12:26 От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию | |
Минобрнауки России опубликовало для общественного обсуждения проект Концепции поддержки развития педагогического образования. Как благодаря этому документу может измениться подготовка учителей, размышляет научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов. Российское педагогическое образование сегодня не критикует только ленивый. Но эта критика далеко не всегда конструктивна. Например, у многих педвузов по результатам мониторинга Минобрнауки обнаруживались признаки неэффективности. Но один из критериев мониторинга — наличие иностранных студентов. А откуда они возьмутся в педвузах, если в любой стране мира право преподавать в школе имеют только обладатели национальных дипломов? Но есть и конструктивная критика. Например, новые стандарты общего образования предусматривают компетентностный подход: дети должны не просто получить предметные знания — с этим как раз все нормально, — но и научиться применять их в непредсказуемых ситуациях, а с этим дела обстоят хуже, это подтверждено результатами международного исследования качества образования PISA. Значит, должна измениться подготовка педагогов. Концепция поддержки развития педагогического образования — это первая попытка не просто раскритиковать, но изменить педагогическое образование. От критики педагогического образования власть переходит к мерам по его развитию. Отмечу лишь несколько главных шагов, и мне они представляются верными. Первый шаг — увеличение педагогической практики, причем не в прежнем смысле, когда студенты какое-то время проводили в школе и получали зачет. Педагогическая практика — это когда школа становится экспериментальной площадкой для будущих учителей. Они не просто приходят туда на семестр, отрываясь от учебы. Они, так или иначе, там присутствуют в ходе учебного процесса и на практике осваивают то, что в вузе им дают в теории. Чтобы эту идею реализовать, у вузов, где готовят педагогов, должны быть свои базовые школы. Второй шаг — это возможность для одних студентов уйти с педагогических программ, а для других — наоборот, перейти на эти программы. Хорошо известно, что многие выпускники педвузов не хотят работать в школах, но, поняв это еще во время обучения, изменить свою образовательную траекторию не могут. В то же время студенты иных направлений и специальностей иногда приходят к выводу, что педагогика — дело куда более интересное, нежели то, чем они занимаются сейчас. Нужно дать возможность и тем, и другим работать по призванию. Третий шаг — поддержка молодых учителей. Речь идет не столько о материальной, сколько о профессиональной поддержке. Сейчас они часто уходят из школы, потому что старшие коллеги не могут оказать им профессиональную помощь. Нужно создавать профессиональные сообщества молодых учителей — и реальные, и виртуальные; хорошо известны такие сообщества в разных регионах — например, в Красноярском крае. Если нам удастся в первые два-три года помочь молодому учителю удержаться в школе, он наверняка останется там работать и станет хорошим специалистом. Полагаю, эти и другие шаги помогут нам поднять педагогическое образование на новый уровень. Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ | |
|
Всего комментариев: 0 | |