Вице-премьер правительства Ольга Голодец уверена, что программу обучения родному языку надо качественно менять Говорим плохо, пишем с ошибками, читаем с трудом. Еще труднее понимаем смысл прочитанного... Чем младше, тем больше шансов встретить в письме ошибки, в речи - неправильные ударения. Туманное и витиеватое изложение вместо четкого, понятного рассказа. Караул! Да, караул. А делать-то чего? Страна на перепутье. И именно нынешний выбор направления поворота на многие годы определит судьбу русского языка - и (а это взаимосвязанно) - его носителей. Потому что умный, грамотный, чувствующий нюансы, полутона и понимающий глубинный смысл сказанного человек всегда добьется большего, чем неуч, форсящий новоязом, или вворачивающий в речь слова «кейс» и «воркаут».
Путей, как в сказке, два — налево и направо. Те, кто считает себя патриотами, требуют единый учебник по русской литературе, увеличения часов русского языка, новые проверки, экзамены и жесткий контроль. Пойдем по такому пути - результат будет скорый. С мест посыпятся рапорта - увеличили, углубили, всех перевели на новые рельсы. Это мы умеем. Только в рапортах будет все больше ошибок, потерянных запятых и сложноподчиненных предложений с неясным смыслом. Потому как из-под палки любить язык, как и любить женщину, не научишь. Мы уже их послушались и ввели в выпускном классе обязательное сочинение. За четыре часа школьники должны были вымучить из себя жалкие 350 слов. Две странички - примерно из стольких слов состоит инструкция к лекарству анальгин. «Комсомолка» еще напишет о реальных результатах такой контрольной.
Пока суть — перепуганные школьники писали не то, что думали, а то, что правильно и за что поставят хорошие оценки. Вузовские преподаватели, пытаясь найти среди авторов-абитуриентов оригинально и смело мыслящих людей, обливались горючими слезами. Другой путь - это подумать о том, как приохотить детей к чтению, как сделать уроки родного языка любимыми, а грамотное и четкое изложение своих мыслей на бумаге или во время разговора превратить в моду, привычку, в предмет гордости. Мне кажется, именно это имела в виду вице-премьер Ольга Голодец. когда в конце прошлой недели на заседании Совета по русскому языку заметила, что программа по русскому языку неквалифицированно составлена, а «мы должны эту программу сделать эффективной и качественной». Не бить современных подростков по голове томами классиков, которые на самом-то деле еще больше отвращают от чтения, а находить новые подходы к мобильному поколению. Хорошо, что власти понимают, что простым увеличением часов обучения дело не изменишь.
Голодец заметила, что на изучение предмета отведено и так достаточно времени. «Грош нам цена, если за 1500 часов не смогли научить русскому языку». Если быть точным - это на русский язык в школьной программе отведено 1480 часов. А русский язык и литературу вместе взятые изучают 2547 часов в течение 11 лет. Больше, чем любую другую предметную область. Да, программу, по сути без серьезных изменений перебравшуюся в наши школы из другой, из советской эпохи, надо менять. Главное тут - придумать как заинтересовать детей чтением, не обязательными «произведениями из программы» (давайте признаемся, что большинство школьников это делают из-под палки, без удовольствия и где могут ограничиваются кратким содержанием - в интернете подобного товара полно). Чтение умных книг — это и грамотность письменная, и устная. Да и мозги на место ставит. Чтение и общение с умным собеседником, умеющим ясно и красиво излагать свои мысли. А вот дальше то, что предложила Ольга Юрьевна Голодец, меня насторожило. Она добавила, что надо бы проводить тестирование всех российских педагогов-предметников, дабы "узнать, как педагоги владеют языком”. Наверное, есть несколько учителей, которые пишут слово педагог с ошибкой. Но то, что педагоги - одна из самых грамотных категорий населения, думаю, никто спорить не будет.
Грамотных и замотанных. Хотите, чтобы учителя лучше работали — дайте им больше простора для творчества, освободите от десятков ненужных, бесполезных отчетов, которые они вынуждены строчить по каждому поводу и без повода. Каждый новый образовательный начальник, приходя во власть, обещает вал бумажной работы с учителей снять. А его становится все больше и больше. Как и проверок. Боюсь, и новая инициатива вице-премьера обернется очередной кампанией - проверим всех учителей на предмет знания русского языка. Новой нервотрепкой. И новой порцией отчетов. А проблему не решит никак. Слишком глубинная она и кавалерийским тестированием всех и вся она не решается. ...Да, еще Ольга Голодец предложила переименовать народную и популярную акцию «Тотальный диктант» в «Единый диктант». Видимо, в комплект к Единому госэкзамену. Мол, слово «тотальный» вызывает у нее неприятные ассоциации. Вице-премьеру бы поинтересоваться отношением нынешних школьников и их родителей к слову «единый»... Да, и еще: В школах хотят ввести устный ЕГЭ по русскому языку Пока, правда, не известно как и когда это можно сделать — пока технология такой проверки знаний не разработана.
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая предлагала ввести устную часть в ЕГЭ по русскому языку в 2017 году. Но в Рособрнадзоре не уверены, что к этому сроку успеют все подготовить. Впрочем, устная часть (говорение) с этого года было частью ЕГЭ по иностранным языкам. Но иностранный — предмет по выбору и его сдавали далеко не все выпускники, а русский язык — предмет обязательный и организовать проверку умения грамотно изъясняться на родном языке у всех сдающих Единый госэкзамен очень непросто. P.S. В данной заметке около 800 слов. Вдвое больше, чем положено на сочинении по русской литературе.