16:37 Расин: для работы с одаренными детьми нужно использовать опыт спецшкол | |
- Вениамин Вольфович, во время обсуждения проекта Концепции на коллегии в Минобрнауки ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов отметил, что у российских детей нет условий для проявления своей одаренности. Вы согласны с таким утверждением? - К сожалению, это так. Притом что в Советском Союзе был накоплен неплохой опыт работы с одаренными детьми, и способы поиска и работы с талантливыми детьми известны: создавать спецшколы с хорошо оснащенными лабораториями, развивать доступную систему дополнительного образования, платить достойную зарплату учителям. Сейчас системы поиска и сопровождения талантливых детей как таковой у нас нет. Хотя тема обсуждается не впервые. Несколько лет назад по инициативе Минобрнауки уже готовили похожие документы, проводили совещание с участием директоров специализированных учебно-научных центров, членов Общественной палаты, представителей крупных заочных физико-математических школ. Но на этом тогда все и закончилось - результатов нет. На мой взгляд, было бы правильно использовать опыт специализированных учебно-научных центров, где удается сохранять достаточно высокий уровень подготовки школьников, - создавать подобные центры (интернаты) при крупных университетах. Сейчас в стране всего четыре таких интерната (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге при Уральском федеральном университете). Три из них были созданы еще в начале 1960-х годов по инициативе нескольких академиков, среди которых - физик Исаак Кикоин и математик Андрей Колмогоров. Создание спецшкол тогда мотивировали тем, что нужны высококвалифицированные кадры для военно-промышленного комплекса. Преподаватели в таких школах - всегда квалифицированные. А главное - здесь гораздо больше методической свободы в области образовательных программ. - Один из разделов Концепции посвящен олимпиадному движению. Предполагается увеличить охват школьников, участвующих в олимпиадах, расширить список предметов, по которым проводились бы олимпиады. - Конечно, надо развивать систему олимпиад, начинать проводить их раньше - с 4-5-го классов. Другое дело, что к олимпиадам ребят надо еще и готовить, должны быть дополнительные занятия, кружки, факультативы. Ведь любая олимпиада - это своего рода соревнование. Как и в спорте, это соревнование нельзя выиграть без серьезной систематической подготовки. Так, в математике нужно уметь быстро решать определенные типы задач, знать подходы к решению. Но нельзя все сводить только к олимпиадам - таким способом не выявить всех одаренных детей. Кто-то, допустим, не может решать сложные задачи по математике быстро, ему нужно время на раздумья, такой школьник вряд ли сможет хорошо выступить на олимпиаде, но впоследствии вполне может дать фору ее победителям. Поэтому хорошо бы помимо олимпиад проводить научно-практические конференции школьников, конкурсы научно-исследовательских работ и что-то подобное. Например, мы в специализированном учебно-научном центре УрФУ с 13 по 15 февраля проводим конкурс исследовательских работ школьников памяти Абрама и Исаака Кикоиных. - Эксперты отмечают, что учителя сейчас не умеют работать с одаренными детьми. Чтобы заинтересовать их, предлагается ввести материальное вознаграждение - например, за подготовку победителей олимпиад. В педвузах рекомендуется читать студентам лекции о работе с одаренными детьми. - Эти меры сами по себе неплохие, но ведь известно, что из педвузов работать в школы идет небольшой процент выпускников. И где гарантия, что выпускник педвуза будет применять на практике то, что прослушает на лекциях? Работа с одаренными детьми - это своего рода призвание. Если учителю интересно, он будет этим заниматься, если нет - вряд ли. Материальное вознаграждение - хороший стимул. Сейчас среди тех, кто работает с одаренными детьми, очень многое держится на энтузиазме педагогов. Нужна система финансовой поддержки. Хорошо бы привлекать для работы с одаренными детьми преподавателей вузов и соответственно им платить. Мы пытаемся постоянно совершенствовать систему мотивации в СУНЦ УрФУ. - Надо ли для молодых людей, проявивших одаренность в школьном возрасте, создавать особые условия для обучения в вузах? - Около 15 лет назад мы пробовали в Уральском госуниверситете на матмехе и физфаке создавать отдельные группы студентов - тех, кто оканчивал СУНЦ. Опыт был неплохой, но его преимущества не очевидны. Когда в группе есть сильные студенты, за ними обычно подтягиваются все остальные, если же сильных нет, то нет и стимулов поднимать планку выше. Кроме того - для преподавателей разделение студентов на две группы обернулось дополнительной нагрузкой. Материал подготовила Елена Кузнецова (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости | |
|
Всего комментариев: 0 | |