Можно ли вырастить волшебника: размышления о педагогическом творчестве родителей
Кто из нас в детстве не мечтал быть волшебником? А задумывались ли вы, кто они
такие - волшебники, откуда они приходят в наши сны, мечты и представления? Вероятнее
всего, из мудрых сказок, из детской игры, из неосознанных глубин отношения к миру
как к живому и дышащему организму, где всё развивается и который всё чувствует.
Часто уже во взрослой жизни, в суете и цейтноте будней мы обращаемся к незамутненной
памяти детства, обращаемся как к спасительной ниточке своих радостей, переживаний,
таким образом невольно прячась за добрый маячок фантазии и волшебства: Что есть волшебство в нашем представлении? Это то, что происходит вопреки логике здравого смысла, приходит неожиданно, <вдруг>, преодолевая устоявшуюся <тяжесть> рационального мира, а значит - воплощает нашу затаенную детскую мечту. Можно ли воспитать ребенка волшебником - способным преображать себя и мир вокруг? Не об этом ли, по большому счету, мечтает почти каждый родитель? Как хорошо, например, если маленький человек, растущий под моим чутким присмотром, воспитываемый в моей семье, через годы станет самостоятельным, умным, приобретет способность принимать единственно верное решение в самой тяжёлой проблемной ситуации, найдет себе дело по душе, и вообще - будет любознательным и культурно развитым человеком. Для такого <волшебства> требуется не только кропотливый труд родительской души, но и самое что ни на есть живое педагогическое творчество. Педагогическое творчество родителей выражается прежде всего в их желании помогать ребенку решать многочисленные сложности и жизненные противоречия. Это, конечно, не просто конформистское стремление перепоручить свое чадо воспитателю-профессионалу - учителю, няне. перенося на них ответственность и осуществляя лишь дальнейший спрос за <плоды> такого воспитания, за неудачи и просчеты. Бесспорно: вера в себя, богатство и яркость эмоционального мира, интерес к познанию и творческой деятельности не рождаются в детях сами по себе. Такие личностные качества постепенно впитываются прежде всего в соответствии с родительскими установками, позитивными или негативными, способными действовать в дальнейшем уже независимо от нас, тормозя или, напротив, способствуя личностному развитию (см. таблицу). Думаю, что здесь имеет место собственная, пока еще не до конца нам понятная, логика семейного воспитания. Ясно, что родители для ребенка - самые любимые и значимые люди, авторитет которых, особенно на ранних этапах онтогенеза, поистине непререкаем. А значит, родители должны быть более осторожны, внимательны и корректны в процессе ежедневного общения с ребенком. Только это может стать залогом благополучного развития эмоциональной сферы ребенка, его самооценки, в конечном итоге - раскрытия ребенком своих потенциальных возможностей в будущей жизни. Типичные родительские установки, проявляемые в общении с ребенком Действительное педагогическое творчество родителей, на наш взгляд, выражается прежде всего в том, чтобы помочь растущей личности достойно выйти из того или иного затруднительного положения, добавив, так сказать, недостающее звено в разгадке возникшей тайны, решении обнаружившейся проблемы. Как научить этому своего ребенка? Какие здесь могут быть средства? Во-первых, укажем на важность наличия у родителей искреннего стремления развить в детях такие качества, учить их ставить задачу, четко формулировать для себя проблему, а не давать готовое, стереотипное решение. Ведь привыкнув во всем следовать родительскому мнению и механически копировать авторитарное поведение взрослых, малыш вряд ли станет в будущем задумываться, размышлять, слышать себя. Во-вторых, известно, что детство начинается с игрушек. Они служат для ребенка той средой, которая позволяет ему выражать чувства, исследовать окружающий мир, общаться и познавать себя. Выбор игрушек всегда должен оставаться за детьми, ведь он внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослым друзей и любимых. Несомненно, у маленького человека должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Но не все такие игрушки приобретаются в магазине. Многие из них можно сделать самим родителям, совместно с детьми, отчего они станут ближе и дороже ребенку. По мнению психологов-практиков и педагогов-воспитателей, у каждого ребенка должны быть три типа игрушек: 1) игрушки из реальной жизни (кукольное семейство, домик, посуда, мебель, машины, лодка, инструменты, телевизор, телефон, железная дорога и т. д.); 2) игрушки, помогающие выплеснуть агрессию (солдатики, ружья, мячи, подушки, скакалки, кегли и др.); 3) игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения (кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия и др.). Распоряжаться игрушечным миром ребенок тоже должен самостоятельно. Заставляя своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки, родители невольно разрушают положительные эмоции, связанные с этими символами детского развития. Гораздо гуманнее отдать такие игрушки воспитанникам детского сада или ребенку, у которого их нет. В-третьих, читать своему ребенку сказку и сочинять сказки вместе - еще один плодотворный источник его благополучного личностного и эмоционально-нравственного развития. Это не только приятное времяпрепровождение, а скорее процесс усвоения представлений о добре и зле, исподволь - воспитание способности противостоять неблагоприятным жизненным обстоятельствам. Выбирая сказку для ребенка родителю необходимо тонко чувствовать его психоэмоциональное состояние, знать возрастные особенности (в каком возрасте какая сказка будет полезна, а какая безразлична и даже вредна). В целом, выбор адекватных педагогических средств для творческого развития ребенка безграничен. Рисуночные игры и танцевально-двигательные упражнения, совместное конструирование и реализация семейных проектов, написанный совместно с ребенком сценарий праздника и секрет приготовленных для всей семьи подарков - это ещё не полный перечень тех творческих дел и <находок>, которые помогут родителям вырастить настоящего волшебника. Его дальнейший путь в жизнь, за порогом родительского дома будет связан с разными проблемами, подчас серьезными и трудными. Но справиться с ними, обрести счастье и бодрость, поверить в себя помогут ему именно те незримые узы, которые изначально связаны с волшебным миром детства, миром добра, семьи, творчества. Источник: http://www.sibvido.ru/03_08/fam_pedagog.html | |
| |
Просмотров: 3834 | | |
Всего комментариев: 0 | |