12:15 Технология вторичного проживания | |
Андрей Пархоменко, учитель года Ямало-Ненецкого округа Особое место в педагогической технологии, основанной на тезисах Кабалевского и Масловой, отводится риторизации учебной деятельности детей на уроках музыки. В первую очередь это связано с ясным и доступным описанием своих чувств и впечатлений от восприятия произведения искусства. Часто ребята должны создавать текст, а значит, им необходимо владеть основными риторическими приемами, уметь работать в различных жанрах, используя законы композиционного построения текста и речи. Урок музыки интегрирует в себе практически весь гуманитарный цикл - литературу, историю, изо, МХК, что позволяет ребенку на уроке оперировать понятиями, знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках других предметов. Я называю эту методику «педагогическая технология вторичного проживания». Мы, игнорируя специфические знания и умения, пытаемся осознать смысл и идею музыкальной пьесы, картины или скульптуры. Ведь любое произведение искусства - это «письмо в будущее», и очень важно научиться его читать. К сожалению, в последние годы настоящее искусство становится достоянием узкого круга профессионалов. Для широких масс остается лишь «массовое искусство» - суррогат, призванный не просвещать, а развлекать. В итоге дети воспринимают искусство фоном. Но математикой ведь душу не воспитаешь. Музыка может рассказать о нас и быстрее, и доступнее, чем многие исторические тома. Правда, для этого педагог должен быть широко образованным. Результаты восприятия музыки, воплощенной в рисунках, коллажах или эссе, бывают совершенно неожиданными. Маленький таджикский мальчик Азим Хакназаров, приехавший в Муравленко из горячей точки, после прослушивания фрагмента «Вечерней музыки» из хоровой композиции Валерия Гаврилина написал: «Мелодия, как колыбельная песня. Песня, которой аккомпанируют колокола всех храмов мира. В этой песне есть и любовь, и слезы. Любовь к людям и слезы о погибших в войнах. Но это не только плач. В этой мелодии есть надежда на то, что придет время, и дружба победит, а в мире никогда не будет войны...» А недавно одна пятиклассница после прослушивания музыки вдруг выдала на уровне высокой поэзии: «Как будто бы душа целует дождь...» - Я учу детей развивать воображение. На уроках они становятся журналистами, писателями, художниками, высказывают мнения устно, в эссе, с помощью рисунков, в коллажах. Мы говорим не только о музыке, но и об истории страны, живописи, литературе, о культуре языка. Это позволяет сделать урок тесно связанным с жизнью. И доказывает, что музыка в школе не приемный ребенок. Жизнь в эпоху перемен всегда была нелегка, но залог побед во все времена - духовное, нравственное начало человека. Для меня ребенок - сотворец, он познает законы искусства изнутри, совершенствуясь прежде всего как личность. Впрочем, петь ребята из 5-й школы тоже учатся - на занятиях кружка «Кантилена». Сюда приходят дети, оставшиеся «за бортом» вокального отделения ДШИ. Слух и голос, как считает Пархоменко, есть у всех, надо только предоставить шанс ребенку, тянущемуся к искусству. С помощью разных упражнений он развивает их способности к вокалу. И пусть ребята из «Кантилены» не хватают звезд с небес, но каждый из них одерживает победу над собой... | |
|
Всего комментариев: 0 | |