10:31 Инклюзия в российских школах: условия внедрения сложны, но выполнимы | |
Проблема введения инклюзивного образования в школах России является наболевшей и непростой. Никто не скрывает, что стандартам, разработанным специалистами Минобрнауки РФ, еще нескоро суждено быть реализованными. И по одной простой причине: участники образовательного процесса не готовы к новым условиям и правилам учебы и работы. Сам замысел гуманизации образовательного пространства может стать хорошей площадкой, где здоровые ребята смогут находиться во взаимодействии с другими людьми. Для категории «особых» детей время, проведенное в кругу сверстников, может быть отличной практикой коммуницирования и приобретения жизненно необходимых навыков. Но это теория, на самом деле даже приверженцы инклюзии осознают, что для введения передовой системы образования детей в ОВЗ в российские школы нужно потратить еще много времени и сил. Каждый из нас может представить развитие ситуации, когда в класс к шумным и в меру успешно обучающимся приводят «особого» ребенка. Большой фантазии, чтобы спрогнозировать действия учеников, не требуется. У каждого из нас периодически всплывают воспоминания, когда школьники измывались над различными недостатками одноклассников. Для того, чтобы развитие данной ситуации пошло по другому пути, необходимо соблюдение ряда условий. Первоначально, для прихода в обычную школу необходима подготовка самого ребенка и его родителей. Во-вторых, к обучению «особой» категории детей нужно подготовить педагогов, и не через краткосрочные курсы повышения квалификации. На этом уровне учителей крайне важно обучить методикам работы с детьми, имеющими расстройства зрения, слуха, формирования речи, нарушения опорно-двигательного аппарата и другие диагнозы. Следующим немаловажным условием является проведение глубокосмысленной работы с учащимися школ и их родителями. А далее – наличие тьюторов, должного материально-технического обеспечения, постоянной работы психологической службы. В общем, переход к инклюзивному образованию должен быть тщательно подготовленным и осмысленным. В нынешних условиях от обучения «особых» детей в обычных школах при лучшем развитии ситуации можно ждать только пустого времяпровождения без получения знаний и необходимой практики общения. Выходом из этой ситуации станет домашнее обучение. В противном случае, ребенок с ОВЗ от общения с обычными неподготовленными сверстниками может получить сильнейшую психологическую травму, что усугубит имеющиеся проблемы со здоровьем. Надо отметить, что инклюзивное образование для нас не является новшеством, ведь и раньше в обычных школах учились дети с некоторыми незначительными нарушениями здоровья. Периодически организовывались совместные проекты обычных и коррекционных школ, которые были направлены, если сказать современными терминами, на привитие школьникам толерантности и социализацию инвалидов. По словам председателя Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов Ю.Камал, такое общение вначале было сложным, позднее возникала крепкая дружба, вызванная не жалостью или снисхождением. В отношении критериев оценок для учащихся с ОВЗ координатор инклюзивного образования, педагог-психолог одной из гимназий г. Москвы С. Розенблюм говорит о том, что в настоящее время это является больным вопросом, поскольку современная система мониторинга составлена без учета данной категории школьников. Она также отметила, что крайне важно понимать, что инклюзивное образование ни в коей мере не является альтернативным коррекционному. Оба направления образования не противоречат друг другу, а эффективно работают в разных странах. В целом, задачи по введению инклюзии в нашу образовательную систему выполнимы при условии решения многих тематических вопросов: о подготовке кадров, программ и методик, о необходимом оборудовании и работе со всеми участниками образовательного процесса. Л. Прохоренко, контент-менеджер фото с сайта www.sanatate.md
| |
|
Всего комментариев: 0 | |