Проблемные дети нередко оказываются детьми одарёнными
Одарённость у детей проявляется достаточно рано, иногда даже с самого раннего младенчества, но чаще в младшем и среднем дошкольном возрасте. Обычно редко случается, чтобы одарённость была у человека узкоспецифической. Мы знаем множество случаев, когда великие математики, химики были в то же время поэтами, композиторами, художниками, при этом тоже незаурядными.
Одарённый ребёнок, чаще всего, имеет врождённые способности к очень широкому спектру занятий и к самым различным видам деятельности. Но главное, что его изначально отличает от обычных детей – это скорость восприятия и усвоения нового материала. В дошкольном детстве этот фактор охватывает практически все сферы развития, т.е. чем бы малыш ни занимался, всё вызывает у него живой интерес, массу дополнительных вопросов и прилив творческой энергии. Ребёнок активно связывает новую информацию с уже ему известной, преобразует её, иногда самым фантастическим образом, и опять приступает к нам с расспросами. Уже на этом этапе его поджидают первые «обламывания крыльев». Уставшие после трудового дня родители (я даже не буду брать возможные крайности), как правило, отвечают лишь на незначительное количество этих самых вопросов и потом отправляют чадо играть самостоятельно, или вообще смотреть телевизор. О вреде телевидения написано очень много, не будем здесь затрагивать эту тему, скажем только, что если и есть универсальный способ убить одарённость в человеке раз и навсегда, то это ненормированный многочасовой просмотр телепередач и такое же отношение к компьютерным развлекательным играм. Далее. Такой ребёнок приходит в школу и начинает учиться в том же темпе, в каком воспринимал всю информацию в дошкольном детстве. Иногда одаренные дети изначально намного лучше подготовлены к учёбе в 1 классе, но даже если это и не так, то усваивают материал они опять-таки намного быстрее, чем обычные. Но к чему это приводит? Новые знания ярко восприняты, переработаны, поняты, а учитель повторяет их ещё раз, и ещё раз, а иногда и ещё пять раз. Что делать в этой ситуации маленькому человеку, которому интересно познавать мир, и этот интерес очень активен в силу именно его одарённости? Он начинает его познавать самостоятельно: раскручивать ручку, изучать парту или смотреть в окно, если там происходит что-то необычное (например, красивое облако плывёт). В результате момент перехода в работе учителя к дальнейшему объяснению нового материала бывает пропущен, что в свою очередь вызывает нарекания, замечания со стороны педагога, а иногда и раздражение, гнев, «навешивание ярлыков». Такое поведение ребёнка бывает похоже на гиперактивность, но на самом деле очень существенно от неё отличается. Если взрослый захочет и сумеет продолжительное время работать с одарённым ребёнком в присущем ему темпе, то увидит, что тот никак не склонен отвлекаться и за час-полтора может вымотать вас совершенно, потому что не даст отвлекаться вам. Как только вы задумаетесь, или на пару секунд заглянете в конспект, тут же можете получить от трёх до десяти вопросов, при чём по теме. Мы, взрослые, ведь тоже, в основном, обычные, а не одарённые люди, нам привычен обычный темп работы, а одарённый ребёнок требует от нас работы на максимуме наших возможностей. Вроде бы материал, который мы сообщаем ученику, нам давно известен, но попробуйте выдавать его практически без передышки! Довольно быстро вы почувствуете, что больше так не можете, а ребёнок, поняв, что пока от вас ничего особенно нового выудить не получится, отправится на дальнейшие исследования, безо всяких признаков усталости. Исходя изо всей этой информации, получаем основную рекомендацию: одарённого ребёнка надо как можно раньше научить работать самостоятельно! С книгами, учебниками, тетрадями, различными заданиями и т.п. Это вполне ему по силам и намного раньше, чем обычным детям. Нужно только не полениться на первых этапах. С того самого момента, как сформировался более-менее устойчивый навык чтения, наступает для такой учёбы самый благоприятный период: пусть такой ученик почти всё делает сам! Читает, отвечает на вопросы, думает, делает выводы, формулирует точные и подробные ответы. Когда готов – отвечает. Но уж контроль этой работе необходимо обеспечить на самом высоком уровне. Внимательно всё выслушать, обязательно похвалить, обратить внимание на недочёты, сделать ценные указания, подбодрить и дать следующую работу. И можете дальше заниматься своими делами и как родитель, и как учитель. Работать постоянно в режиме одарённого ребёнка для нормального человека невозможно! Это надо понимать и из этой данности исходить. Если ребёнок одарён в какой-то одной области (таких детей ещё называют дети-саванты), что чаще всего начинает выявляться достаточно чётко во время обучения в школе, значит надо его обучать самостоятельному изучению материалов в этой конкретной области. Учитель даёт базовые знания и необходимые источники, помогает в случае возникновения серьёзных затруднений. Необходимо стремиться развивать у таких детей и те психические стороны, которые для них являются проблемными (как правило, это вербальные умения), но не всегда это возможно на достаточном для окончания школы уровне. Обычно в таких случаях учителя просто закрывают глаза на, например, неимоверное количество ошибок в диктантах, «натягивают троечки», лишь бы дать ребёнку возможность реализовать одарённость в его основном направлении. Современные условия обучения являются для таких детей наиболее проблематичными, т.к. требуют от него довольно значительных успехов в тех областях, в которых он иногда просто не может быть успешным. Утешает, если можно так говорить, только то, что дети-саванты встречаются очень редко. В основном, у одарённых детей все стороны психики развиваются довольно гармонично. Одарённого ребёнка как можно раньше нужно приучать незначительные трудности преодолевать самому. У таких детей обычно бывает врождённая склонность к усидчивости и настойчивости. Только при изначально неправильном отношении взрослых эти качества видоизменяются в свой негативный вариант: упрямство. Если основная потребность одарённых детей – получать и усваивать новые знания – часто и в течение долгого времени остаётся неудовлетворённой, то у них развиваются такие отрицательные черты характера, как ранимость, обидчивость, избегание малейших трудностей. Последнее качество выражается в категорическом отказе от деятельности, в которой ребёнок потерпел всего одну-две неудачи. Эти черты характера, как правило, сочетаются с низкой самооценкой, неверием в свои возможности и способности. Преодолеть такие убеждения становится невероятно тяжело. Но действовать нужно в том же направлении, как было описано выше, и таким же способом: учить работать самостоятельно. Только больше хвалить и поощрять, выражать свою безусловную уверенность, что он всё сможет, всё преодолеет – рано или поздно. И обязательно продумывать работу так, чтобы постоянно создавались ситуации успеха, хоть незначительного, но реального. Существует значительное количество методик, по которым можно работать с одарёнными детьми: эвристическое обучение, метод формирования волевых привычек, методики креативности, независимое обучение, метод развивающего дискомфорта, уплотнение учебной программы и др. Классическим примером положительного развития одарённого ребёнка считается случай многолетнего целенаправленного обучения, описанный германским пастором и педагогом Карлом Витте. Он воспитывал своего сына с самого раннего детства по уникальной индивидуальной системе, благодаря чему он уже к шести годам поражал своими способностями учителей гимназии. В девять лет мальчик поступил в Лейпцигский университет, который закончил через год. В 13 лет он стал доктором философии в университете города Гисена, ещё через год - доктором юриспруденции в Гейдельберге, в 18 лет - профессором Гейдельбергского университета. И.Г. Песталоцци попросил Карла Витте описать в книге свою методику семейного обучения. Его педагогическими находками воспользовались уже многие родители и учителя при воспитании одарённых детей. При правильно организованной работе одарённые дети могут выйти даже из крайне негативной учебной ситуации в довольно быстрые сроки, догнать и перегнать своих благополучных ровесников, учившихся на хорошие оценки с самого начала обучения в школе. | |
| |
Просмотров: 3878 | | |
Всего комментариев: 0 | |