Общие рекомендации по проведению занятий в бассейне с детьми, имеющими расстройства аутического спектра (РАС)
В наше время в мире наблюдается увеличение количества инвалидизации среди детского населения. В нашем обществе это рассматривается как острая проблема. Поэтому тема реабилитации таких детей стала актуальной. С давних времен доказано оздоровительное воздействие на организм человека физических упражнений, выполняемых в воде, поэтому в современной медицине занятия в бассейне рассматриваются как одно из альтернативных лечебных средств.
В детских дошкольных учреждениях, имеющих функционирующие плавательные бассейны, стали уделять особое внимание проблеме реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, что ведет к улучшению качества их жизни. Для организации этой работы определена специфика и правила проведения оздоровительного плавания с детьми, имеющими РАС. Известно, что преодолевая боязнь воды, свойственную человеку от природы, ребенок преодолевает психологические проблемы, побеждая все свои тревоги и стрессы, повышая свою самооценку. В тоже время, выполняя упражнения в воде, у него укрепляются все системы организма, укрепляются мышцы, что ведет к правильному формированию осанки. Занятия рекомендуется проводить в теплой воде 30-36 грудусов, это хорошо расслабляет мышцы, снимает скованность мышц. А плотность воды создает ощущение невесомости и позволяет увеличивать активность движений при ходьбе, прыжках в отличие от обычных условий. Работая с детьми-аутистами нужно учитывать их некоммуникабельность. Они почти не улыбаются, избегают как зрительного, так и физического контакта, не откликаются на свое имя, не реагируют на стимулы к действию, очень часто боятся воды, не впускают в свой внутренний мир. У них нет чувства самосохранения. К окружающим могут быть либо безучастными, либо проявлять агрессию. Установление эмоционального, зрительного и физического контакта с ребенком займет длительное время. От тренера потребуется применение особого подхода, правильно разработанной стратегии общения и обучения, в основе которой лежат: терпение, многократность повторения, последовательность выполнения действий, четкие структурированные фразы/инструкции. При объяснении заданий рекомендуется применять наглядные средства. Перед началом занятий, чтобы привести ребенка к мысли начать обучаться плаванию, подготовить к новой ситуации и предупредить нежелательное поведение нужно использовать социальную историю, рассказывающую ребенку об этапах обучения в бассейне, правилах поведения в бассейне, что происходит во время занятий, сколько времени длится занятие. Например, начало истории может быть таким: «Меня зовут …... Каждую пятницу я хожу в бассейн учиться плавать. Моя мама возит меня в бассейн на своей машине. Я иду в раздевалку, где я переодеваюсь в плавки и резиновую шапочку. В бассейне я встречаюсь со своим тренером. Я стою возле бассейна и жду, когда тренер скажет, что я могу войти в воду. В воде тренер будет меня учить новым упражнениям. Я буду выполнять все упражнения. Когда все упражнения я выполню я выйду из воды». До начала занятий эту историю ребенок вместе с мамой должен слушать каждый день дома. Если у него возникнут вопросы по поводу предстоящего процесса, мама ответит на них. Некоторые ответы можно добавить в историю. Историю необходимо снабдить фотографиями помещений бассейна. Посмотрите видео с плавающими людьми. Посетите бассейн, дайте ребенку понаблюдать за занятиями, поясняя, что делают другие дети и какие указания дает тренер. Расскажите о правилах поведения в бассейне. На первом занятии в воде, прежде чем учить ребёнка плаванию, для создания комфортной антистрессовой среды поиграйте с ним в воде, покажите, что бассейн безопасен. Подбирая упражнения для обучения, учитывайте доступность, возможность успешного выполнения их ребенком, поощряйте и хвалите его как за успехи, так и за предпринятые попытки выполнения упражнений, чтобы он мог почувствовать свою успешность. Дети, имеющие расстройство аутического спектра, с трудом переходит от одного вида деятельности к другому. Им трудно сосредотачиваться, ориентироваться в происходящих событиях. Поэтому занятия необходимо выстраивать в четкой структурированной форме, где каждое упражнение на каждом занятии должно иметь свое определенное место, и меняться только после предварительного оповещения. Последовательность выполнения упражнений дается ребенку наглядно. Следует отметить такой полезный и необходимый инструмент как визуальное расписание, где каждое упражнение будет обозначаться на планшете отдельной карточкой, которая крепится на липучке. Очередность выполнения упражнений располагается сверху вниз. После выполнения упражнения, ребенок сам убирает карточку с панели в специальный контейнер с надписью «выполнено». Во время занятия нужно соблюдать общие требования мер безопасности при подготовке и проведении водных занятий, следить за безопасностью ребенка, при необходимости оказать поддержку, избегая возможности испуга. Не перегружать ребенка заданиями, давать возможность отдохнуть, включая в визуальное расписание релаксационные паузы. Исходя их вышесказанного, можно заключить, что программа физических и плавательных упражнений, учитывающая особенности развития детей имеющих РАС, способна улучшить показатели их физического самочувствия и оказать положительный эффект на самооценку, психологическое состояние, адаптацию к социальной жизни в целом. Источник: 44Gala@mail.ru | |
| |
Просмотров: 114 | | |
Всего комментариев: 0 | |