Новые подходы в работе преподавателя или как коуч- техники может улучшить педагогическое мастерство
Дорогие педагоги! Эта статья посвящается вам. В ней, надеюсь, вы найдете эпизоды из вашей профессиональной жизни, ответы на вопросы, которые задаете себе. Надеемся, что эта статья поддержит вас, придаст уверенность в том, что вы уникальны и именно ваша профессия одна из наиболее востребованных сегодня. Сегодняшнюю ситуацию в системе образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу, все чаще слышим, что тот подход к делу и к себе, которые существует, не эффективны и не ведет к желаемым изменениям, не создает инновационных прорывов. Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоит не столько в передаче знаний, умений и навыков, а в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже. Конечно, педагоги знают огромное количество методов, с помощью которых можно передать знания школьникам или студентам. Но есть еще один немаловажный момент. Мотивированной личностью, способной к саморазвитию, человека с уверенной гражданской позицией становятся в позитивной, успешной среде, в процессе наблюдения за успехами и победами авторитетов, при возможности наставничества и в условиях непрерывной поддержки. А этого в наших образовательных учреждениях пока крайне мало. От тех, кто проработал многие годы и вложил душу в своих учеников, каждый день, переживая, порою больше, чем родители, неудачи и достижения их, странно слышать, что педагогические методы уже не актуальны, что нужно еще чему – то научиться. У педагогов со стажем появляется странное ощущение, что их опыта не достаточно для того, чтобы сегодня быть успешным преподавателем. На совещаниях все чаще можно услышать: «…Сегодня надо быть гибче, надо работать творчески». Но при этом отсутствуют рекомендации, позволяющие педагогу понять КАК учить своих подопечных по–новому, чтобы получить новый результат. Не стоит говорить о том, что система, в которой оказался педагог еще более бюрократична сейчас, чем еще 3 -5 лет назад, что приходится писать больше отчетов, заполнять листы самооценки и, порою, времени на саморазвитие педагога и на индивидуальную работу с детьми не остается. Разговор о другом. Разговор о том, как в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентноспособным (как говорят сейчас на новом бизнес ориентированном языке в образовании) педагогом, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко. Широко известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, если мы не можем изменить систему, попробуем использовать собственный потенциал, для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект). Человек так устроен, что одним из его потенциальных ресурсов является способность к обучению. Страшно слышать, когда учитель говорит своему ученику: «Ты не обучаем!» Для некоторых детей это звучит, как приговор, который наложит печать на всю жизнь. Приведем пример. Преподаватель после нескольких попыток объяснить новую тему студенту, говорит ему о том, что у того нет способностей к точным наукам и лучше было бы, если он забрал документы и пошел в другое учебное заведение. С помощью тьютора позже данная ситуация была разрешена и студент проявил свои способности для изучения предмета. Секрет состоял только в том, что тьютор проявил терпение и провел недлительную работу, изучая причины и проблемы отсутствия интереса к предмету и нежелания услышать преподавателя. Такие ситуации в наших школах и колледжах нередки и для тех, кто стремится найти выход из них предлагаем рекомендацию №1: ищите подход, ищите «кнопку» у ученика/студента (вспомним детский кинофильм «Приключение электроника»). Любой человек способен к обучению! Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат. Речь идет о коучинге. Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научении его учиться и жить осознанно. Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым клиента. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его клиент в надежде получить результат уже в скором «завтра». Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с клиентом – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодеатели? Век высоких технологий, скорости, гибкости диктует нам выбор методов обучения. Наша статья поможет разобраться в основах кочинга и даст ответ как и где можно применить педагогу коуч – технологии. В этой статье мы будем часто обращаться к книге известного коуча и бизнес–консультанта Майлз Дауни «Эффективный коучинг». Она полезна педагогам не только как пособие для первого знакомства с коуч – технологиями, но и может стать прекрасной копилкой мудростей и притч, которые можно будет использовать в работе. В книге М. Дауни простым языком описывается способность человека к обучению. М. Дауни пишет о помехах, препятствиях, которые сдерживают поток сознания, мешают творить и быть свободным. Помехи М. Дауни называет вмешательством. Попробуем проанализировать любую жизненную ситуацию, когда запланированное вами не было совершено, хотя и было очень важным. Почему вы это не делали? Что мешало?* ________________________________________________ *- вопрос «почему» не всегда эффективен, если работать на результат «развитие, изменение». Он заводит в тупик, формирует страх, схож с наказанием. В этом предложении он употреблен только с целью зафиксировать ваше внимание, задуматься, в ожидании реакции «Стоп сознание. Бойся, а теперь думай!» Страхи иногда работают позитивно, они мобилизуют! Теперь представьте себе, что нет этого вмешательства и у вас есть еще одна попытка сделать то, что вы хотели. Попробуете? Ваш ответ скорее «да». Если это истинное желание, то да, вы это сделаете. Именно тогда, когда вы свободны от внешних оценок, от стороннего мнения, от страха «не быть успешным, не профессиональным», получаются самые лучшие проекты, происходят самые любимые моменты в жизни – это то, что вы делали по велению сердца, а не разума, без напряжения, не задумываясь над последствиями и над мнениями. Именно это состояние, состояние потока сознания, является основным обстоятельством, которое может развить профессионализм педагога и способность достигать видимых результатов в работе над собой и с учениками. Когда творишь по –настоящему – это получается красиво и убедительно. Это укрепляет ваш имидж педагога и придаст обучающимя уверенность в себе и своих возможностях. Вторая рекомендация: позвольте себе «быть», позвольте себе делать то, что хочет сердце, а не разум и верьте в себя. Суть профессии педагога очень проста. Дословно «детоводитель». А если так, то надо представить себе куда мы хотим в итоге привести детей. Что на пути к цели обсуждаете, как работать с трудностями, как поощрять? Говоря о работе педагога, мы придаем важное значение и процессу и результату. Итак, сначала о результате. Не наметив конечной точки движения, мы не сможем выстроить процесс. Результат – это цель, маяк, который мы видим, на который ориентируемся. Ежедневно мы проверяем себя и процесс на соответствие – туда ли идем? Нужно ли что–то скорректировать? Чтобы достичь результата в точности с намеченными сроками и в соответствии с запланированным описанием, необходимо помнить следующую формулу: П-В=Р , где П – потенциал; В – вмешательство; Р- результат Что такое потенциал можно посмотреть в словарях значение этого слова, но точный ответ есть и у Майлза Дауни. Согласно его понимания, потенциал - это совокупность следующих важных составляющих: энергия, ум, воображение. Энергия – это то, что рождается в человеке, когда он думает или делает что–то, что лежит прямо в его сфере ценностей, энергия позволяет творить и развивать себя. Интуиция и креативность – две сильных основы для рождения энергии. Если мы прислушаемся к себе, будем внимательны и наблюдательны, то большая часть наших планов станет реальностью. Как только мы разрешаем себе чувствовать и свободно дышать, даем волю интуиции, внутри рождается энергия. А далее (по М.Дауни), убрав «В» (вмешательство, т.е., напряжение, страх, сомнения), мы неизбежно приближаем результат. Всё вышесказанное позволяет нам получить следующую формулу 2: П= Э+У+В, где П –потенциал, Э - энергия, У – ум, В – воображение и формулу 3 Э (энергия) = интуиция + креативность Поясним, для того, чтобы усилить желание идти и вести ребенка не куда – то, а прямо к цели, чтобы педагогическая работа не была испытанием, а приносила удовлетворение, нужно просто сделать паузу, дать зародиться энергии и почувствовать свои желания, прислушаться к себе. Результат по М. Дауни – это то, что приносит удовлетворение, радость, уверенность. Результат нужен для того, чтобы мы могли расти и развиваться. Для того, чтобы педагог смог сказать себе «мой результат – мой опыт - моя победа, я смог! Мне есть чем гордиться! Мне есть куда идти!» Отсюда рекомендация третья: Позвольте себе делать паузы. Дайте право на остановку! на вдох! Современная жизнь задает новый темп, ставит новые задачи. К нам предъявляют новые требования, ожидания родителей становятся более жесткими. «Если я не успеваю, не нравится, как я работаю, значит, я не достоин быть сегодня учителем»,- знакома такая мысль? Стоит, сделать паузу, вздохнуть, дать себе еще один шанс. Попробуем сделать упражнение. Сформулируйте три сильных качества, которые присущи вам и выделяют только вас. Это должны быть качества, без которых вы не вы, которые вы можете так представить или проявить, и ученики бы стремились копировать это в вас и ловить момент, когда же вы, именно вы, к ним придете и продемонстрируете «высший пилотаж». Этими качествами могут быть и умение шутить, умение возражать, умение объяснить новый материал так, как никто другой, умение поддержать, наказать или вселить уверенность. Надеемся, у вас получилось найти в себе самое лучшее и вновь обрести веру в себя. Рекомендация четвертая. Узнайте себя лучше и вы поймете, у меня есть все, чтобы сказать себе «Я лучший учитель!». И последнее. Вы когда–нибудь себя спрашивали о том, что помогало мне добиться хорошего результата? как я могу использовать мой ресурс в других ситуациях? что я еще могу сделать, чтобы улучшить свой результат? Кто или что мне может помочь в этом? Это, так называемые «сильные вопросы», формируют осознанность, обладают сильной энергетикой. Надо помнить, что именно осознанность помогает нам увидеть путь роста. Осознанность помогает жить в полную силу, тратя минимум энергии на очень важные вещи и получать достойный результат. Рекомендация пятая, последняя: делайте паузу для того, чтобы осознать, что с вами происходит и для того, чтобы перераспределить вовремя энергию на создание лучших результатов вашей жизни. Итак, в завершении, хотелось бы акцентировать ваше внимание на том, что каждый человек уникален и обучаем. Каждый педагог имеет право им оставаться. Но помнить, что единственный путь к хорошему результату возможен только через работу над собой, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал! Найдите на это время! Это вклад в ваше будущее и будущее ваших учеников! Источник: http://vashabnp.info/ | |
| |
Просмотров: 6018 | | |
Всего комментариев: 0 | |