Моя педагогичская философия
06 Октября 14, 13:06
Труфакина Ирина Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ №12" г. Сургут, ПМР

Эссе «Моя педагогическая философия»


Данная работа – это пример использования эссе как одной из форм анализа урока. Нестандартная форма описания этапов и целей урока, наглядный пример его проведения.
Структура эссе не только повторяет схему проведения урока по литературе, но и показывает переход из одного этапа в другой.
 Цель написания эссе молодым учителем - развитие самостоятельного творческого мышления и письменное изложение собственных мыслей.
Написание эссе полезно для молодого учителя, т.к. дает возможность автору формулировать мысли, проведя анализ происходящего.
Самое важное - писать откровенно, оставаясь честным перед самим собой.
Данная работа может быть полезной молодому учителю не только как пример, но и как форма написания эссе.



Здравствуй, Урок!
Сегодня снова у тебя в гостях малыши-второклашки. Чем ты их встретишь, чем порадуешь?

Встретил, как обычно, звонком. Зачем он звонит, что им подарит? Второклашки его будто не слышат — они читают. Читают любимую книгу. У каждого она своя, отличается от других, не только по объему, но и по жанру произведения, и по сложности изложения. Вот такие и мои ученики — разные. Тишину нарушает только шелест переворачиваемых страниц. Урок, я чувствую, ты горд за них!
Второй звонок. Ты думаешь, он моим увлеченным читателям помешал? Нет, шустрые пальцы отметили место остановки, а мудрые глаза ждут Её Величество Литературу. Ждут, затаив дыхание. Дети знают, Королева речи одна не придет — приведет с собой мысли, воображение, устное рисование, побудит работать так, чтобы раскрыть все свои знания, чувства. А они, мои второклашки, в своем маленьком сердце найдут столько уголков, что не каждый умудренный жизнью осмелится отыскать. В каждом уголке— ощущение, мысль, может быть, потаенная, никому не высказанная, кроме тебя, Урок!
Я стараюсь не мешать — в гостях у ребят — викторина. Как непросто выслушать, когда уже нет сил терпеть, так хочется быть первым в своем ответе, да еще и не огорчиться, если поспешил. Заданий ведь всего несколько, а моих мудрецов — двадцать шесть. Вот и спешат сказать, чуть ли не хором: «Кот в сапогах», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Ты заметил, как заискрились глаза? Значит им не скучно, а интересно. Ну как тут не спросить: «Что общего во всех произведениях? Какую сказку можно выделить? Какие отличительные черты сказки можете назвать?»

Снова подкидываю задание-вопрос. Даже не задумались — отвечают: «Владимир Даль «Старик-годовик». Интересно, что необычного в этой сказке? И опять мои знатоки на высоте: «Сказка-загадка».
Ты видишь, Урок, они довольны собой. На самом деле все только начинается.

Загадку для моих творцов я сочинила сама (они побуждают и меня учиться творить).
Девочка растаяла.
Полетела облачком.
Дед с бабушкой печалятся -
Потеряли дочечку.
Никто не сомневался, что они отгадают, но Аня так грамотно отметила все признаки загадки, что спорить с ней никому не захотелось.
– Мы знаем эту сказку!
– Нам в садике читали!

Пришлось сказать, что, действительно, сказка знакома с детства, но написана необычно. Вижу, заинтересовались, притихли. Читаю сказку вместе с лучшими чтецами. Дано им это умение от природы.

Вот и последние строки...
Тишина. Она меня не пугает, наоборот, значит душа не осталась равнодушной. Один тихий голос: «Грустно» ..., другой: «Жаль Ивана да Марью» ... У Камиллы заблестели глаза, опустила голову — переживает.
Тут моих читателей как прорвало, заговорили о Снегурочке, об Иване, Марье, о красавице-Весне (вспомнили олицетворение), заспорили о значении слов «венки», «хороводы» и удивились незнакомому объяснению значения слова в словаре. Снова они первооткрыватели, и это радует.

Но что было самым необычным, оказывается, я сама не знала, что цветок — иван-да-марья - это любимая нами, поражающая своей нежностью, фиалка трехцветная. Ну как им не рассказать, что фиалка — добрый и мудрый лекарь — лечит не что иное, как душу. И мои ученики гладили свою грудь, вспоминая, что и им мама готовила отвары.
- «Так вот почему лекарственная трава всегда помогает — она очень добрая, теплая и ласковая, как Иван да Марья».

Урок, они порадовали тебя? Ты прослезился от умиления, когда мои тонкие чувственные натуры после звонка подошли и гладили засушенную фиалку? Я думаю, они никогда не забудут те ощущения, которые вдруг появились у них в душе.

Ты думаешь, все закончилось? Нет, мои сочинители написали продолжение сказки. Ты не услышал? Ты слишком мал! Как хорошо, Урок, что со звуками мелодии звонка творчество не заканчивается.

Категория: Учителю на заметку | Добавил: iut68 | Теги: педагогическая философия, литература, иван-да-марья, сказка-загадка, Эссе, молодой учитель
Просмотров: 2359 | Загрузок: 121 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]