08:28 Домашнее задание: по нормативу или по факту | |
Перегрузка школьников – факт неоспоримый. Однако эксперты склонны утверждать, что ей подвержены далеко не все ученики. По их мнению, большая часть учащихся – и отличников, и неуспевающих – не ощущают перегрузок по различным причинам. Однако около третьей-четвертой части учащихся средней и старшей школы являются жертвами перегрузок в ее традиционной форме: дети, тратя много сил и времени, не успевают за ходом учебного процесса. Бесспорно, что в такой ситуации в первую очередь ребенку необходима помощь психолога, а не учителей-предметников. Среди разнообразия причин учебной перегрузки больше всего школьники и их родители выделяют увеличение объема информации в учебных дисциплинах. Современные ученики утомляются до такой степени, что самостоятельное выполнение заданных на дом заданий для них часто становится нереальным. Далее следует игнорирование заданий или частичное их выполнение, плохие оценки, нежелание идти в школу. Многие школьники могут справляться со школьными заданиями на дом максимум за несколько часов. Но фактически на совместное с родителями выполнение домашней работы у детей уходит весь вечер. И так из дня в день. Родители задаются вопросом: как же уложиться в положенные пару часов? Некоторые из них сетуют на большой объем заданного материала на дом, другие – на сложность заданий. Однако следует учесть, что планируя для учеников домашние задания, учитель руководствуется специальными нормативными документами, положения которых устанавливают требования по нормам времени выполнения домашней работы. Так, его объем должен соответствовать следующему временному периоду: - 1 класс – обучение детей ведется без выставления балльных оценок знаний и без домашних заданий; - 2 – 3 класс – 1,5 часа; - 4 – 5 класс – 2 часа; - 6 – 8 класс – 2,5 часа; - старшие классы – не более 3,5 часа. В тоже время стоит отметить, что установленные нормативы – примерные. Серьезным фактором в скорости выполнения заданий являются психофизиологические особенности ребенка, его характер. И достаточно сложно бывает детям быть сконцентрированными на одном задании более 30 или 40 минут. Они переключаются на компьютер, телефон, телевизор, прием пищи. Случается, что реальное время выполнения заданий превышает норматив в несколько раз. И без следа это не проходит: нервно-психические нарушения, повышенная утомляемость вкупе с иммунными дисфункциями, снижение иммунитета, влекущее частую подверженность болезням. На правомерность того, что учителя дают задания на каникулы или выходные дни, специалисты ссылаются на Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», в котором говорится о недопустимости задавания домашнего задания на выходные с целью обеспечения детям полноценного отдыха. Конкретный запрет педагогам давать задания на каникулярное время отсутствует. Но такое правило может быть прописано во внутреннем нормативном документе образовательной организации – Правилах внутреннего распорядка. В них же и определяется примерный объем домашних заданий. Конвенцией о правах ребенка 1989 года признается право ребенка на отдых, коим и являются каникулы. Положение о домашнем задании учебные заведения в соответствии с законодательством РФ в сфере образования разрабатывают сами. Стоит отметить, что учитель домашнее задание может дать по пройденной на уроке теме для закрепления материала, а также из непроработанного в школе или предназначенного для самостоятельного изучения – для стимулирования творческой и исследовательской активности ученика. Домашние задания – неотъемлемая часть школьного обучения, поэтому выполнять их необходимо. И делать это можно без особых затрат сил и времени, если найти к ребенку правильный подход и учитывать его индивидуальные способности и особенности. А педагогам не стоит забывать о разумных объемах домашнего задания для школьников и о том количестве предметов, по которым они его выполняют ежедневно. | |
|
Всего комментариев: 0 | |