бережно относится к обитателям леса, не провоцировать пожары, не оставлять мусор, аккуратно и умеренно собирать грибы и ягоды, не охотиться, не разорять птичьих гнезд, не рубить деревья.

Что же такое лэпбук?
Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это развивающая книга с индивидуальным характером, так как другой такой же просто нет. Каждый лэпбук особенный, он изготавливается в единственном экземпляре. Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру.

Создание лэпбука содержит этапы: 
1. Выбор темы.
2. Разработка лэпбука (составление плана).
3. Выполнение (практическая часть).
4. Подведение итогов.

Изготовление лэпбука
1 ЭТАП
Тема для лэпбука: Лес- природное сообщество.
2 ЭТАП

План:
1. Определение природного сообщества. 
2. Какие бывают леса.
3. Этажи леса.
4. Строение дерева.
5. Жизненный цикл дерева.
6. Растения и животные леса.
7. Правила поведения в лесу.
8. Лес в искусстве.

Макет
Данный этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. Все это разместить на разных элементах:
• кармашки ( обычные, фигурные);
• конвертики ( обычные, фигурные);
• вращающиеся круги;
• книжки (простые, гармошка);
• блокнотик (разрезной простой или со страницами разной длины);
• лист, сложенный в несколько раз;
• полоса, сложенная в несколько раз ( в том числе гармошка) . 
Мы нарисовали макет на черновике: листе А4, сложенном в виде лэпбука. (см. Приложение 1)

3 ЭТАП
Подготовили картонную основу. Ее обклеили самоклейкой. Затем приступили к изготовлению элементов. Большинство материала нашли в Интернете, распечатали на цветном принтере, наклеили на твердую основу.
 ( см. Приложение 2) Так мы изготовили рубрики «Строение дерева», «Рисунок», «Этажи (ярусы) леса» и « Правила поведения в лесу». Стихотворения распечатали и создали книжку «Лес в стихах поэтов». Нашли картинки по видам лесов и изготовили книжку- гармошку. Труднее всего было сделать вращающийся диск. Некоторый материал нашли в учебнике Федотовой О. Н. и энциклопедии. 
Затем приклеили элементы на картонную основу. Готовый лэпбук украсили наклейками, подписали. (см. Приложение 3) 

Нам потребовались следующие материалы и инструменты:
• Картонная папка-основа. 
• Бумага ( для принтера, бархатная, цветная, самоклейка). 
• Ножницы.
• Клей-карандаш.
• Скотч.
• Простой карандаш.
• Шнурок. 
Лэпбук
4 ЭТАП
Презентацию лэпбука пока не проводили, так как тема не изучена. Планирую выступить с лэпбуком перед одноклассниками в конце февраля. Надеюсь, им понравится моя «книжка». Это мой третий лэпбук ( см. Приложение 4). Первые два получили положительные отзывы, были оценены на «отлично». Одноклассникам нравилось рассматривать материалы лэпбука. Они делали это по одному и даже группами.

Заключение
В ходе работы над проектом я самостоятельно изучил параграф учебника и статьи в хрестоматии «Природное сообщество лес». Работая над лэпбуком закрепил умение отбирать нужную информацию, работать на компьютере. Кроме того, такая работа развивает креативность и творческое мышление, способствует простому способу запоминания учебного материала. А сам продукт объединяет всех для увлекательного и полезного занятия. Лэпбук готов, а это значит, что я справился с поставленной целью.

Лэпбук в открытом виде
Источники:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2 – М.: Академкнига/Учебник, 2012
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник,2012
Использованы материалы сайтов:
https://ru.pinterest.com/source/homeschoolshare.com/
http://www.tavika.ru/2015/12/Red-book.html
http://www.maam.ru/obrazovanie/lepbuki
http://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/prochee/lepbuk-kak-vid-sovmiestnoi-dieiatiel-nosti-vzroslogho-i-dietiei
http://priroda36.ru/kraevedenie/razdel-shzivaya-priroda/804

Приложение 1.
Приложение 2.
 
Фигурный конверт 
Вращающиеся круги
Полоса, сложеная в нексколько раз 
Книжка- гармошка
Простой лист
Блокнот 
Книжка- малышка
Лист, сложенный пополам 
Полоса, сложенная гармошкой 
Конвертик фигурный
Приложение 3.
Приложение 4.



Категория: Начальная школа | Добавил: marisha999 | Теги: лес, лэпбук, Природное сообщество, творческий проект
Просмотров: 4125 | Загрузок: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]