14:57 Новый учебный год с высоты правительственных кабинетов | |
Селекторное совещание о готовности системы образования к новому учебному году состоялось в правительстве. Озвученные цифры и факты небезынтересны для представления широких контекстов работы каждого в наступившем образовательном марафоне… Численность дошкольников составляет на сегодня 5,6 млн человек, учащихся школ – 13,4 млн, учреждений НПО и СПО – 3,2 млн, вузов – 6,5 млн. Введено в эксплуатацию 549 новых образовательных учреждений, из них – 431 дошкольное. Как подчеркнул Председатель российского правительства Дмитрий Медведев, «главная цель – создать условия для непрерывного интеллектуального и творческого развития нашего молодого поколения, причем решать такую задачу можно только комплексно, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая университетами». Губернаторы территорий отчитались о благополучном положении дел. В частности, глава Новгородской области отметил, что 84% ОУ переведено в режим автономных. Это, по его мнению, повышает и ответственность руководителей ОУ, позволяет им более оперативно решать вопросы, связанные с капитальным ремонтом, а также самостоятельно зарабатывать деньги. Да-да, «в некоторых случаях объем внебюджетных средств превышает суммы, выделяемые учредителем»! Ложку дегтя внес министр образования и науки Дмитрий Ливанов, рассказав о ситуации в Республиках Ингушетия и Дагестан, из поездки по которым он недавно вернулся. По его словам, показатели системы образования просто катастрофические: на 57 тыс. детей до 7 лет всего 30 детских садов, из них половина работает в неприспособленных для этого помещениях; 88% школ расположено в зданиях, которые не соответствуют нормам пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности. Реалистично смотрит на вещи и заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец, говорившая о проблеме обеспечения полной доступности учебного места для каждого учащегося. У нас в трехсменном режиме работают десятки школ, а очередь в детские сады вызывает социальное напряжение в обществе. Про ФГОС в начальной школе: благодаря новым программам уровень усвоения материала возрастает на 20–25%, по данным Ольги Голодец. Повышается мотивация, укрепляется здоровье учеников. Но в пилотный проект по апробации стандартов средней и старшей школы войдут только те школы, которые действительно готовы. Планируется мониторинг эксперимента. Докладывали также, что заработная плата учителей «имеет положительную динамику»: если в прошлом году средняя заработная плата учителей составляла 15,1 тыс. рублей, то в этом году она возросла до 21,4 тыс. рублей. Это, конечно, не про вас, дорогой учитель, это «средняя температура по больнице», так что сумму 54,2 тыс. рублей, среднюю московскую, руководитель московского департамента предлагал не озвучивать на всю страну: «неловко перед коллегами из регионов». Но из песни слова не выкинешь. Тем не менее дефицита педагогических кадров в стране нет. По словам министра, это сотые доли процента, а в абсолютных цифрах – 17,2% учительских вакансий на все школы страны. Востребованы преподаватели иностранных языков, математики, физкультуры. С другой стороны, в этом учебном году в школы пришли на 100 000 больше первоклассников, полтора миллиона – их почти в два раза больше, чем выпускников, и кто их поведет в средней школе – неясно. По данным Росстата, за период с 2000-го по 2011 г. количество учителей сократилось с 1,8 млн до примерно 1 млн человек. К тому же нынешний год побил все рекорды по реорганизации школьной сети, и процесс этот, обещают, будет продолжаться. Росстат сообщает: за 10 лет численность дневных школ (городских и сельских) снизилась с 66 тыс. до 49 тыс. Что дальше? Поживем – увидим. Начнем учить – поймем. Ольга Дашковская | |
|
Всего комментариев: 0 | |