Ничего тут нет страшного, не выдумывай!
Примерно эти слова мы произносим в ситуациях, когда ребенок не желает оставаться один, отказывается что-то делать, куда-то идти. И раздражаемся, потому что ему явно ничто не угрожает. Стыдим. Призываем «не фантазировать».
Но страхи нам не враги. Они ориентируют в реальном мире опасностей, и правильнее было бы говорить не о страхе, а об обостренной форме чувства опасности, без которого человек не сможет мобилизовать свои усилия для принятия оперативного решения в экстремальной ситуации. Подавление этого чувства столь же неуместно, как и преодоление страха падения камня на вашу голову путем систематических прогулок в зонах горных обвалов. Страхи порой иррациональны. Примирить рассудок и чувства при оценке пугающей ситуации не так-то просто. Но как раз этим и занято наше воображение. Берусь утверждать, что страхи – от недостатка воображения, а не от его избытка, как очень часто считают. Присмотритесь: дети изживают свои страхи в фантазиях. Они придумывают истории-небылицы, создают воображаемые миры, где обыгрывают в том числе травмирующие ситуации. Рассказывают страшилки и «садистские стишки». И если подобное не сочетается с проявлениями насилия в реальной жизни ребенка, то это не должно вызывать тревоги у взрослых. Воображение позволяет разбудить героя, который, как былинный богатырь, дремлет в каждом из нас. Хотя обнаружить его не всегда просто, здесь надо специально поработать. Голливудский фильм о Человеке-пауке описывает чудесное перевоплощение скромного фоторепортера в супергероя. И это перевоплощение в корне меняет повседневную жизнь парнишки, когда он вновь возвращается в свой привычный образ. Как тут не вспомнить Шеллинга, писавшего: каждая подлинная индивидуальность создает о себе мифологию. Все это имеет прямое отношение к развитию у ребенка воображения, способного противостоять страхам. Но ограничиться конструированием мифов о себе-победителе мало. Очень важно решать вместе с ребенком «задачи повышенной сложности», которые ему заведомо не по плечу. Но вы-то рядом. Знайте, что первый супергерой, который позднее благодаря развитию фантазии видоизменится и переселится во внутренний мир ребенка, это вы сами. Демонстрируйте образцы потенциального могущества его же собственными руками. Ребенок на первых порах как бы слит с вами в единую практическую и психологическую силу, и все эффекты действия этой силы, хотя они и достигнуты прежде всего благодаря вам, он приписывает себе. Хвалите ребенка за каждый такой маленький успех, подчеркивая, что это именно его достижение. Подобный психологический аванс лежит и в основе базисного доверия к миру, и в основе веры в свои силы. А это и есть то, чего боятся наши страхи. Кудрявцев Владимир
Источник: http://ps.1september.ru/article.php?ID=200900125 | |
| |
Просмотров: 2391 | | |
Всего комментариев: 0 | |