Первый класс. Первые трудности. Первые страхи…
Попытаемся проанализировать самые распространенные представления родителей по поводу достижения хорошей успеваемости ребенка и соблюдения школьных правил. 1. Если у ребенка в детском саду на занятиях получалось все хорошо и воспитатель его хвалила, это может служить гарантией, что и в школе все будет хорошо получаться и учитель будет хвалить. Может быть, так и будет. Однако надо понимать, что с переходом из детского сада в школу меняется педагог, следовательно, меняются требования к детям. И главное, характер отношений между взрослым и ребенком: на первое место выходит учеба, где важно проявить свои умственные способности, а не личностные качества. Именно этими изменениями и обусловлена проблема адаптации ребенка к школе. Поэтому понять, насколько комфортно ему будет в школе по сравнению с детским садом, считать ли учебные успехи случайными или закономерными, можно будет как минимум через полгода. 2. Если пообещать вознаграждение за успехи в учебе, то ребенок будет более старательным и ответственным. Действительно, такой метод поощрения может оказаться эффективным. Однако у него есть и оборотная сторона. Во-первых, если дали обещание, что за хорошие отметки ребенок получит торт, мороженое, поход в кафе, велосипед, компьютер, сотовый телефон или автомобиль, то необходимо его выполнить (договор дороже денег). Ведь ребенок выполнил свое обещание (написал контрольную работу на «отлично», закончил четверть без троек, не получил ни одного замечания, выполнял свои домашние обязанности), преодолевая препятствия, поэтому он и от родителей ждет обещанного. И ему не важно, есть у вас сейчас время и финансы или нет, об этом надо было думать, давая слово. Во-вторых, маленькие дети иногда очень ловко манипулируют взрослыми. Не получится ли так, что после двух-трех таких договоренностей ребенок сам начнет ставить условия? «Папа, а если я закончу учебный год без троек, то что мне за это будет?» В погоне за предстоящим вознаграждением ребенку не важно, за что и как он получил пятерку, ему важно любыми путями эту пятерку получить. 3. Если учитель не делает никаких замечаний, это значит, что все хорошо. Учитель один, а детей двадцать пять. Есть случай, а есть система. Может случиться так, что учитель в первую очередь вызывает на разговор тех родителей, чьи дети систематически опаздывают на уроки, забывают школьные принадлежности, не выполняют домашние задания, отстают в усвоении материала. Поэтому, чтобы случайные ситуации не перешли в систематические, родителям, забирающим ребенка из школы, хорошо бы самим поинтересоваться, как прошел день, что у ребенка получается, а что нет, как он общается с одноклассниками. 4. Если ребенок неохотно выполняет домашнее задание, то и не надо его заставлять, чтобы не отбить интерес к учебе. Если ребенок не горит желанием выполнять домашнее задание, то интерес к учебе у него уже отсутствует. Скорее всего причина в том, что учеба дается ребенку с трудом, а человеку нравятся те виды деятельности, где можно переживать успех и гордость за себя. Принуждение ситуацию не исправит, необходимы другие подходы. Например, рассказ о великом человеке (его образ должен быть понятен и близок ребенку), который сегодня популярен и успешен, но когда был маленьким, у него тоже многое не получалось: он не любил математику или «у него был почерк еще хуже, чем у тебя». Все познается в сравнении, и ребенок должен убедиться, что его ситуация не так уж безнадежна и бывают случаи еще похуже. 5. Если начать выполнять домашние задания с трудных упражнений, то под конец занятий останутся легкие задания, требующие меньше сил и времени. Перед выполнением домашних заданий надо составить план. Пусть ребенок сам перечислит весь объем заданного и сам скажет, какие задания сейчас для него сложны, а какие просты. Начать надо с простого задания по любимому предмету – это создаст учебный настрой и будет своеобразной умственной разминкой. Затем постепенно переходить к все более сложным заданиям, а потом степень сложности должна снижаться, так как ребенок устал. Если начать с самого сложного задания, которое вызывает негативные эмоции, то этот негатив закрепится в сознании ребенка и будет автоматически возникать всегда, когда ему будут говорить: «Освобождай стол, доставай учебники. Вспоминай, что вам задали, сейчас будем заниматься». 6. Если ребенок после школы прыгает, носится как угорелый, кричит и смеется, то он не устал. Если бы устал, то у него не было бы сил так скакать. Всем нам знакома ситуация, когда дети со звонком вырываются из класса или из школы. Они как обезьянки висят, уцепившись за что только можно, крутятся, кричат, носятся сломя голову. Поэтому они и бегают, что очень устали от статистической нагрузки, связанной с вынужденной позой за партой, поэтому и кричат, что им очень нужна эмоциональная разрядка. Взрослые должны учитывать, что с началом школьного обучения двигательная активность ребенка снижается на 50%. Не стоит скептически относиться к физической разминке во время выполнения домашних заданий, подвижным играм на прогулке – это благотворно влияет на функционирование всех систем организма, позволяет повысить работоспособность, отодвинуть утомление. 7. Если ребенок опоздал на урок, забыл учебник, дневник, спортивную форму или сменную обувь, то его не допустят до уроков. Конечно, родители должны следить, чтобы дети не опаздывали на урок и не забывали «сменку», учебники и спортивную форму, но если даже такое и произошло, это не основание для отстранения ученика от занятий. 8. Если систематически контролировать ребенка (собрал ли портфель, выучил ли стихотворение, все ли письменные задания сделал, взял ли спортивную форму), то неприятных неожиданностей в школе и стрессов у ребенка будет меньше. Да, действительно, неприятностей будет меньше, но ребенок не будет приобретать элементарные навыки самостоятельности и самоконтроля. Контролировать выполнение домашних заданий необходимо, а собрать портфель, сложить спортивную форму и сменную обувь первоклассник может сам. Если этому не учить, он так и будет перекладывать ответственность на родителей. Собирать портфель можно сначала вместе, а потом постепенно уменьшать долю своего участия в этом процессе. Конечно, ребенок может что-то забыть, зато следующим вечером он будет более внимательным и степень его самоконтроля будет выше. 9. Если ребенка записать в спортивную секцию, музыкальную школу или какой-нибудь кружок, то это позволит еще больше развить его способности, так как в дошкольном и младшем школьном возрасте развитие идет стремительными темпами, дети с легкостью осваивают все новое, и нельзя упускать благоприятное для этого время. Действительно, основная масса направлений системы дополнительного образования рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. В этот период у детей есть и способности, и желание заниматься творческой деятельностью. Когда ребенок получает удовольствие от занятий музыкой, спортом, танцами, рукоделием, то кружки и секции вызывают только положительные эмоции и ребенок не испытывает перенапряжения к концу дня. Если же он устает, вечером выглядит вялым, хочет пораньше лечь спать, а утром не может проснуться, то, возможно, именно дополнительные занятия снижают работоспособность и мешают учебе. 10. Если ребенок с большим трудом утром просыпается и еле-еле собирается в школу, то это первый признак негативного отношения к школе, сложностей в адаптации или скрытых психологических проблем у ребенка. Большинство взрослых людей, слыша звук будильника, мечтают поспать еще часик, даже если очень любят свою работу, условия труда и коллег. Поэтому тяжелые утренние пробуждения и сборы далеко не всегда свидетельствуют о негативном отношении к школе. Целесообразно проанализировать, как происходит пробуждение. Достаточно распространен следующий сценарий. – Вставай, ты меня слышишь, вставай немедленно! – сурово командует мама. – Ну мам, еще минуточку – и встану, – сонно просит ребенок, переворачиваясь на другой бок. – Встанешь ты наконец или нет! – кричит рассерженная мама, включая свет, и ребенок понуро идет умываться. Согласитесь, день, начавшийся таким образом, вряд ли будет удачным. А если подобные ритуалы повторяются изо дня в день, то раздражительность ребенку гарантирована. Дело в том, что резкие пробуждения чреваты учащением пульса и повышением давления. Не говоря уже о той психологической травме, которую получает ребенок, просыпаясь от яркого света, громкого голоса, музыки или раздражающего звука будильника. Дело в том, что между сном и бодрствованием есть промежуточное, «просоночное», состояние. И переход должен быть очень постепенным. Лучше тихонько погладить ребенка, позвать по имени, включить негромкую музыку, неяркий свет. В просоночном состоянии ребенок уже слышит домашние звуки – шум льющейся воды, закипание чайника, ощущает запах завтрака. А через несколько минут, когда он проснулся, можно позвать его уже обычным голосом, включить бодрую музыку, предложить умыться прохладной водой. И еще очень важный момент. Как при укладывании спать, так и при пробуждении должен соблюдаться определенный ритуал: например, поцеловать ребенка в щечку, спросить, что ему снилось, чтобы у него выработался рефлекс приятного пробуждения. Естественно, все это возможно лишь в том случае, если ребенок хорошо отдохнул за ночь. То есть у него были достаточное количество часов сна, удобная постель, свежий воздух и если он заснул в хорошем настроении. Источник: http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201201312 | |
| |
Просмотров: 3288 | |
Всего комментариев: 0 | |