Маленькому ребенку – большие права
Комкова Наталья Викторовна , воспитатель.
Адрова Татьяна Николаевна, воспитатель. Казахстан, г.Костанай ГККП «Ясли-сад № 14 акимата города Костаная отдела образования акимата города Костаная» Товарищи взрослые и дети!
Таким образом, максимальная защита интересов ребенка, обеспечение его законных прав является одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Казахстан.
За своё будущее мы все в ответе! Права и обязанности свои знайте, Хорошими людьми вырастайте! Одной из глобальных проблем современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество, является обеспечение прав ребенка. И это не случайно. Ведь подрастающее поколение – это гарантия жизнедеятельности общества и будущего его развития. Защита прав ребенка представляет систему согласованных действий государства, общественности и международных неправительственных организаций, направленных на обеспечение прав ребенка с целью формирования гармонически развитой личности, содействие их закреплению в законодательстве. Значительным событием в области защиты прав детей стало принятие Конвенции о правах ребенка. Здесь ребенок впервые рассматривался не только как объект, требующий социальной защиты, но и как субъект, которому предоставлен весь спектр прав человека. Казахстан наряду со 190 странами мира, учитывая приоритет общепризнанных принципов международного права, 8 июня 1994 г. ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, тем самым принял на себя международные обязательства по приведению своего законодательства в соответствии с Конвенцией. В Республике Казахстан права ребенка закреплены и на конституционном уровне. Так, статья 27 Конституции Республики Казахстан провозглашает, что «Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства». А принятый в 2002 году Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан» «регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных прав и законных интересов ребенка, гарантированных Конституцией Республики Казахстан, исходя из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности, формирования национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации». На сегодняшний день в Казахстане принято свыше 45 нормативных правовых актов, которые регулируют права и гарантии детей и подростков. К основным можно отнести Законы Республики Казахстан «О браке и семье», «Об образовании», указы Президента Республики Казахстан «О государственной программе «Образование», распоряжение Президента «О концепции государственной молодежной политики РК». В настоящее время возрастает актуальность правового просвещения. Среди функций, которое выполняет дошкольное учреждение, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам.
Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразной деятельности детей: игровой, художественной, продуктивной, трудовой. Через поисково-экспериментальную, продуктивную и проблемную деятельность дошкольники осваивают нравственные нормы, у детей происходит формирование правовой компетентности. Мы исходили из того, что применительно к детям дошкольного возраста следует говорить не о чисто правовом, а о нравственно-правовом воспитании, т.к. базой его являются усвоенные дошкольниками нравственные нормы поведения, которые позволят познакомить с правами и расширить знания детей о нравственно-правовых нормах. Поэтому всю работу по формированию социальных взаимоотношений через реализацию прав ребенка мы выстроили в 2 этапа. Все этапы взаимосвязаны и дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. 1 этап – знакомство дошкольника с его правами и обязанностями. На этом этапе проводили беседы «Что такое хорошо и что такое плохо», «Моя семья», «Друг всегда поможет», «Если вдруг тебя обидели». Учитывая возрастные особенности детей, мы тщательно отобрали литературные произведения, сюжет которых отражает определенные социальные явления (сказка «Три поросенка» - право на жилье, «Красная Шапочка» - право на жизнь, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т.д.). Здесь необходимо заметить, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. В совместной деятельности «Жил-был я» дети узнали, что каждый человек имеет право на имя, отчество и фамилию. В этой работе приняли участие и родители, которые вместе с ребенком заполнили анкету, ответив на вопросы «Мое имя. Почему меня так назвали?», «Кто назывался в семье таким именем?», «Кто носил из великих людей это имя?». Это позволило ребенку осознать важность права на имя, почувствовать значимость, неповторимость, уникальность каждого человека. Содержание форм организации и видов детской деятельности отражало содержание некоторых статей Конвенции. Таким образом, через совместную деятельность мы познакомили детей с важным международным документом – «Конвенцией прав ребенка». 2 этап – активизация деятельности детей, их готовность отстаивать и защищать свои права и права других детей, применение на практике как знание самих прав и свобод, так и умения их реализовать. Экскурсии и целевые прогулки, развивающие и творческие игры, общение с детьми других групп, трудовая деятельность, создание в группе предметно-пространственной среды способствовали накоплению дошкольниками правовых знаний. Несмотря на всю сложность темы, при обучении дошкольников мы использовали разнообразные методы и приемы, направленные на формирование навыков успешного социального взаимодействия и умения сопереживать, быть терпимым к чужим ошибкам, искать пути выхода из проблемной ситуации: - решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я поймал золотую рыбку…, если бы я вдруг превратился в …; - игры- истории, основной задачей которых помочь героям не поссориться; - упражнение «новая концовка старой сказки», где дети отвечали на вопросы: как подружить лису и журавля? Что сделать, чтобы лиса не съела колобка и он вернулся домой? Как помочь трем медведям навести порядок в доме, где так плохо вела себя Машенька? - дидактические игры «Чьи права нарушены?», «Назови права героев», «Как исправить Бармалея?», «Найди ошибку и исправь», «Подбери пословицы к картинкам» и т.д. В результате проведенной работы мы помогли детям понять, что для хорошей, интересной жизни в группе нужно, чтобы все они знали и соблюдали правила поведения, с уважением относились друг к другу. Поэтому совместно с детьми была создана «Декларация группы», в которой отражен «свод правил», необходимый для выполнения всеми детьми. Важно подчеркнуть, что одновременно с правом у ребенка возникла потребность в обязанностях: если ты хочешь, чтобы соблюдались права в отношении тебя, ты должен так же соблюдать их по отношению к другим детям. Живя в условиях своего «свода правил», дети свыкаются с тем, что в каждом обществе существуют правила, которыми регулируются взаимоотношения. У них формируются сдерживающие центры, приучающие их думать о других и соблюдать по отношению к другим определенные, принятые сознательно правила. Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.). Взаимодействие с семьей имеет большое значение для ребенка-дошкольника. Семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития. Поэтому мы не обошли своим вниманием и работу с родителями, т.к. помимо педагогов и детей родители также являются участниками воспитательного процесса. Для родителей создали стенд с информацией о правах и обязанностях детей, консультации о нравственно-правовых нормах, выставку произведений художественной литературы. Проводились родительские собрания с приглашением специалистов, экскурсии, анкетирование, тренинги. Родители принимали активное участие в праздниках, развлечениях, досугах, продуктивной и трудовой деятельности. Если кого-то из Вас настигнет беда, вы должны знать, что Вас защищает Конвенция о правах ребёнка. Основной смысл этого документа можно выразить так: « Как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему». Но знайте: ваши права действуют тогда, если вы сами не нарушаете права других людей. Каждый человек имеет права, но и имеет обязанности. Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Но одно несомненно: благополучие маленьких граждан независимого Казахстана возможно только в цивилизованном правовом государстве. А мы, педагоги, не должны оставаться равнодушными к будущему нашей страны, которое воспитывается сегодня. Литература: 1.Конвенция о правах ребенка 2.Конституция 3. Закон РК «О правах ребенка в Республике Казахстан». Алматы, ЮРИСТ, 2003 4. Защита прав и достоинства маленького ребенка (пособие для работников ДОУ).- М.: «Просвещение», 2006. 5. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М.: 1997. • А.Ф.Никитин " Права ребенка" Москва, Дрофа, 2000 год. • Антонов В.А. Изучаем права человека. - " Вита - пресс ", 1997. - 40 с. • Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом - М.: АСТ,1996 • Большой урок для маленького " Гражданина " • В.Г.Бейлинсон " Азбука прав человека " Москва 1994 год. • Декларация прав человека • Е. Шабельник. Е .Каширцева " Права на всякий случай " Вита- Пресс 1995 год. • Е.С. Шабельник, Е.Г.Каширцева "Азбука прав человека " Москва 1994 год • Журнал " Ребенок в детском саду " N 4 , 2002 год. • Журнал " Управление ДОУ " N 6 за 2003 год. • Журнал "Дошкольное воспитание" N3/2000 с.62 • Журнал "Дошкольное воспитание" N8/2001 с.6 • Журнал "Защити меня" N4/2000 с.2 • Журналы " Дошкольное воспитание ", " Защити меня'' N1 - 2003 г . " Начальная школа: плюс - минус ", " Ребенок в детском саду ", " Педсовет ", - N 9 - 1996., N 4 - 1997., N 1 - 1998., N 9 - 1998 • Зайцев Г.Р. Уроки Айболита. - С - Петербург: " Акцидент ", 1998. • Зайцев Г.Р. Уроки Мойдодыра. - С - Петербург. " Акцидент ", 1998. • Конвенция о правах ребенка • Лебедев О.Е., Майоров А.Н., Золотухина В.И. О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. Доклад. СПБ.: Издательство "Образование - Культура" 1999 - 2000. • материалы С.В. Федотовой "Педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека". Автореферат кандидатской диссертации. М., 2000. • Рыбинская Е "Права ребенка" Основные международные документы - М.: "Дом",1992 • Семейный кодекс • Справочно-методическое пособие по граждановедению для учителей начальных классов, Хабаровск, 2000 год • Т.Н.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева, О.Л.Князева, Б.В.Соловьева ЗАЩИТА ПРАВ И ДОСТОИНСТВА МАЛЕНЬКОГО РЕБЕНКА: КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ДЕТСКОГО САДА. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2000. • Усачев А "Приключения маленького человечка" М.: "Самовар" 2000 • Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. М: " Ангстрем", 1993. - 84 с. • Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности". М: " АСТ-пресс", 1996.-137 с. • Шабельник Е.С. Права ребенка. - М: " Вита - пресс", 1997. • Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! - М: " Вита-пресс", 1997.-30 с. | |
| |
Просмотров: 1092 | | |
Всего комментариев: 0 | |