Ошибку, грубость, даже прямое непослушание родители
простят и забудут куда быстрее и спокойнее, чем обман. «Ребенок обманывает!» – это не просто жалоба,
это отчаяние, гнев и боль родителей. Что делать?
Что можно и что нельзя
Проблема обмана – одна из вечных в воспитании. И вместе с тем одна из наиболее исследованных в педагогике и психологии.
И первый же совет родителям, столкнувшимся с тем, что школьник обманул
их, – успокоиться и задуматься. «Как можно успокаиваться, если ребенок
лжет?!» – предсказуемая реакция родителей. Встречный вопрос: а вы
всегда правдивы и откровенны?
Всю правду, только правду и ничего кроме правды человек обязан говорить
только в одном случае – в суде под присягой. При этом закон гарантирует
ему право не давать показания против себя самого и своих близких.
В реальности социальных отношений многие формы скрытности, того или
иного искажения чувств и фактов считаются даже необходимыми. Сохранение
доверенной тайны, например, требует умалчивания, а подчас и прямой лжи
– «не знаю, не слышал».
Поэтому родительское требование к ребенку всегда говорить правду, всегда быть откровенным просто невыполнимо.
Но вот о чем надо задуматься: обсуждался ли в семье вопрос о том, в
каких случаях не сказать правду можно, а в каких – категорически
нельзя? Нельзя, потому что опасно, стыдно, гадко, подрывает доверие,
навсегда портит отношения? Абсолютно недопустимая ложь – клевета,
наговоры, наушничество, сваливание вины на другого. Абсолютно
недопустим обман тогда, когда под угрозой находится физическое и
моральное здоровье.
Но такие коллизии в семьях обсуждаются, увы, редко. Нормой – гласно и
негласно – признается правдивость и откровенность ребенка во всех
случаях жизни. Родителям, которые думают именно так, необходимо
задуматься о том, какие силы толкают ребенка к обману.
В чем причина
Главная, всеобъемлющая причина детской неправдивости – слабость,
зависимость, уязвимость, неопытность ребенка. С помощью лжи он надеется
избежать наказания, смягчить дисциплинарный прессинг, увильнуть от
неприятных обязанностей. Слабое и зависимое существо многого боится.
Поэтому в подоснове лжи чаще всего обнаруживается страх.
Использование чувства страха в семейном воспитании – вольное и
невольное – происходит от очевидного удобства этого средства для
взрослых. Запретить, пригрозить наказанием за нарушение, наказать – это
просто и легко. Дети, несомненно, будут бояться, но… будут или не
нарушать запретов, или станут скрывать нарушения и обманывать. А чаще
всего и то и другое: иногда выполнять требования, иногда нарушать и
хитрить.
Продумана ли в семье система запретов? К сожалению, далеко не всегда.
Запрещения вводятся нередко по частным поводам – и то нельзя, и это
нельзя, и то не смей, и это не трогай, последствия же не
предусматриваются и не взвешиваются. Но чем больше запрещений, тем
больше нарушений, тем больше лжи. Вопрос родителям: вы помните все свои
запреты – что именно запрещалось и по какому случаю? А ребенок их
помнит. И если нарушает и молчит, то совершает обман. А вы давно забыли
про какое-то свое случайное «нельзя» – и что же выходит? То, что вы
даже не подозреваете, что ребенок вас обманывает. А для ребенка выходит
вот что: он убеждается, что обмана вы не замечаете и о своих
требованиях не помните. Нечего и говорить, насколько это вредно и
опасно.
Итак – минимум запретов. При этом каждый запрет должен быть объяснен на
уровне понимания ребенка, чтобы он знал: это не произвол и не прихоть,
это действительно необходимо.
Когда запреты устаревают
Еще один принципиальный вопрос: существует ли в семье практика
отмены запрещений? Если нет, то гарантированно существует и детская
ложь. Ребенок преодолевает устаревшие запреты явочным порядком и
поначалу скрытничает, потихоньку делая то, что вроде бы уже и можно, но
строгого запрета никто не отменял. Вот, например,
требование-запрет: со двора ни шагу! Ребенок должен соблюдать его ради
собственной безопасности. Но… он взрослеет. Семи-восьмилетний
действительно слушался и не делал со двора ни шагу. Четырнадцатилетний
о запрете не вспоминает. А что было в промежутке? Как запрет исчез? Сам
собой? А это значит, что неизбежно был такой период, когда ребенок в
одиночку или вместе с приятелями покидал двор, но, вернувшись домой, не
признавался в этом.
Обмана можно избежать постепенным снятием запрета. Сначала – при
определенных условиях: 1) Спроси разрешения – если будет можно, мы тебе
разрешим, если нельзя – обоснуем, почему. Время идет, запрет
смягчается. 2) Можно, но объясни, что и зачем ты собираешься делать.
Потом – еще большее смягчение. 3) Можно, но всякий раз предупреждай,
ставь в известность. Наконец, 4) можно – решай сам, ты уже большой.
Если в семье существуют твердые и понятные ребенку правила, то он
знает, что нельзя и что можно, знает те действия, о которых должен
спрашивать разрешения, знает области, где обязан отчетом. По мере
взросления родители постепенно сужают поле запретного, объясняя:
расскажешь, если захочешь. Ребенок, привыкший к тому, что родители
понимают его, и знающий, что им можно доверять, действительно расскажет
сам.
Не уличайте!
Недоверие ребенка – еще одна причина лжи, очень горькая для
родителей, но объективная, вызванная сумбуром запретов, хаотичностью
наказаний, а нередко – моральными провокациями со стороны родителей.
Узнав, что ребенок скрывает какую-то свою провинность, ошибку, неудачу,
плохую отметку, они приступают к нему с допросом, добиваясь того, чтобы
он сознался в двух вещах – в самом проступке и в том, что пытался его
утаить. Казалось бы, зачем добиваться этого, если родителям уже
известна случившаяся неприятность? Распространенное объяснение звучит
так: пусть поймет, как стыдно врать! Да, ребенку бывает очень стыдно.
Вынужденное, «выдавленное» признание в обмане – тяжелое испытание,
подрывающее чувство собственного достоинства. «А обман не подрывает?!»
– возмущаются родители. Да, и обман подрывает. Ребенка мучит совесть,
он знает, что поступал плохо. Но принуждение к правде не поддерживает в
нем голос совести, а заставляет думать, что родители враждебны к нему,
унижают его.
В подобных обстоятельствах ребенок никогда не скажет вслух, но
обязательно подумает про себя: «Я не верю, что вы поможете, поэтому и
обманываю».
Узнав о неудаче или провинности ребенка, которые он прикрывал обманом,
надо действовать честно. Сказать, что вам известно о том, что
случилось. Успокоить ребенка, предложить помощь. А потом вместе с ним
решать два вопроса. Один – как исправить случившуюся неприятность.
Второй – почему он не рассчитывал на ваше «надежное плечо», на защиту и
понимание, а переживал беду в одиночку, усугублял ее ложью.
Не забывайте, что явка с повинной даже по Уголовному кодексу смягчает
наказание. Увы, родители зачастую поступают суровее, чем суд. Если
ребенок скрывал какой-то проступок, а потом все-таки решился и
признался, то его накажут и за «преступление», и за скрытность.
Непременно поддержите откровенность ребенка: «Хорошо, что правду
сказал. Давай вместе подумаем, что теперь делать».
Охраняя себя
Обман – это всегда сигнал о неблагополучии ребенка. Нередко
обман оказывается способом хоть как-то заявить о проблемах, которые
мучают школьника, но которых он не понимает или не умеет о них сказать.
Он не способен объяснить, что, например, не верит в свои силы, не умеет
налаживать контакт с учителями и одноклассниками, страдает от
напряженных отношений в семье, от одиночества. Вместо этого он сочиняет
себе невероятные болезни, приписывает учителям недоброжелательное
отношение, выдумывает несуществующие школьные происшествия и скрывает
настоящие.
Детская ложь – способ самозащиты, если требования, которые родители предъявляют к ребенку, превышают слабые силы.
Детская ложь – способ охранить свой внутренний мир, неокрепшую
самостоятельность от бестактного вмешательства старших. Ведь бывает и
так, что ученик скрывает как раз не плохие, а хорошие, альтруистические
поступки. Например, у него хорошо идут точные науки, и он взялся помочь
однокласснику с математикой, тратил на это немало времени и скрывал.
Почему? – удивляются родители. Боялся. Чего? – уже не удивляются, а
горюют. «Боялся, что вы скажете: тебе что, делать больше нечего?»
Немалые трудности для родителей представляют и два типичных случая псевдообмана.
Детская неправда бывает ненамеренной, хотя взрослые нередко обвиняют
его во лжи, выслушивая крайне неточное изложение событий: «Что ты
врешь, ведь было совсем не так!» Прежде чем обвинять, надо проверить и
понять: умеет ли ребенок наблюдать и точно фиксировать события? Просто
попросите младшеклассника пересказать, например, только что
просмотренный мультфильм. А если у него не получается, то придется
серьезно задаться вопросом: почему? Просто не научен? Или не способен
сконцентрировать внимание? Или нелады с памятью?
Другой случай: фантазии ребенка с сильно развитым воображением.
Ребенок-«сочинитель» настолько вживается в свои выдумки, что искренне,
увлеченно рассказывает невероятные истории, навеянные фильмами и
книгами, где он выступает главным действующим лицом. Такой псевдообман
может иметь крайне неприятные последствия, если выдумки похожи на
правду и касаются реальных людей.
Переключите фантазию ребенка на творчество, предложите написать
приключенческий роман. Интересуйтесь возникающим текстом,
расспрашивайте, что еще случилось с героем. Вдруг у ребенка
действительно творческие задатки?
И последнее. Детская ложь – способ самоутверждения, попытка ребенка
приблизиться к поведению тех, кого он считает сильными и
самостоятельными. А кто – сильный и самостоятельный? Взрослые… А
взрослые лгут!
Отсюда и вечный совет: подавайте пример честности. Собственным
поведением учите правдивому поведению. Доказывайте собственной
личностью, что признак силы – правда, а ложь – признак слабости.
Литература по теме
Роберт Байярд. Ваш беспокойный подросток. Практическое пособие для отчаявшихся родителей.
Москва. Издательство «Педагогика-пресс», 2008
Нина Башкирова. Современный ребенок и его проблемы.
Санкт-Петербург, издательство «Наука
и Техника», 2007
Алексей Булгаков. Наши неуправляемые подростки.
Москва, издательство не указано, 2008
Дуглас Блох. Большая книга помощи вашему ребенку.
Санкт-Петербург, издательство «Прайм-Еврознак», 2007
Юлия Гиппенрейтер. Продолжаем общаться с ребенком. Так?
Москва, издательство «Астрель», 2007
Пол Экман. Почему дети лгут?
Москва, издательство «Педагогика-Пресс», 2003
Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900226 |