“Наш век...” – так начинается статья Петра Федоровича
Каптерева “Как образовать стойкий характер”. Но, несмотря на то, что век этот –
век девятнадцатый, высказанные в этой статье мысли не потеряли своей актуальности
до сих пор. Итак, девятнадцатый век – век “многоучения, широких
программ, многолетних школьных курсов” является веком, в котором большинство
людей не имеют стойкого, твердого характера, а взамен этого являются
обладателями слабости, невыработанной воли и “ничтожных” характеров. Все усилия
педагогики направлены исключительно на то, чтобы как можно больше загрузить
головы “питомцев” знаниями, совершенно не обращая внимание на формирование у
них характера и воли, а так же не изучая те факторы, которые приводят к
формированию того или иного характера, оставляя это на совести будущих
поколений. Однако, не такая незначительная вещь, на какую можно не обращать
внимания: для того, чтобы называться человеком, недостаточно иметь лишь
“развитый ум, обширную сумму сведений, честные теоретические взгляды, питать
благие намерения, поставлять для своей деятельности высшие, благородные идеи*”.
Необходимо уметь притворять в жизнь свои “честные теоретические взгляды и
благие намерения”, уметь достигать поставленной цели, ведь истинная природа
человека выражается не в словах, а в его делах и поступках. Способность
педагога сформировать у воспитанника стойкий характер с точки зрения Каптерева
является “венцом воспитания”: “образование стойкого и мужественного характера
можно... считать венцом воспитания, ибо только при таком характере могут
перейти из слов в дела все благие начинания, могут осуществляться благородные и
гуманные взгляды”. Характер является личным, индивидуальным свойством,
таким же разнообразным, как и окружающие люди, следовательно для развития и
укрепления характера каждого ребенка требуются специфические условия. Но
существующее школьное образование с его общим распорядком дня, дисциплиной и
правилами неприспособленно для образования и развития характера, по этому
особое внимание этому процессу должно уделяться в семье – в семье есть
возможность с самого раннего возраста, когда происходит закладка основ
характера, создать специфические индивидуальные условия для каждого ребенка.
Этим должно заниматься ближайшее окружение ребенка – отец, мать, слуги и
няньки. Глава 2 Говоря о “стойком характере”, необходимо определить,
что же понимается под этими словами. Под “стойким характером” Каптерев понимает
“пассивную и активную его стороны, и способность упорно стремиться к
поставленной цели, и способность самостоятельно определять эту цель”. Но когда
же возможно начинать образование такого характера? Для ответа на этот вопрос
Каптерев прибегает к аналогии с умственным обучением. Оно, как известно
начинается с первого дня жизни ребенка. Это, конечно, не обучение его грамоте,
но развитие всех его органов чувств как своеобразной базы для успешного
умственного развития в дальнейшем. Развитие характера должно идти точно также –
с подготовки благодатной почвы для его дальнейшего формирования. Такой почвой
являются: крепкое тело, сильные нервы и мускулы. Между этими факторами и
стойким характером существует довольно тесная связь: сильные мышцы и крепкое
тело сами по себе побуждают человека к энергичной деятельности. Если обладатель
сего встретит на своем жизненном пути какие-либо трудности, он не откажется от
достижения своей цели, но, побуждаемый энергией, накопленной в его теле, прямым
путем или обходным преодолеет препятствие и достигнет поставленной задачи.
Кроме того, для выработки стойкого характера необходима уверенность в себе,
испытанная надежда в свой силы, иначе невозможно, ведь человек не может
добиться своей цели не будучи уверенным в возможности ее достижения. Если
ребенок будет более слаб, чем его товарищи, будет постоянно отставать от них в
разных играх, то сознание собственной физической слабости, своего
относительного бессилия будет парализовывать его. В доказательство этой мысли
Каптерев приводит высказывание Спинозы: “человек, воображающий, что он не сможет
сделать какого-либо дела не может решиться действовать, а потому действительно
неспособен сделать данное дело”. Конечно, наличие или отсутствие крепких мышц и
здорового тела не является единственным фактором, обуславливающим возможность
возникновения стойкого характера, однако эта задача осуществляется намного
легче при работе с крепким ребенком и усложняется при работе с хилым. Таким
образом, крепкое тело и мышцы наряду с другими является важным условием при
образовании мужественного характера. Средством укрепления тела является рациональное
физическое воспитание, начинающееся с первого дня жизни ребенка: детям должна
быть предоставлена полная свобода и возможность движений. Необходимо соблюдать
определенные гигиенические требования; ребенок должен получать достаточно
хорошей еды, свежего воздуха и т.д. – т.е. ребенок должен получать все
необходимое для нормального функционирования его организма. Он должен научиться
двигаться сам, самостоятельно упражнять, напрягать свои силы, самостоятельно
падать и вставать, самостоятельно управлять своим телом и самостоятельно
помогать себе. Эти навыки – начало всякой инициативы, самостоятельности, а так
же источник стойкости характера. Говоря о физическом воспитании ребенка, нельзя не
упомянуть об одной опасности на этом пути, специально выделенной Каптеревым –
речь идет о т.н. “нежниченье”. В этом случае ребенок является не
самостоятельным существом, а объектом излияния ничем не сдерживаемых эмоций,
желаний и страстей воспитателя – “куклой, забавой, предметом удовольствия и
развлечения, и такой драгоценностью, относительно которой необходим миллион
предохранительных мер и правил”. Результатом такого обращения будет сначала
слабое, вялое тело, а потом и отсутствие энергии в характере, духовная вялость
и слабость. Для исправления последствий такого воспитательного подхода в
дальнейшем понадобятся “особо благоприятные воспитательные условия”. Глава 3 Выше были описаны способы подготовки надлежащей
“почвы” для развития стойкого характера. Однако одновременно с этим необходимо
заботиться об устранении различных помех, способных повредить процессу
становления характера. Особое внимание здесь обращается на окружающую ребенка
среду, которая способна привить ему мешающие развитию мужества привычки и
взгляды. Следовательно, среда должна оставаться чуждой таким вещам, как:
пугливость, женская сентиментальная чувствительность, боязливость и т.д..
Обеспечить это – задача ближайшего окружения ребенка – родителей, нянек и слуг.
Их личный пример, действия могут воспитать в нем (ребенке) как нормальное
отношение к какому-либо предмету или явлению, так и извращенное – повышенное
внимание, чувствительность к боли, страх необычно выглядящих людей, вещей и
животных, необычных явлений, а так же неизбежных маленьких неприятностей.
Сформированные таким образом страхи будут в дальнейшем мешать человеку жить, “в
самом корне подтачивая его силы и энергию”. Глава 4 Вслед за указанием факторов, влияющих на образование
благоприятных задатков стойкого характера, Каптерев переходит к главной задаче
своей работы – “указать путь и средства к развитию сильного мужественного
характера”. Как уже говорилось выше, Каптерев отмечал неспособность современной
ему воспитательной системы справиться с этой задачей. Что же мешает ей, в чем
суть этой системы? Обычно употребляются две совершенно различные модели
воспитания: в одной ребенок является рабом своих родителей, когда ум и воля
родителей и воспитателей полностью подавляют ум и волю ребенка. Вторая система
– деспотичный ребенок управляет почти всеми действиями своих родителей.
Продуктом первой модели воспитания станет очень “удобный”, послушный ребенок,
прекрасно приспособленный к тем тепличным условиям жизни, в которых ему
приходится существовать. Но, по справедливому замечанию автора, период такой
жизни достаточно скоротечен и по окончании его на свет предстает человек,
“привыкший постоянно во всех мелочах полагаться на ум и волю своих
воспитателей, привыкший действовать только по приказу”, человек, который будет
“совершенно бесполезным, ... таким же слабым, как ребенок”. С другой стороны можно предположить, что деспотичный
ребенок, привыкший показывать свой характер в общении со своими родителями и
близкими (т.е. с людьми, которые любят его не за что-то, а потому что он их
сын, внук, “кровиночка”; с людьми, которым ребенку не нужно ничего доказывать)
в последствии станет обладателем стойкого, мужественного характера. Но это
ошибочное мнение. Встретившись в дальнейшем с другими людьми и
обстоятельствами, где надо постоянно совершать какие-то поступки, показывающие,
что человек представляет из себя на самом деле, такой ребенок окажется
беспомощным. Сделав резкий скачок от ощущения своего всемогущества к осознанию
своих реальных возможностей, ребенок перестанет быть способным на такую борьбу
и поступки, на какие у него объективно хватает сил. Таким образом обе эти системы воспитания приводят к
одному достаточно плачевному результату – неприспособленности ребенка к
самостоятельной активной жизни в окружающем его реальном мире. Возникает
закономерный вопрос – каким должен быть воспитательный подход к ребенку, чтобы
избежать таких последствий? Каптерев находит “золотую середину” между двумя
вышеописанными подходами – ребенку нужно предоставить полную свободу (2-й
подход), естественно не прекращая наблюдать за ним, в рамках определенных
специфических условий, благоприятствующих развитию стойкого характера, свободу
в рамках, сообразных его возрасту (1-й подход). Результатом этой меры будет
“постепенный навык питомца распоряжаться собою по собственному почину”. Без
этого же, “без способности почина, инициативы, без самостоятельного определения
себя к деятельности стойкий характер немыслим”. Разумеется ограничивать свободу ребенка нужно и можно
не только физическими средствами. Одним из таких “нефизических” средств
является разумная дисциплина. По Каптереву это – главнейшее средство для
развития в детях пассивной стороны стойкого характера – способности
“рационально подчинять свои личные желания и склонности общим законам и силам
природы и человеческого общества, уметь твердо и стойко, не падая духом
встречать и выдерживать жизненные крушения, жизненные беды и несчастия”.
Разумной дисциплина будет только в том случае, когда дисциплинарное правило
будет таким, когда нет необходимости его нарушать, но есть необходимость
подчиняться ему. Кроме того эти правила не должны быть сиюминутными, зависеть
от внутреннего состояния взрослых (такая “дисциплина” учит не подчиняться
законам, а приспосабливаться к состоянию людей, обличенных властью), а должны
быть абсолютными, возведенными в ранг законов. Говоря о средствах воспитания мужественного характера,
нельзя не сказать и еще об одном. Это средство – физические упражнения,
требующие силы и ловкости. Они делают мышцы и тело ребенка крепкими (что ведет
к увеличению энергии в его организме, а следовательно и его жизненной
активности, а также увеличивает его веру в свои силы), а то, что упражнения
требуют ловкости, т.е. систематического труда, а в случае неудачного выполнения
несут известный риск, вырабатывает решительность и мужество у ребенка. Глава 5 Все, что было сказано выше, было сказано о семейном
воспитании. Но из семьи ребенок идет в школу, и, хотя она не в состоянии
самостоятельно сформировать его характер, она может некоторым образом повлиять
на этот процесс. Во первых, школа является прекрасным “полигоном” для
испытания качества приготовленной “почвы”, сформированных на ней моральных
навыков и развития уже имеющегося характера. Во вторых, школа может дать и нечто новое: в школе
ребенок знакомится с такими отношениями между людьми, какие будут происходить в
течение всей его жизни, и которые он, возможно, не имел случая наблюдать раньше
в семье, или наблюдал, но в более примитивных формах. В третьих, школа закладывает основы свободного
теоретического мировоззрения. Это очень важно для формирования стойкого
характера, т.к. оно (мировоззрение) выполняет “направляющую” функцию: такой
человек в состоянии посвятить себя одному делу, может решить, что ему
необходимо для достижения цели, а что может и подождать, и направлять свою
энергию именно в эти места, в “яблочко”. Кроме того, такой человек, человек с
целостным мировоззрением может самостоятельно ставить перед собой жизненные
цели; “деятельность такого человека будет иметь единство, цельность, вследствие
чего сама деятельность явится более сильною, более энергичною”. Таким образом, пройдя этапы семейного и школьного
воспитания, человек имеет уже вполне сформированный характер. Дальнейшая жизнь
не может изменить его, она может лишь “отточить его”, отсекая все ненужное и
лишнее, “укрепить сильные черты, ... уничтожить слабые”. __________
Источник: http://hist-ped.chat.ru/ | |
| |
Просмотров: 6812 | Комментарии: 1 | | |
Всего комментариев: 0 | |