15:30
Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию
Современное образование находится в кризисе, поскольку традиционные задачи всеобщего просвещения к середине XX века были решены, а новые задачи простой сменой названия c «просвещение» на «образование» решены быть не могут. Более того, множественность смыслов слова «образование» мешает чётко сформулировать задачи нового этапа. Без чёткой формулировки целей и задач система образования с неизбежностью возвращается в логику системы просвещения.

Проблемы образования связаны не с доброй или злой волей реформаторов системы, а с недооценкой масштабов необходимых изменений: устаревшую систему последовательными локальными изменениями пытались привести в соответствие с новыми реалиями.

В результате старую систему сломали, но удовлетворяющую новым запросам систему не построили.
Особенностью современного образования является смена субъектности участников. Новая субъектность диктует множество новых индивидуальных запросов, которые нужно осознать и формализовать. Удовлетворение разных запросов требует согласования интересов всех участвующих в образовательном процессе субъектов. Управление множественными запросами требует соответствующей реструктуризации системы образования и, прежде всего, структур управления системой, оставшихся практически неизменными. Опыт реформ показал, что даже демократичный закон об образовании не может ограничить их привычный авторитаризм и навязчивый бюрократизм.

В этом документе мы декларируем общие принципы реструктуризации. Детали и подробные правила взаимодействия обновленных субъектов требуют отдельного рассмотрения.

Новые субъектности в системе образования

Новая субъектность ученика

В школе, журнальная иллюстрация.

Просвещение предполагает активное целенаправленное воздействие образованного субъекта учителя на пассивный объект обучения — ученика. В просвещенческой постановке задачи образования учитель знает, чему учить, а ученик знает, что он должен учиться и что предложенное учителем обучение ему во благо. Эта постановка задачи опиралась на ограниченность доступа к информации.

Сегодня нет дефицита информации и учитель не является единственным и лучшим его источником. Информация доступна в любом количестве, направленности и форме любому желающему. Ученик из пассивного объекта обучения становится самостоятельным субъектом.
В этих условиях насильственное обучение по внешнему выбору стало предельно неэффективно. Важнее умение создать условия для повышения мотивации ученика к обучению.

Новая субъектность ученика требует индивидуальной образовательной программы. В то же время, не все готовы к активному самостоятельному выбору, что маскирует новую субъектность на фоне массовой потери мотивации к обучению. Ставка на поддержку активных учеников требует постепенного продвижения новых образовательных отношений на фоне сохранения традиционных, но под ответственность самих учеников и их родителей, а не в рамках всеобщей единой для всех программы.

Новая субъектность учителя

Школа, иллюстрация 1960-х гг.

В связи с изменением отношений учителя с учеником и необходимостью формирования индивидуальных образовательных траекторий, требуются новые компетенции и даже расслоение традиционной единой профессии учителя на несколько различных видов деятельности, в частности:

ведение разных по формам и содержанию вариантов учебных курсов, позволяющих заинтересовать и активизировать познавательную деятельность ученика (педагог, игропрактик),
подбор оптимальной комбинации учебных (развивающих) курсов из доступных ученику по различным критериям с учетом его интеллектуального, эмоционального, психологического, физиологического развития, помощь в выборе направления развития и в решении образовательных проблем (тьютор),
разработка учебных материалов и программ, предусматривающих различные активные стратегии освоения, в том числе игровые (методист, образовательный технолог, игротехник),
разработка и реализация методик оценки освоенных знаний и компетенций, органично сочетающихся с активными формами освоения знаний, в том числе игровых (тестолог).
Реализации новых субъектностей мешает традиционная организация образовательного процесса, в которой целью обучения является сдача единых формализованных экзаменов. Это удерживает логику ведения единых программ обучения.

Новая субъектность заказчика образования

Обсуждение за круглым столом, 1950-е гг.
Источник: flickr

Когда-то государство являлось заказчиком образования и определяло потребности в специалистах. Постепенно, по мере насыщения острых кадровых потребностей и повышения уровня образованности общества, государство перестало справляться с этой функцией. Без явно выраженного заказчика образования невозможно сформировать обоснованные критерии оценки качества образования. Мода на различные рейтинги и оценки на основании надуманных параметров полезны только для формального сравнения между собой и с кем-то извне. Необходимо институциализировать все возможные типы заказчиков образования и дать им возможность формировать свой заказ.

Заказчиком образования может выступать:

сам ученик (родитель) на основании своих образовательных потребностей, в том числе на основании оценки рынка труда,
государство в лице конкретных ведомств и территорий, с учетом различия интересов на разных уровнях и местных особенностей,
бизнес, с учетом различий его по масштабам и динамике развития,
образовательные организации, имеющие устойчивый спрос или внешние связи.
Государство, как ответственный управляющий, дающий конституционные гарантии, может выступать в качестве регулятора спроса и предложения. Оно может дополнительно стимулировать те образовательные организации, которые обеспечивают наиболее востребованные образовательные запросы.

Важным субъектом образования могли бы стать независимые центры тестирования и квалификации (НЦТК)

Школа будущего, 1969 г.
Источник: messynessychic.com

НЦТК могут проводить оценку любых стандартизованных компетенций в любое время по желанию ученика. Тогда школа освобождается от функции контроля обученности — в ней остаётся только оценка как органичная обратная связь в процессе мотивированного обучения. В таких условиях школа и/или учитель могут отвечать за свои обязанности непосредственно перед заказчиком, в частности перед учеником (родителем). Если заказчиков обучения становится много, запросы к требуемым компетенциям множатся, — это ставит задачу оценки разных компетенций на новый непростой уровень.

Если подтверждение компетенций проводится в НЦТК, значимыми становятся именно их документы, а традиционные документы об образовании превращаются в памятные сувениры. Вместо пачки сертификатов НЦТК для подтверждения компетенций на этапе приемных испытаний и собеседований была бы удобнее «карта знаний». Разработка такой стандартизованной на государственном или ведомственном уровне «карты знаний» позволит сделать наглядным процесс собеседований: достаточно иметь опубликованный профиль «карты знаний» для требуемой компетенции и сопоставить его с заполненной «картой знаний» соискателя.

При наличии современных централизованных информационных систем такие карты могут строиться и сопоставляться в электронном виде с достаточной надежностью электронной подписи. Электронный подход одновременно обеспечит прозрачность компетенций для всех партнеров и клиентов любого специалиста.

Новая субъектность выпускника

В школе, журнальная фотография
Источник: pinterest

Традиционная субъектность выпускника опирается на документ об образовании. Пока состав подтверждённых знаний был сравнительно невелик, наличие стандартных экзаменов, проверяющих освоение этого набора знаний, были абсолютно логичными процедурами. Они определяли требуемую субъектность выпускника: годность его к следующему этапу деловой или учебной карьеры и даже уровень его амбиций (по бренду выпускающей организации).

В условиях существенного расширения диапазона знаний по широте, глубине, срокам (переход на модель обучения на протяжении всей жизни) привычные границы квалификации потеряли смысл. Попытки их удержать оборачиваются скандалами и существенными издержками. Индивидуальная образовательная траектория может приводить каждого субъекта к своим образовательным и профессиональным целям собственным путем и традиционные документы об образовании слабо помогают разобраться в его реальных компетенциях.

Настало время отказаться от единых по времени и содержанию экзаменов, а также этапов обучения: каждый может двигаться к своим образовательным и профессиональным целям в своем графике.
Если школьная программа в традиционном изучении требует 11 лет, а при мотивированном может быть пройдена за 2-4 года, значит, за те же 11 лет содержание образования по индивидуальным планам может быть существенно расширено и/или углублено.

Важно переоценить и аспект воспитания, о котором снова заговорили в последнее время. В ситуации, когда учитель был уникальным источником знаний и образцом для подражания, можно было обосновано говорить о том, что школа обучает и воспитывает. Если под воспитанием понимать целенаправленное формирование внутренне принятых воспитуемым правил поведения и отношения к различным жизненным ситуациям, то на это способен только сам субъект воспитания: он наблюдает за поведением значимых для себя людей и решает, какие из них взять за образец. Поскольку учитель потерял ту значимость, которая была раньше, призывы «вернуть воспитание в школу» носят нереалистичный характер. Моральный образ учителя важен, но:

во-первых, среди учителей как массовой профессии есть самые разные люди и гарантировать в отношении всех образцовую моральность нереально,
во-вторых, гораздо важнее обеспечить соответствующий уровень культуры в обществе в целом — именно повседневная культура поведения вокруг обучающихся окажет несопоставимо более значимое влияние, чем дежурные воспитательные мероприятия в школе.
В школе важнее обеспечить разнообразные формы деятельности, в которых поощряются желательные формы поведения и подавляются нежелательные. Должны быть предусмотрены форматы коллективного обсуждения важных событий и личностных позиций, в том числе тех, с которыми ученики могут столкнуться в жизни, но подготовиться к ним могут только умозрительно.

Новая субъектность школы

«Ещё не пора домой?»
Источник: pinterest

Традиционная субъектность школы направлена на трансляцию стандартных образовательных программ. Новая субъектность требует от школы активной позиции, направленной на удовлетворение различных образовательных потребностей, нестандартных образовательных траекторий. Это возможно только при наличии свободы выбора образовательной стратегии, декларированной в законе, но необеспеченной на практике.

Формальным условием подавления самостоятельности школы является подчинённость директора как физического лица органу власти как работодателю. На психологическом уровне авторитарные отношения поддерживает совмещённость в единой структуре управления двух разных функций — обучения и обеспечения жизнедеятельности: отношения жёсткого контроля в вопросах жизнедеятельности переносятся на отношения в вопросах обучения.

Раздел школы на независимые юридические лица позволит разрешить эти противоречия и обеспечить каждую часть более простыми и понятными критериями качества:

все задачи, кроме обучения, можно оставить под контролем одного юридического лица, которое может функционировать в традиционной логике директора школы — назовем его комендантом,
за обучение отвечает другое юридическое лицо.
за обеспечение учебным оборудованием может быть выделено третье юридическое лицо, обслуживающее группу школ.
Главным критерием оценки работы коменданта и его структуры являются качество и надежность всех сервисов жизнедеятельности, безопасность и здоровье детей. Стимулирующим критерием становится количество проведенных ученико-часов. Сервисы нормируются, а за учебное содержание часов комендант не отвечает.

Это открывает перспективы свободного сосуществования как минимум трёх моделей:

в одном здании одна образовательная модель (внешне неотличимо от описанной в законе школы)
в одном здании несколько образовательных моделей, программ (образовательный «бизнес-центр»)
в нескольких зданиях реализуется одна образовательная модель («образовательная сеть»)
Последняя в списке модель в традиционной реализации внешне неотличима от советской школы с единым образовательным пространством по единой программе по всей стране. В современной реализации может иметь разные формы от органичных комплексов типа центров образования, до независимых школ, работающих по общей идеологии, например, «развивающего обучения», Монтессори, Международного Бакалавриата и т. п.

Простое деление традиционной школы по функциональному признаку обеспечивает мирную логику достижения гораздо более широкого спектра задач, чем обосновывали объединение школ Москвы, которое вызвало столько конфликтов. Становится прозрачным различие частных и государственных школ — по владению зданием. Появляется множество вариантов формирования критериев выбора независимой образовательной организации — по заказчикам образования.

Согласование независимости обучающей организации и её ответственности за качество обучения обеспечивается срочным (например, на 5 лет) гражданско-правовым договором, формируемым на конкурсной основе. При выделении функции обеспечения учебным оборудованием в отдельное юридическое лицо удобно выстраивать арендные отношения. При наличии конкуренции между подобными организациями это обеспечит гибкость и квалифицированное обслуживание оборудования.

В логике конкурсного отбора лежит выбор образовательной программы, предъявляемой образовательной организацией. Победа на конкурсе означает ответственность победителя за реализацию именно этой программы перед своим заказчиком. Это строго соответствует закону и защищает образовательную организацию и заказчика от любых иных вмешательств. Единственная возможность оспорить победившую программу — аргументированное заключение Обрнадзора о несоответствии её ФГОС.

Взаимосвязь и взаимозависимость активных участников образовательных отношений являются ключевыми принципами идеи разделения школы, позволяющими каждому участнику отвечать за реализацию своих интересов по понятным критериям оценки качества. Это создает условия для саморегулирования и, тем самым, резко снижает потребность во внешних проверках. Но для эффективного саморегулирования правила этих отношений не должны провоцировать выхолащивание содержательных смыслов под давлением формальных критериев. В частности, комендант не должен иметь голос в образовательных конкурсах, но будет их инициатором, если остаётся неиспользованный резерв ресурсов. Содержание правил не является предметом данного документа.

Новая субъектность могла бы появиться у куратора класса (расширенный статус классного руководителя)

Куратор в лице специалиста-тьютора при условии найма по договору с родителями мог бы представлять интересы родителей, находясь с подопечными в школе и контролируя как систему жизнеобеспечения (зона ответственности коменданта), так и образовательные программы. В его обязанности должны входить надзор за детьми в рамках образовательного процесса и использования бытовых условий, оказание им помощи, разрешение конфликтных ситуаций, информирование родителей и согласование с ними всех значимых аспектов жизни детей в школе. Прежде всего, тьютор должен осуществлять экспертные функции по оценке соответствия всех условий потребностям каждого подопечного. Для этого он должен обладать набором компетенций по психологии, медицине, педагогике, юриспруденции в отношении тех вопросов, с которыми может столкнуться в рамках образовательных отношений ребенок соответствующего возраста или его родитель.

Новая субъектность вузов

Так раньше «смсились» на парах.
Источник: pinterest

Традиционный вуз ориентирован на устаревшую модель подготовки по фиксированным профессиям, которых практически уже нет. То, что раньше было профессией, сегодня является направлением обучения. Иногда разные направления имеют минимальные содержательные отличия. Реальная профессиональная деятельность часто существенно отличается от названия профессии в дипломе. В результате, выпускники не готовы сразу приступить к работе и им требуется доквалификация на конкретном месте работы. Относительно успешно могут работать сразу после выпуска только те, кто успел поработать в реальных условиях параллельно с обучением в вузе.

Когда-то университеты были местом встречи мотивированных студентов с лучшими и воодушевленными специалистами. Постепенно, по мере индустриализации образования, логика традиционного обучения в вузе стала слабо отличаться от школьной модели обучения:
Несколько первых лет обучения в вузе охватывают примерно одинаковый состав учебных дисциплин у большого числа студентов;
Наиболее типичной остается лекционная форма работы, которая давно признана одной из самых неэффективных;
Многие семинарские занятия также включают значительные лекционные фрагменты;
Семинарские занятия часто являются тренинговыми по решению стандартных задач;
Большинство преподавателей вуза по организации образовательного процесса принципиально не отличается от школьных, и отличаются подчас в худшую сторону.
Таким образом, академическая часть обучения в вузе принципиально от школы не отличается, поэтому всю академическую часть программы вуза можно проводить в школьной логике независимо от вуза и сроков обучения с независимой квалификацией в вышеописанных центрах тестирования. Такая открытая профильная школа может быть составной частью школы в предложенном выше понимании — свободном формировании индивидуальной образовательной траектории. Если заказчики образования заинтересованы в квалифицированных специалистах, они будут трепетно следить за траекториями тех, кто отвечает их потребностям.

Профессиональная компетентность может формироваться только в реальной деятельности на реальных ошибках в живом общении с реальными работниками-специалистами в прикладной сфере. Без внесения в процесс обучения заинтересованного профессионального общения невозможно обеспечить требуемое качество и необходимую эффективность.

Новая субъектность вуза, освобождённого от академической части программы, могла бы вернуться к истокам заинтересованного общения студентов с квалифицированными специалистами. В отличие от старых университетов, учитывая иную плотность современных знаний, вуз мог бы ориентировать студентов на узкоспециальные курсы и профессиональные практики, желательно на реальных предприятиях и в учреждениях. Именно вузы могут стать лучшими кадровыми агентствами, если смогут обеспечить эффективную логистику нужных специалистов. Широту знаний можно поддерживать, стимулируя специалистов на освоение дополнительных модулей.

Наиболее близко такому подходу обучение врачей на этапе ординатуры, когда студенты теоретически почти всё знают, но не умеют применять академические знания. Сам вуз при этом является координирующей структурой и ценен умением выстраивать образовательные программы, набирать и организовывать студентов, согласовывать графики работы, вести необходимый документооборот.

Новая возможная субъектность лабораторных центров и мастерских

В школе, журнальная иллюстрация
Источник: pinterest

Большую роль в обучении играют практические навыки, без которых академические знания носят схоластический характер. При формальном исполнении практических работ эффект от них крайне низкий. В традиционном обучении запланированные лабораторные работы часто проводятся формально.

Изложенная ранее логика гибкого формирования индивидуальной образовательной траектории позволяет в аналогичной логике создавать отдельные центры, в которых были бы сконцентрированы лабораторные комплексы. Это позволило бы поддерживать их в работоспособном состоянии и комплектовать мотивированными сотрудниками. Такие лабораторные комплексы есть во многих вузах. В предложенной логике вычленения типовых оргструктур, лабораторные комплексы могут быть самостоятельными и обладать компетенцией подтверждения приобретенных навыков в виде справки для заполнения образовательной траектории обучающегося. Аналогично могут формироваться учебные мастерские. На начальном этапе существующие при вузах лаборатории и мастерские могли бы предлагать свои ресурсы для внешних обучающихся, если их сертификат будет признаваться за рамками вуза. Стоит учесть позитивный и негативный опыт межшкольных учебных комбинатов.

Превращение независимых лабораторных центров и мастерских в исследовательские и творческие центры для разных групп мотивированных обучающихся могло бы повысить качество приобретаемых навыков. Эти центры могли бы стать точкой концентрации исследовательских и проектных групп, способствующих прикладной профориентации в логике дворцов творчества.

Новая субъектность развивающих активностей

Традиционное место развивающих активностей очевидно по факту терминологического деления образования на основное и дополнительное. По оценкам социологов, более 2/3 имеющихся компетентностей люди приобретают вне основного образования, в дополнительных развивающих активностях. При создании системы образования, адаптивной к индивидуальным потребностям, может быть стёрта грань между видами образования. Это позволит любую развивающую и интересующую учеников активность рассматривать как полноправное образование наравне с привычно важными «предметами».

Театры, музеи, галереи, кружки, студии, ансамбли, музыкальные школы, спортивные секции, тематические выездные лагеря и фестивали — всё это и многое другое, подтверждающее полезные обществу компетенции, встанет в единый ряд системы образования.

Новая субъектность органов власти

Органы власти не справились с возникшим после 90-х годов ростом разнообразия школьных моделей и начали его подавлять в логике управления системой просвещения. Такое управление входит в конфликт с конституционной логикой ответственности за обучение, которая возложена на родителей. Критерии оценки качества выбираются умозрительно, влияние реальных потребителей на них практически отсутствует. Новая субъектность органов власти должна учитывать новые субъектности в системе образования и согласовываться с ними.

При разделе школы на независимые структуры обучения и жизнедеятельности, система жизнедеятельности видится намного логичнее под контролем министерства по строительству и ЖКХ, чем под Минобрнауки. Достаточно вычленить для образовательных зданий формальные стандарты соответствия по возрастам, которые должны быть обеспечены. Превышение возможностей над требованиями стандартов могло бы быть конкурентным преимуществом здания или предметом договора, местных стандартов.

Поскольку каждое ведомство в изложенной логике становится заказчиком образования, в нём полезно возложить на структуры, ответственные за кадровую работу, дополнительный спектр образовательных задач от планирования потребностей до профориентации и ведомственных мероприятий по мониторингу, разработку (заказ) образовательных программ.

Если образовательные организации становятся независимыми и отвечают непосредственно перед заказчиками, нет смысла в отдельном ведомстве — Минобрнауки. Мониторинг результатов образовательной деятельности в стране, научную проработку планов и результатов логичнее производить в экспертных структурах под контролем межведомственного комитета по координации системы образования.

Межведомственный комитет должен отвечать:

за статистику и её анализ,
за нормативное обеспечение образовательной деятельности,
за координацию образовательных подразделений в ведомствах,
за формирование согласованной образовательной политики государства,
за подготовку бюджета всей системы образования.
Важным новым элементом могло бы быть включение в учет анализа мероприятий и их результатов, связанных с участием в образовательных процессах учреждений культуры, науки и спорта.

Межведомственный комитет был бы логичен в составе министерства экономического развития в качестве расширения деятельности по управленческим кадрам.

Нормированные требования к качеству независимого тестирования обеспечат контур государственного контроля для всех участников на всех этапах обучения, независимо от сроков проведения каждым участником.
Обрнадзор должен продолжить нормативный контроль за образовательным процессом и за деятельностью НЦТК.
Описанное изменение субъектности всех участников образовательного процесса, приводящее к широкому разнообразию и независимости образовательных услуг, влечёт за собой изменение формы гарантий бесплатности образования.
Под конституционной гарантией бесплатности образования подразумевается погашение стоимости затрат на обучение для родителя ученика или самостоятельного ученика. Способ погашения сегодня реализуется путем перераспределения выделяемых на образование средств государственного бюджета по иерархической модели под контролем органов власти. В условиях разнообразия и множественности выбора иерархические модели становятся непомерно сложными и их нужно исключить с учетом уже принятой логики подушевого финансирования.

Поскольку образовательные здания существуют независимо под управлением местных органов власти, государство остается в этом аспекте в традиционной роли. Логика финансирования мероприятий по обеспечению жизнедеятельности здания без учета затрат на образовательный процесс принципиально не меняется.

Для оплаты работы образовательных организаций предлагается обеспечить каждого ученика спецсчетом на обучение («образовательным ваучером») с ежегодным начислением из федерального бюджета в зависимости от его возраста, результатов независимого тестирования и творческих мероприятий (олимпиад, конкурсов, конференций).

Этот счёт должен обеспечить гибкое расходование средств на усмотрение ученика (родителя) между разными образовательными услугами c дробностью до одного учебного часа. Для согласования гарантий и гибкости в использовании этого счета можно вести его в учебных часах, достаточных для предусмотренного государством уровня образования. Стоимость учебного часа может пересчитываться либо в единой логике и меняться год от года, либо носить гибкий характер в зависимости от различных критериев. Соотношение оплаты образовательных услуг через спецсчет и живыми деньгами в государственной школе может регламентироваться органами власти.

Перенос акцента конституционных гарантий со сквозного регулирования всех аспектов образования на непосредственное погашение утвержденной стоимости образования создает реальные условия для формирования активных и ответственных граждан, воспитанных в ситуации мотивированного ответственного выбора собственной образовательной программы. Это повышает их готовность к пожизненному образованию, востребованному современным общественным прогрессом. Перенос ответственности за оплату обучения и смежных образовательных услуг на ученика (родителя) освобождает государство от необходимости решать вопросы оценки качества и оплаты непосредственно образовательных организаций, переориентирует организации на основного заказчика обучения и вынуждает конкурировать друг с другом на стандартных и давно отработанных рыночных принципах. Государственная поддержка конкретных организаций может осуществляться целевым образом по отдельным программам поддержки и стимулирования.

Существует риск госбюджетного недофинансирования реального образования с переносом акцента на гражданское финансирование, но лучше открытая ситуация для гражданского диалога с властью, чем демагогическая профанация реальных условий образования.

Новая субъектность системы образования

Фото учителя викторианской эпохи.
Источник: etsy.com

Традиционная система образования построена по принципу стандартных для всех крупных модулей, успешное освоение которых проверяется общими одновременными испытаниями и подтверждается стандартным документом. Эта логика хорошо работает на едином образовательном конвейере при небольшом разнообразии образовательных программ. Однако, чем более дискретные единицы, тем менее сложную картину из них можно составить. Современное состояние цивилизации и резко возросшая скорость развития технологий требуют существенно большей гибкости системы образования.

Новая субъектность системы должна быть направлена на обеспечение возможности построения каждым гражданином страны своей образовательной траектории, наиболее оптимальной для индивидуального сочетания возможностей и предпочтений, причем в течение всей его жизни. Это позволит максимально эффективно развиваться мотивированным обучающимся, отслеживать их прогресс и обеспечивать им возможность эффективно встраиваться в решение профессиональных задач страны.

Учитывая инертность системы образования в лице всех участников (педагогов, администраторов, родителей и, как следствие, учеников), необходимо обеспечить условия для продолжения функционирования традиционной и привычной им модели организации обучения, но по собственному выбору.

Каждый родитель должен самостоятельно обсудить со своим ребенком предлагаемые возможности и сделать выбор: обучаться по традиционной модели или пробовать новые формы.
Каждая образовательная организация должна выбрать свое место на образовательном поле в виде предлагаемой образовательной программы и отвечать перед заказчиком за ее реализацию.
Критерием результативности продукта (образовательной программы в исполнении конкретной образовательной организации) могут служить разные параметры, но результаты независимого тестирования займут в них важное место.
Чтобы облегчить задачи построения гибкой траектории и оценки ее прохождения, необходимо привычные крупные блоки знаний разбить на более мелкие («гранулы»), классифицируемые по уровням.
Самой важной особенностью новой субъектности системы образования должна стать новая субъектность заказчика образования. Наличие разных заказчиков и разных заказов с разными критериями оценки качества создают выбор возможностей. Это позволит без видимых революций сохранить традиционные формы обучения и дать возможность развитию новых форм. Отсутствие жестких требований к содержанию образования, формирование реального выбора в виде конкурса образовательных программ, наличие инструмента выбора в виде индивидуальных образовательных счетов– все это позволяет изменить модель управления образованием с сохранением конституционных гарантий (часть 2 статьи 43 Конституции) и реальным переносом ответственности на родителей (часть 2 статьи 63 Конституции). Соотношение явно декларированных заказов и предложений обеспечит динамические условия саморегуляции при развитии системы.

Наиболее заметным изменением станет отсутствие границ между видами и уровнями образования, т. к. каждый сможет двигаться по «карте знаний» собственным образом, а любой новый шаг будет определяться его собственным заполнением «карты знаний». Это, помимо создания условий для мотивированного обучения, обеспечивает гибкость освоения новейших видов деятельности, т. к. они обычно определяются небольшими новыми блоками знаний на традиционном фундаменте знаний. Любой имеющий карту на уровне этого фундамента может войти в новую деятельность, освоив новые блоки знаний.

Контроль за содержанием образования выходит на общедоступный контур независимого тестирования и постоянно развиваемую «карту знаний». Это позволяет обеспечить независимый мониторинг состояния образованности всей страны с детализацией до населенных пунктов.

Выделение подушевых средств на обучение из федерального бюджета будет стимулировать финансирование местных условий для обучения, т.к. лучшие образовательные программы, особенно при развитии дистанционных форм обучения, будут способствовать притоку обучающихся из менее успешных в образовательном смысле регионов. С другой стороны, могут быть разные стратегии развития регионов: кто-то будет успешен в организации условий для обучения, а кто-то сумеет более заботливо обеспечить в своем регионе заказ и трудоустройство специалистов.

Этапность реализации системы (на 5 лет)

Корректировка нормативной базы для возможности раздельного лицензирования и независимого функционирования образовательных зданий и образовательных организаций без собственной учебной базы, раздельные требования стандартов
Разделение школы на 2 юридических лица: обучение и жизнеобеспечение
Развитие центров независимого тестирования и квалификации
Подготовка и переквалификация кураторов-тьюторов
Переподчинение структур органов власти в сфере образования, связанных с жизнеобеспечением, в структуры МинстройЖКХ
Формирование в ведомствах структур развития кадров (HR), разработка «карт знаний»
Переформирование оставшихся структур Минобрнауки, ответственных за обучение, в межведомственный комитет по координации системы образования.
Параллельно должна вестись разработка правил взаимодействия всех участников, включая условия оборота образовательных ваучеров и наличных денег, проведения конкурсов и заключения срочных договоров с образовательными компаниями, расчет и запуск ваучерной модели компенсации стоимости обучения. На подготовительном этапе, пока указанные выше этапы не реализованы, эти механизмы не актуальны. Подробнее о модели реструктуризации системы образования можно прочитать здесь.

Авторы: М. Кушнир, П. Максименко




Категория: Российское образование | Просмотров: 1302 | Добавил: nadezhda | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]